«Составление рассказа о весне» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пенькова Елена Владимировна

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевое развитие

Тема: «Составление рассказа о весне»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Задачи:

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Учить детей называть приметы весны, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Развивать связную речь детей.

Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о весне, используя мнемотаблицу

Продолжать развивать память, внимание, мышление

Прививать любовь и интерес к природе родного края.

Поощрять умение слушать друг друга; чувство уверенности в себе.

Предварительная работа.

Беседы о временах года, наблюдения на прогулках за изменениями в природе, рассматривание красочных иллюстраций, заучивание стихотворений, пословиц, загадывание загадок, чтение рассказов М. Пришвина, К. Паустовского, К. Ушинского и др., рисование по временам года, инсценирование сказки Э. Шима «Камень, сосулька, ручеек и солнце»

Оборудование.

Фланелеграф, мнемотаблица «Весна», муляж солнца, презентация игры «Бывает – не бывает», «чудесный мешочек», фишки, проектор, ноутбук.

Ход занятия

Подходит к концу ваше пребывание в детском саду. Скоро в школу! А вы знаете, что не только вам нужно идти в школу. Стать ученицей собирается и героиня ваших любимых мультфильмов. Кто же это?  (Маша) Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…) А вы хотите подготовиться к школе вместе с Машей? Тогда предлагаю вместе с Машей пройти все испытания перед поступлением в 1 класс. Маша – девочка не только любознательная, но ещё и весёлая и озорная, и тех, кто хорошо справится со всеми трудными заданиями, я думаю, она не оставит без сюрприза.

(Предлагаю послушать потешку и решить, о чем будет разговор на занятии)

Постарайтесь быть внимательными и активными. А о чем будет сегодня речь, сами узнаете из потешки, которую расскажет Маша.

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки на улице

Всё журчат, всё журчат.

Журавли курлыкают

И летят, и летят…

Догадались, о чем будем сегодня вести разговор?

Правильно, о весне.

А сейчас послушайте сказку:

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

- Как вы думаете, что это за чудо у весны?

- Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо.

-Какие же изменения в природе стали происходить с началом весны? Сейчас вы будете их называть, а я буду складывать в мешочек. Посмотрим, сколько вы их знаете!

(Называют).

-Молодцы, вы очень много назвали примет!

А сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется: «Бывает - не бывает» (презентация)

Тает снег. Прилетели снегири. Звонко поет скворец. Начинается листопад. Начинается капель. На лугу расцвел одуванчик. Дети пускают кораблики. Набухают и раскрываются почки. Появляются цветы – первоцветы, начинает зеленеть травка. Птицы улетают в теплые края. Прилетели перелетные птицы. Просыпаются насекомые. Начинается ледоход. Грачи начали вить гнезда. Медведь залег в берлогу. Дети надели теплые шапки и шубы.

Молодцы. Не ошиблись!

А каком времени года мы сегодня говорим? (весна).

Игра «Назови правильно» воспитатель называет слова, отвечающие на вопросы что? кто?  дети должны ответить какой? какая? какое?

Весна-весенний, солнце-солнечный, снег-снежный, трава- травяной, цветок-цветочный, облако-облачный, птица-птичий, медведь-медвежий и т.д.

Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Сколько месяцев длится весна? (3).

Назовите первый весенний месяц? (март). В народе его прозвали капельником. Капель отсчитывает первые часы, дни весны.

Назовите второй месяц весны? (апрель). Его зовут — снегогоном. К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Говорят: «Апрель водою славен, да почками красен». В апреле в нашей стране празднуют «День птиц» - развешивают скворечники, существует прекрасный обычай «отпущения птиц на волю». Взрослые и дети отпускают птиц.

Третий месяц весны — самый красивый. Как он называется? (май). Его в народе зовут — травень, цветень.

Игра «Продолжи пословицу»

Увидел грача - весну встречай

Апрельский цветок - ломает снежок

Вода с гор потекла - весну принесла

Март зиму кончает - весну начинает

Дидактическая игра «Оживи предмет»

Побери к словам – предметам подходящие по смыслу слова – действия, например, солнышко – улыбнулось

Ветерок, сосулька, облако, ручей, травка, птицы

Определи, правильно ли построены предложения.

Появились лужи, потому что я надел резиновые сапоги.

Солнце светит, потому что закапали сосульки.

Снег растаял, потому что появился подснежник.

-Ребята, кто пишет разные произведения?

-Писатели

- А теперь давайте мы побудем писателями и попробуем составить интересные рассказы о весне. Рассказы будем составлять по карточкам. Как они называются?

-Схемы. Правильно.

(Составление рассказа по схеме)

- Молодцы, интересные рассказы получились.

-Вы не забыли, какое главное чудо у весны?

Всех приглашаю пройти на лужайку и сесть в кружок.

Каждый из вас будем говорить, какое солнце, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

-Посмотрите, что у нас получилось? Солнышко, а вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

А вот вам и сюрприз от Маши (листочки с раскрасками)

- Ребята вам понравилось, как вы сегодня работали на занятии?

-Мне тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее? Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображе

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее?Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растенияИгровая задача: найти картинку с изображением ...

Конспект занятия во 2 младшей группе " Посадка лука" Цель: Закрепить представления детей о свойствах лука; продолжать формировать умения сажать луковицы в воду.

Конспект занятия во 2 младшей группе " Посадка лука"Цель: Закрепить представления детей о свойствах  лука;  продолжать формировать умения  сажать луковицы в воду....

НОД «Путешествие в зимний лес!» Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег.

НОД   «Путешествие в зимний лес!»Цель:  Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег.Задачи:Образовательные:...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Весна. Приметы весны. Весенние месяцы» П/с: расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. Итоговое мероприятие: Выс

П/с: расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «В городе весна»...