Пересказ рассказа Ушинского_конспект занятия
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
пересказ рассказа Ушинского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР д/с №40
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
ТЕМА: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА
К. УШИНСКОГО «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ»
Подготовил воспитатель:
Карелина Н.Я.
2025 г
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Программное содержание: Учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений.
Словарь и грамматика: активизировать подбор сравнений и
определений, синонимов и антонимов к заданным словам.
Закрепить способы образования степеней сравнения прилагательных.
Звуковая культура речи: совершенствовать умение находить слова с заданным звуком и определять его место в слове. Развивать память, логическое мышление. Воспитывать интерес к явлениям природы.
1 часть:
- Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и
настроимся на занятие.
Чтобы не хмуриться с утра,
Нам поможет доброта.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Сегодня утром к нам в гости приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс посылку.
- А вы хотите посмотреть, что же там внутри?
-Но сначала мы с вами отгадаем загадки:
Сколько снега намело!
Стало чисто и светло.
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама Настоящая … (зима)
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Пробудилась ото сна,
Наступает непогода,
Это к нам идет… (весна).
Спеет сладкая малина
На лесной опушке,
На болоте у осины
Квакают лягушки.
И выводит соловей
Трели до рассвета.
Ночь короче, день длинней,
Наступило … (лето).
Вот ненастный день понуро
Листьев ворох в ноги бросил,
И сереет небо хмуро,
И дождями плачет … (осень).
(на доске картинки, изображающие 4 времени года)
-Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)
-А как можно сказать об этом одним словом? (времена года).
-А теперь давайте подберем слова подходящие к каждому времени года. Я вам брошу снежок, а вы по кругу будете его передавать и называть прилагательные.
-зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
-весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
-лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
-осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
(Загибать пальцы, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили
(«Лепить, меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показать круг, сжать ладони вместе.)
И совсем-совсем не сладкий.
(Грозить пальчиком.)
Раз – подбросим. Два – поймаем.
(Подбрасывать и ловить «снежок».)
Три – уроним
(Ронять воображаемый снежок.)
И… сломаем.
(Хлопнуть в ладоши.)
2 часть:
–Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом про мальчика Митю и узнаем как он вел себя в разное время года. Рассказ называется «Четыре желания». Написал рассказ Константин Ушинский.
-Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик (чтение).
а) Чтение первой части рассказа.
«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по
замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!» «Запиши свое желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал.»
Беседа по содержанию.
- Как звали мальчика? /Митя./
- Что делал Митя зимой? /Катался на саночках и на коньках./
- Каким он был зимой? /Румяным и веселым./
- Какое желание высказал мальчик своему отцу? /Он хотел, чтобы всегда была зима./
- Куда записали его желание? /В записную книжку./
б) Чтение второй части рассказа.
- Слушайте продолжение.
«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!» Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.»
- Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? /Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками./
- Какие были бабочки? /Бабочки были пестрые./
- Что мальчик рвал на лугу? /Мальчик рвал цветы./
- Как мальчик говорил о весне? /Что за прелесть эта весна!/
- Куда Митя записал свое желание? /Митя записал свое желание в записную книжку./
в) Чтение третьей части рассказа.
«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!» И это желание Мити было записано в ту же книжку».
Беседа по содержанию.
- Куда отправился Митя с отцом летом? /На сенокос./
- Как мальчик веселился весь день? /Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене./
- Что сказал Митя отцу вечером? /Я сегодня повеселился и хотел бы чтобы лету конца не было!/
- Куда было записано желание мальчика? /В записную книжку./
- Слушайте, что было дальше.
«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.»
Беседа по содержанию.
- Какое время года наступило? /Осень./
- Что делали люди в саду? /Собирали румяные яблоки и желтые груши./
- Какое было настроение у Мити? /Митя был в восторге!/
- Что мальчик говорил отцу? /Осень – лучше всех времен года!/
- Что сделал отец? /Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете./
Физкультминутка «Зимние забавы»
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
-А сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз. Потом будете рассказывать вы. Слушайте внимательно и запоминайте.
(повторное чтение)
-А теперь кто хочет пересказывать? (вызвать 4 детей)
Вы между собой договаривайтесь, кто о каком времени года будет
говорить. (рассказы детей).
-А сейчас кто-нибудь один перескажет рассказ целиком.
-Молодцы, дети, очень подробно рассказали.
3.-Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше
предыдущего. Летом было хорошо, - а осенью еще лучше. Давайте
сравнивать:
-весна теплая – а лето? (теплее, более теплое)
-трава зеленая – а после дождя? (зеленее, более зеленая.)
-осенью холодно – а зимой? (холоднее, более холодно)
-береза высокая – а ель? (выше, более высокая.)
-тигр сильный – а слон? (сильнее, более сильный.)
-клубника сладкая – а малина? (слаще, более сладкая.)
-вата мягкая – а пух? (мягче, более мягкий.)
-дорога узкая – а тропинка? (уже, более узкая.)
-река глубокая – а море? (глубже, более глубокое.)
-мальчик высокий – а его брат? (выше, более высокий.)
Дидактическая игра «Придумай предложение о зиме по схемам».
Дидактическая игра «Времена года» (дети за столами собирают из пазлов времена года).
3 часть.
Наше занятие подошло к концу.
-скажите, дети, что вы сегодня узнали нового?
-Какое время года лучше всех?
-Правильно, вы сегодня очень хорошо отвечали, пересказывали рассказ. Я вами очень довольна. Спасибо вам всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа «Жадная жаба». Пересказ рассказа.
Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа "Жадная Жаба", пересказ рассказа.Задачи: - познакомить детей с рассказом "Жадная Жаба"; ...

Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)
Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Тема занятия: пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
Формировать умение детей пересказывать рассказ....
Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).
Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...
Занятие по развитию речи 2 младшая группа. Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж" , рассказ в стихах А.Крылова "Неприятный случай"
Занятие по развитию речи 2 младшая группа. Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж" , рассказ в стихах А,Крылова "Неприятный случай"...