Конспект Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Составление рассказа о весне» для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Марина Викторовна Молчанова

Составление рассказа о весне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи

На тему: «Составление рассказа о весне» для детей старшей группы

        Цель: Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа о весне.

Интеграция детских видов деятельности: «Познание», «Коммуникация».

Программные задачи:

  Образовательные - систематизировать знания детей о весне  и её признаках; -уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»:   весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка,  ручей, птички, набухать); -совершенствование  синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).

  Развивающие - развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа  о весне; мышление; память; - развитие общей моторики , координации речи с движением; -слухового  и зрительного восприятия;

    Воспитательные- воспитывать бережное отношение к природе; проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;

Формы организации детской деятельности: игровая проблемная ситуация, беседа, отгадывание загадок, словесная игра, подвижная игра, составление картины о весне и рассказ по ней.

Технологии: развитие связной речи, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, игровые технологии, технология развивающего обучения.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок,

разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по экологической тропе.

         Материалы и оборудование: Фланелеграф, проектор, конверт, «письмо от Пингвинёнка», картинки для составления рассказа по теме «зима» и «весна»;

ХОД НОД:

        В: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: (Дети встают в круг).

Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, резвые ножки! 
(топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! 
(цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! 
(моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,
Давай оживим наш волшебный кружочек!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
“Солнце, привет! 
(машут солнцу.) Гости, привет! (машут гостям- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

В: После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

 

В: А сейчас, ребята, я вас приглашаю сесть на стулья.

Все уселись по местам, никому не тесно

По секрету скажем вам. Будет интересно

Плечики поподнимали, головками покачали, пальчиками постучали

И немного помолчали.

Спинки прямо, ручки вместе. Ножки вместе

Голова всегда на месте.

В: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик.

Здесь письмо!

В:Хотите узнать, что в нём написано?

Р: Да, хотим.

В:- Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?» Пингвинёнок.

Проблемная ситуация.

       В - Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь пингвинам?

Ответы детей…..

В: - Правильно, сегодня мы поговорим о весне и расскажем о ней, разгадаем загадки о весне.

В: - Ребята, а где живут пингвины?

Р: (пингвины живут в Антарктиде)

В:- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну?

(потому, что в Антарктиде всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Посмотрите на экран, действительно, в Антарктиде никогда не бывает весны и наш пингвинёнок с друзьями хотят узнать о ней как можно больше.

Мы сегодня с вами как можно подробнее и интереснее расскажем о времени года весна. И отправим нашим пингвинам в Антарктиду не обычное письмо, помашите ручкой нашим друзьям, ну, что, готовы?

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят над крышами капели.

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает? (Весна)

В:- Что же такое «весна»?

Р: Это время года.

В: -Какие изменения происходят в природе весной?

Р: (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали капельки воды с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

В: – Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

Р: Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

В: - Конечно, солнце припекает, и на земле образуются проталинки! А что появляется на проталинках,

Р: А на проталинках появляются первые цветы.

В:- Как называются первые цветы?

Р: Первоцветы

В:Сейчас мы и узнаем, как хорошо вы знаете первоцветы:

Я приготовила для вас картинки, после прочтения загадки, говорим ответ, а затем все вместе проверяем, договорились?

1. Слушайте внимательно и отгадывайте загадки:

1. У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой.

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрсший, чуть живой.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник).

2.«Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный,словно пан,

Нежный, бархатный … (тюльпан).

3. «Белые звоночки

У меня в садочке

На зелёном стебельке

Прячутся в тенёчке.» (ландыш).

4 «Он цветочный принц – поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну поёт на бис

Замечательный (нарцисс)

5.Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми. (мать- и –мачеха)

6.То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул - облетел (Одуванчик)

В: Молодцы!

2. Физкульминутка «Подснежники».
Вот подснежники проснулись 
(встают, протирают глаза),
Улыбнулись 
(улыбаются),
Потянулись 
(тянутся),
Раз – росой умылись 
(умываются),
Два – изящно покружились 
(кружатся),
Три – нагнулись и присели 
(наклоняются и приседают),
А четыре – полетели 
(бегают),
Пять – они остановились 
(останавливаются)
И тихонько опустились 
(приседают).

 В: А сейчас Блиц опрос.

- Что такое блиц опрос? (Быстрый опрос - ответы те, которые вам первые приходят в голову.)

3.Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов)

• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?

• Порхают бабочки или жучки? А что делают жучки?

• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?

• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?

• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?

• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?

• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?

• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?

- Как называется явление природы, когда с крыши капают капельки воды?- Это явление природы называется капель.

В: Молодцы! Садитесь. места

В: А еще вместе с письмом Пингвинёнок прислал нам картину, где художник все перепутал. Он попросил вас разобраться  и  составить картину  о весне.

4. Приметы весны (дети по вызову воспитателя выбирают приметы весны  и выкладывают их на  свободный фланелеграф, остальные ребята проверяют.).

В: Все правильно? Ничего не забыли? Молодцы! Так, какое же время года у нас получилось?  

Д: Весна! В. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить весну?  

Д: Зеленым

В: А почему? Приметы, какого времени года остались здесь (показываю на фланелеграф, где была путаница)  

Д: Зима!

В: Давайте и ее обозначим цветом. Каким?

Д: Белым!

В: Молодцы!

 В: Какая красивая получилась у нас картина, так и хочется о ней рассказать. Так много картинок, что мои глаза устали, а ваши? Давайте сделаем гимнастику для глаз.

 

5. Зрительная гимнастика:  

 Вот стоит весенний лес  

В нем много сказок и чудес.  

(выполняют круговые движения глазами)  

Слева-сосны, справа - ели.  

(глазами влево - вправо)  

 

Дятел сверху тук да тук.  

(глазами вверх- вниз)  

Глазки ты закрой- открой,  

И скорей беги домой!  

 

В: Отдохнули?  

А сейчас  послушайте мой рассказ о весне. (опора на фланелеграф)

 

6. Составление рассказа  о весне

 В: Наступила  весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы.  Деревья и животные весной просыпаются.   Дети одеваются по весеннему. Они  рады весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают. Вам понравился мой рассказ?  

 

 В: -А теперь вы попробуйте рассказать сами.    Начнет (…..)  (если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить)  -продолжит (…….)

В:Молодцы!

 

 Рефлексия: В: Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось? Ребята, что нового вы узнали о весне из   нашего занятия?

А что самое интересное было на ваш взгляд? Что больше всего запомнилось?

 (если дети затрудняются задаю наводящие вопросы….)  

В: Ребята, у меня на столе картинки с изображением солнышка и тучки. Если у вас всё получилось и не вызвало затруднение выбираете – солнышко, а если вам было трудно при выполнении – тучку.

В: - Спасибо, ребята. Вот как интересно мы с вами рассказали о весне нашим друзьям пингвинам!  

 Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Пингвинёнок ждет ответ. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне , напишем рассказ, который у нас получился и  Пингвинёнок будет все знать об этом времени года.

Дети становятся в круг, вытягивают в середину руки, с растопыренными пальчиками, образуется «солнышко», и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Оборудование

Мотивационный

Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик.

Здесь письмо!

В:Хотите узнать, что в нём написано?

В:- Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?» Пингвинёнок.

       В: - Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь пингвинам?

В: - Правильно, сегодня мы поговорим о весне и расскажем о ней, разгадаем загадки о весне.

- Ребята, а где живут пингвины?

- Молодцы, правильно!

- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну?

Посмотрите на экран, действительно, в Антарктиде никогда не бывает весны и наш пингвинёнок с друзьями хотят узнать о ней как можно больше.

Мы сегодня с вами как можно подробнее и интереснее расскажем о времени года весна. И отправим нашим пингвинам в Антарктиду не обычное письмо, помашите ручкой нашим друзьям, ну, что, готовы?

Свободное вхождение в деятельность. Привлечение внимания детей воздушным шариком.

Свободное общение на предложенную тему.  Поиск детьми проблемной ситуации.

Р: (пингвины живут в Антарктиде)

Р: (потому, что в Антарктиде всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Воздушный шар, письмо, проектор,

Ориентировочный

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят над крышами капели.

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает? (Весна)

В:- Что же такое «весна»?

В: -Какие изменения происходят в природе весной?

В: – Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

В: - Конечно, солнце припекает, и на земле образуются проталинки! А что появляется на проталинках,

В:- Как называются первые цветы?

Дети отвечают на вопросы, размышляют, рассуждают.

Предполагаемые ответы детей:

Р: (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали капельки воды с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

Р: Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

Р: А на проталинках появляются первые цветы.

Р: Первоцветы

Проектор

Исполнительский

1. Слушайте внимательно и отгадывайте загадки:

1. У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой.

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрсший, чуть живой.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

2.«Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный, бархатный ….

3. «Белые звоночки

У меня в садочке

На зелёном стебельке

Прячутся в тенёчке.»

4 «Он цветочный принц – поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну поёт на бис

Замечательный

5.Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми.

6.То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул - облетел

В: Молодцы!

2. Физкульминутка «Подснежники».

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),

Улыбнулись (улыбаются),

Потянулись (тянутся),

Раз – росой умылись (умываются),

Два – изящно покружились (кружатся),

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),

А четыре – полетели (бегают),

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают).

 В: А сейчас Блиц опрос.

3.Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов)

• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?

• Порхают бабочки или жучки? А что делают жучки?

• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?

• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?

• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?

• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?

• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?

• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?

- Как называется явление природы, когда с крыши капают капельки воды?- Это явление природы называется капель.

В: Молодцы! Садитесь. места

4.Составление картины о весне

В: А еще вместе с письмом Пингвинёнок прислал нам картину, где художник все перепутал. Он попросил вас разобраться и  составить картину  о весне.

В: Все правильно? Ничего не забыли? Молодцы! Так, какое же время года у нас получилось?  

 В. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить весну?  

В: А почему? Приметы, какого времени года остались здесь (показываю на фланелеграф, где была путаница)  

В: Давайте и ее обозначим цветом. Каким?

В: Молодцы!

 В: Какая красивая получилась у нас картина, так и хочется о ней рассказать. Так много картинок, что мои глаза устали, а ваши? Давайте сделаем гимнастику для глаз.

 

5. Зрительная гимнастика:  

 Вот стоит весенний лес  

В нем много сказок и чудес.  

(выполняют круговые движения глазами)  

Слева-сосны, справа - ели.  

(глазами влево - вправо)  

 

Дятел сверху тук да тук.  

(глазами вверх- вниз)  

Глазки ты закрой- открой,  

И скорей беги домой!  

 

В: Отдохнули?  

А сейчас  послушайте мой рассказ о весне. (опора на фланелеграф)

 

6. Составление рассказа  о весне

 В: Наступила  весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы.  Деревья и животные весной просыпаются.   Дети одеваются по весеннему. Они  рады  весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают. Вам понравился мой рассказ?  

 В: -А теперь вы попробуйте рассказать сами.    Начнет (…..)  (если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить)  -продолжит (…….)

В:Молодцы!

Дети отгадывают загадки

Р:подснежник.

Р: тюльпан.

Р: ландыш.

Р: нарцисс

Р: мать- и –мачеха.

Р: Одуванчик.

Дети выполняют движения под музыку в соответствии с текстом.

Дети активно отвечают, высказывают своё мнение.

Дети по вызову воспитателя выбирают приметы весны  и выкладывают их на  свободный фланелеграф, остальные ребята проверяют. Активное включение в работу, помощь товарищу при затруднении.

Дети выполняют зрительную гимнастику.

Дети рассказывают о весне с опорой на рассказ воспитателя и картину на фланелеграфе.

Иллюстрации с изображением цветов, проектор, 2 фланелеграфа, картинки с изображением зимы и весны.

На экран выводятся картинки с правильными ответами.

Рефлексивный

В: Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось? Ребята, что нового вы узнали о весне из   нашего занятия?

А что самое интересное было на ваш взгляд? Что больше всего запомнилось?

 (если дети затрудняются задаю наводящие вопросы….) В: Ребята, у меня на столе картинки с изображением солнышка и тучки. Если у вас всё получилось и не вызвало затруднение выбираете – солнышко, а если вам было трудно при выполнении – тучку.

  В: - Спасибо, ребята. Вот как интересно мы с вами рассказали о весне нашим друзьям пингвинам!  

Активно включаются в обсуждение. Проанализировав свою работу, выбирают смайлик.

Смайлики солнышко и тучка

Перспективный

Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Пингвинёнок ждет ответ. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне, напишем рассказ, который у нас получился и  Пингвинёнок будет все знать об этом времени года.

Свободное общение детей. Обсуждение рисунков, которые будут рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Составление рассказа по пейзажным картинам» в подготовительной группе

Программное содержание:1. Закрепить умение составлять рассказы по пейзажным картинам ранее рассмотренным, употребляя образные выражения, красочные прилагательные.Картины: Глущенко «Зимний день»Шишкина...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП на тему «В гостях у зайчихи» для детей младшей группы.

Конспект учебно-развивающего занятия для детей младшей группы с использованием технологии игры. На занятий дети познакомятся с геометрическим материалом, закрепляют знание основных цветов....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по ЗОЖ На тему: «В гости к Айболиту» для детей средней группы

Предлагаю конспект Непосредственной образовательной деятельности   по ЗОЖ  На тему: «В гости к Айболиту»  для детей средней группы с целью закрепления знаний у детей по...

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» Старшая группа"

Программное содержание:- Связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.- Словарь и гра...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Развитие речи» по теме «Зимние развлечения» в подготовительной к школе группе.

Цель:Закреплять знание детей через составление рассказа по мнемотаблице.Задачи:Образовательные:Обобщать и систематизировать знания детей о зиме,Обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине ...