Конспект Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Составление рассказа о весне» для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи
На тему: «Составление рассказа о весне» для детей старшей группы
Цель: Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа о весне.
Интеграция детских видов деятельности: «Познание», «Коммуникация».
Программные задачи:
Образовательные - систематизировать знания детей о весне и её признаках; -уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей, птички, набухать); -совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).
Развивающие - развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне; мышление; память; - развитие общей моторики , координации речи с движением; -слухового и зрительного восприятия;
Воспитательные- воспитывать бережное отношение к природе; проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
Формы организации детской деятельности: игровая проблемная ситуация, беседа, отгадывание загадок, словесная игра, подвижная игра, составление картины о весне и рассказ по ней.
Технологии: развитие связной речи, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, игровые технологии, технология развивающего обучения.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок,
разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по экологической тропе.
Материалы и оборудование: Фланелеграф, проектор, конверт, «письмо от Пингвинёнка», картинки для составления рассказа по теме «зима» и «весна»;
ХОД НОД:
В: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: (Дети встают в круг).
Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,
Давай оживим наш волшебный кружочек!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
“Солнце, привет! (машут солнцу.) Гости, привет! (машут гостям- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
В: После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.
В: А сейчас, ребята, я вас приглашаю сесть на стулья.
Все уселись по местам, никому не тесно
По секрету скажем вам. Будет интересно
Плечики поподнимали, головками покачали, пальчиками постучали
И немного помолчали.
Спинки прямо, ручки вместе. Ножки вместе
Голова всегда на месте.
В: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик.
Здесь письмо!
В:Хотите узнать, что в нём написано?
Р: Да, хотим.
В:- Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?» Пингвинёнок.
Проблемная ситуация.
В - Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь пингвинам?
Ответы детей…..
В: - Правильно, сегодня мы поговорим о весне и расскажем о ней, разгадаем загадки о весне.
В: - Ребята, а где живут пингвины?
Р: (пингвины живут в Антарктиде)
В:- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну?
(потому, что в Антарктиде всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).
Посмотрите на экран, действительно, в Антарктиде никогда не бывает весны и наш пингвинёнок с друзьями хотят узнать о ней как можно больше.
Мы сегодня с вами как можно подробнее и интереснее расскажем о времени года весна. И отправим нашим пингвинам в Антарктиду не обычное письмо, помашите ручкой нашим друзьям, ну, что, готовы?
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят над крышами капели.
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (Весна)
В:- Что же такое «весна»?
Р: Это время года.
В: -Какие изменения происходят в природе весной?
Р: (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали капельки воды с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).
В: – Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?
Р: Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.
В: - Конечно, солнце припекает, и на земле образуются проталинки! А что появляется на проталинках,
Р: А на проталинках появляются первые цветы.
В:- Как называются первые цветы?
Р: Первоцветы
В:Сейчас мы и узнаем, как хорошо вы знаете первоцветы:
Я приготовила для вас картинки, после прочтения загадки, говорим ответ, а затем все вместе проверяем, договорились?
1. Слушайте внимательно и отгадывайте загадки:
1. У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой.
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрсший, чуть живой.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из – под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник).
2.«Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный,словно пан,
Нежный, бархатный … (тюльпан).
3. «Белые звоночки
У меня в садочке
На зелёном стебельке
Прячутся в тенёчке.» (ландыш).
4 «Он цветочный принц – поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну поёт на бис
Замечательный (нарцисс)
5.Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (мать- и –мачеха)
6.То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел (Одуванчик)
В: Молодцы!
2. Физкульминутка «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
В: А сейчас Блиц опрос.
- Что такое блиц опрос? (Быстрый опрос - ответы те, которые вам первые приходят в голову.)
3.Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов)
• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?
• Порхают бабочки или жучки? А что делают жучки?
• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?
• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?
• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?
• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?
• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?
• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?
- Как называется явление природы, когда с крыши капают капельки воды?- Это явление природы называется капель.
В: Молодцы! Садитесь. места
В: А еще вместе с письмом Пингвинёнок прислал нам картину, где художник все перепутал. Он попросил вас разобраться и составить картину о весне.
4. Приметы весны (дети по вызову воспитателя выбирают приметы весны и выкладывают их на свободный фланелеграф, остальные ребята проверяют.).
В: Все правильно? Ничего не забыли? Молодцы! Так, какое же время года у нас получилось?
Д: Весна! В. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить весну?
Д: Зеленым
В: А почему? Приметы, какого времени года остались здесь (показываю на фланелеграф, где была путаница)
Д: Зима!
В: Давайте и ее обозначим цветом. Каким?
Д: Белым!
В: Молодцы!
В: Какая красивая получилась у нас картина, так и хочется о ней рассказать. Так много картинок, что мои глаза устали, а ваши? Давайте сделаем гимнастику для глаз.
5. Зрительная гимнастика:
Вот стоит весенний лес
В нем много сказок и чудес.
(выполняют круговые движения глазами)
Слева-сосны, справа - ели.
(глазами влево - вправо)
Дятел сверху тук да тук.
(глазами вверх- вниз)
Глазки ты закрой- открой,
И скорей беги домой!
В: Отдохнули?
А сейчас послушайте мой рассказ о весне. (опора на фланелеграф)
6. Составление рассказа о весне
В: Наступила весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы. Деревья и животные весной просыпаются. Дети одеваются по весеннему. Они рады весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают. Вам понравился мой рассказ?
В: -А теперь вы попробуйте рассказать сами. Начнет (…..) (если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить) -продолжит (…….)
В:Молодцы!
Рефлексия: В: Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось? Ребята, что нового вы узнали о весне из нашего занятия?
А что самое интересное было на ваш взгляд? Что больше всего запомнилось?
(если дети затрудняются задаю наводящие вопросы….)
В: Ребята, у меня на столе картинки с изображением солнышка и тучки. Если у вас всё получилось и не вызвало затруднение выбираете – солнышко, а если вам было трудно при выполнении – тучку.
В: - Спасибо, ребята. Вот как интересно мы с вами рассказали о весне нашим друзьям пингвинам!
Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Пингвинёнок ждет ответ. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне , напишем рассказ, который у нас получился и Пингвинёнок будет все знать об этом времени года.
Дети становятся в круг, вытягивают в середину руки, с растопыренными пальчиками, образуется «солнышко», и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!»
Этапы НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Оборудование |
Мотивационный | Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик. Здесь письмо! В:Хотите узнать, что в нём написано? В:- Давайте прочитаем. «Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?» Пингвинёнок. В: - Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь пингвинам? В: - Правильно, сегодня мы поговорим о весне и расскажем о ней, разгадаем загадки о весне. - Ребята, а где живут пингвины? - Молодцы, правильно! - А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? Посмотрите на экран, действительно, в Антарктиде никогда не бывает весны и наш пингвинёнок с друзьями хотят узнать о ней как можно больше. Мы сегодня с вами как можно подробнее и интереснее расскажем о времени года весна. И отправим нашим пингвинам в Антарктиду не обычное письмо, помашите ручкой нашим друзьям, ну, что, готовы? | Свободное вхождение в деятельность. Привлечение внимания детей воздушным шариком. Свободное общение на предложенную тему. Поиск детьми проблемной ситуации. Р: (пингвины живут в Антарктиде) Р: (потому, что в Антарктиде всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает). | Воздушный шар, письмо, проектор, |
Ориентировочный | Светает рано по утрам Проталины и тут и там. Ручей шумит, как водопад, Скворцы к скворечнику летят. Звенят над крышами капели. Медведь с еловой встал постели, Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает? (Весна) В:- Что же такое «весна»? В: -Какие изменения происходят в природе весной? В: – Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? В: - Конечно, солнце припекает, и на земле образуются проталинки! А что появляется на проталинках, В:- Как называются первые цветы? | Дети отвечают на вопросы, размышляют, рассуждают. Предполагаемые ответы детей: Р: (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали капельки воды с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины). Р: Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать. Р: А на проталинках появляются первые цветы. Р: Первоцветы | Проектор |
Исполнительский | 1. Слушайте внимательно и отгадывайте загадки: 1. У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой. Нашли мы маленький цветочек Полузамёрсший, чуть живой. Он мороза не боится, Хоть и маленький. Из – под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. 2.«Замечательный цветок, Словно яркий огонёк. Пышный, важный, словно пан, Нежный, бархатный …. 3. «Белые звоночки У меня в садочке На зелёном стебельке Прячутся в тенёчке.» 4 «Он цветочный принц – поэт, В шляпу жёлтую одет. Про весну поёт на бис Замечательный 5.Я знаменита не цветами, А необычными листами: То твердыми, холодными, То мягкими и теплыми. 6.То он Солнышко лучистое, То он Облачко пушистое. Лета ждать не захотел. Ветер дунул - облетел В: Молодцы! 2. Физкульминутка «Подснежники». Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза), Улыбнулись (улыбаются), Потянулись (тянутся), Раз – росой умылись (умываются), Два – изящно покружились (кружатся), Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают), А четыре – полетели (бегают), Пять – они остановились (останавливаются) И тихонько опустились (приседают). В: А сейчас Блиц опрос. 3.Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов) • Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки? • Порхают бабочки или жучки? А что делают жучки? • Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка? • Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи? • Набухают почки или листочки? А что делают листочки? • Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые? • Трещит лёд или ручей? А что делает ручей? • В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки? - Как называется явление природы, когда с крыши капают капельки воды?- Это явление природы называется капель. В: Молодцы! Садитесь. места 4.Составление картины о весне В: А еще вместе с письмом Пингвинёнок прислал нам картину, где художник все перепутал. Он попросил вас разобраться и составить картину о весне. В: Все правильно? Ничего не забыли? Молодцы! Так, какое же время года у нас получилось? В. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить весну? В: А почему? Приметы, какого времени года остались здесь (показываю на фланелеграф, где была путаница) В: Давайте и ее обозначим цветом. Каким? В: Молодцы! В: Какая красивая получилась у нас картина, так и хочется о ней рассказать. Так много картинок, что мои глаза устали, а ваши? Давайте сделаем гимнастику для глаз.
5. Зрительная гимнастика: Вот стоит весенний лес В нем много сказок и чудес. (выполняют круговые движения глазами) Слева-сосны, справа - ели. (глазами влево - вправо)
Дятел сверху тук да тук. (глазами вверх- вниз) Глазки ты закрой- открой, И скорей беги домой!
В: Отдохнули? А сейчас послушайте мой рассказ о весне. (опора на фланелеграф)
6. Составление рассказа о весне В: Наступила весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы. Деревья и животные весной просыпаются. Дети одеваются по весеннему. Они рады весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают. Вам понравился мой рассказ? В: -А теперь вы попробуйте рассказать сами. Начнет (…..) (если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить) -продолжит (…….) В:Молодцы! | Дети отгадывают загадки Р:подснежник. Р: тюльпан. Р: ландыш. Р: нарцисс Р: мать- и –мачеха. Р: Одуванчик. Дети выполняют движения под музыку в соответствии с текстом. Дети активно отвечают, высказывают своё мнение. Дети по вызову воспитателя выбирают приметы весны и выкладывают их на свободный фланелеграф, остальные ребята проверяют. Активное включение в работу, помощь товарищу при затруднении. Дети выполняют зрительную гимнастику. Дети рассказывают о весне с опорой на рассказ воспитателя и картину на фланелеграфе. | Иллюстрации с изображением цветов, проектор, 2 фланелеграфа, картинки с изображением зимы и весны. На экран выводятся картинки с правильными ответами. |
Рефлексивный | В: Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось? Ребята, что нового вы узнали о весне из нашего занятия? А что самое интересное было на ваш взгляд? Что больше всего запомнилось? (если дети затрудняются задаю наводящие вопросы….) В: Ребята, у меня на столе картинки с изображением солнышка и тучки. Если у вас всё получилось и не вызвало затруднение выбираете – солнышко, а если вам было трудно при выполнении – тучку. В: - Спасибо, ребята. Вот как интересно мы с вами рассказали о весне нашим друзьям пингвинам! | Активно включаются в обсуждение. Проанализировав свою работу, выбирают смайлик. | Смайлики солнышко и тучка |
Перспективный | Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Пингвинёнок ждет ответ. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне, напишем рассказ, который у нас получился и Пингвинёнок будет все знать об этом времени года. | Свободное общение детей. Обсуждение рисунков, которые будут рисовать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи по теме: «Составление рассказа по пейзажным картинам» в подготовительной группе
Программное содержание:1. Закрепить умение составлять рассказы по пейзажным картинам ранее рассмотренным, употребляя образные выражения, красочные прилагательные.Картины: Глущенко «Зимний день»Шишкина...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП на тему «В гостях у зайчихи» для детей младшей группы.
Конспект учебно-развивающего занятия для детей младшей группы с использованием технологии игры. На занятий дети познакомятся с геометрическим материалом, закрепляют знание основных цветов....
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по ЗОЖ На тему: «В гости к Айболиту» для детей средней группы
Предлагаю конспект Непосредственной образовательной деятельности по ЗОЖ На тему: «В гости к Айболиту» для детей средней группы с целью закрепления знаний у детей по...
Конспект НОД по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» Старшая группа"
Программное содержание:- Связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.- Словарь и гра...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Развитие речи» по теме «Зимние развлечения» в подготовительной к школе группе.
Цель:Закреплять знание детей через составление рассказа по мнемотаблице.Задачи:Образовательные:Обобщать и систематизировать знания детей о зиме,Обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине ...