обучение пассказыванию по серии картинок
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бурляева Любовь Петровна

 в сообщении раскрывается методика обучению рассказывания по серии картин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы                                             Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                        города Москвы «Школа №1056»

                                           Круглый стол

«Обучение рассказыванию, как средство формирования связной речи.»

Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картин.

Подготовила воспитатель Бурляева Л.П.

Москва 2024

Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картин.

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Перед воспитателем  стоит задача научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

   Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи и оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи.

   Серия сюжетных картин — это своеобразная модель повествовательного текста, в которой каждая картина изображает отдельный эпизод рассказа. Эта особенность данного вида наглядности дает возможность продемонстрировать  общую структуру повествовательного текста, сформировать элементарные представления о сюжете и его развитии, о композиции.

 При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец; придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картин следует начинать с младшего дошкольного возраста проходя путь, от простого к более сложному. Очень важно, чтобы взрослый мотивировал деятельность детей по составлению рассказа.

Примеры мотивации: - для детей 3 лет: «порадоваться» картинкам, сложенным в нужной последовательности, пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст и т.п.;

- для детей 4-5 лет: использовать мотив помощи какому-либо герою                   ( «Чебурашка хочет разобраться в картинках») или мотив получения приза («Собери последовательно картинки – найдёшь спрятанный сюрприз»);               - для детей 5-7 лет: мотив соревнование (работа на скорость без ошибок); подготовка к школе, игра в «Сыщиков» или создание из отдельных кадров целого фильма.

 Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап.  Педагог учит  с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

На занятиях с использованием серии сюжетных картин, правильно и точно поставленные вопросы, позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.

       В 3летнем  возрасте детям предлагаются 2 картинки, к 4 годам 3-4.

Картинки должны отражать реальный опыт детей -хорошо знакомые действия взрослых по отношению к ним самим (умывание, кормление, укладывание спать и т.д.). Время на игры с серией картинок не должно превышать для детей до 4 лет – 5-6 минут.

      В возрасте с 4 до 5 лет – 10 минут,     работа происходит с 4-6 картинками, которые отражают типичные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес).  

       В возрасте 5-7 лет–15 минут,  целесообразнее использовать серии картинок из 6-8 «кадров», связанных с разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других, сказочными ситуациями, не подтвержденными известными детям текстами. При этом истинная последовательность картинок не должна быть заранее известна детям. Можно организовать работу по подгруппам или индивидуально.  

Такая система занятий призвана развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни. Для этого, , нужна достаточно четко построенная методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок.

Выделяют следующие этапы работы

  1. Предварительная работа,

На этом этапе рассматриваются последовательность действий, наблюдаемая или проживаемая ребенком в реальной жизни, и последовательность событий в знакомых литературных произведениях.

В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий. Например, дети намыливают руки в ванной комнате. Воспитатель спрашивает: что вы делали до этого? Что вы будете делать после того, когда намылите руки? Зачем мы все это делали? Цель таких бесед - научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий и их результат.

Так же можно проводить работу с литературными произведениями

 с целью упражнять детей в выстраивании причинно-следственных связей текста и сформировать умение определять цель героя по  изображаемому действию. После чтения какого-либо литературного произведения воспитатель  производит «раскадровку» текста. Обсуждение последовательности  действий идет по картинкам, раскрывающим содержание текста и с помощью вопросов:

 -Кто изображен на этой картинке?

-Что он делает?

- Какая цель этого действия?

  1. система игровых упражнений 

На втором этапе детям предлагается система игровых упражнений для обучения детей работе с серией картинок

Цель используемых игр:  научить ребенка раскладыванию серии картинок слева направо в одну линию; развивать умение видеть серию картинок в целом;  находить основных героев и общие объекты на всех картинках; научить ребенка находить, перечислять и обобщать места, в которых происходит действие на картинках, определять время событий на каждой картинке (время года, время суток);

 Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется по определенному алгоритму.    Каждый шаг алгоритма имеет свою цель, игровое действие. Воспитатель переходит к следующему шагу алгоритма только в случае освоения ребенком предыдущего задания.

1. "Паровозик из картинок"

Цель: научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию.

Игровое действие.

Дать в руки ребенку серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик). После этого ребенку предлагается убрать руки за спину или на колени, некоторое время  к картинкам не рекомендуется прикасаться.

2. "Найди общих героев на картинках"

Цель: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.

Игровое действие.  Предложить найти сквозных героев и предметы, которые изображены на всех картинках.

  Методические рекомендации

 Воспитатель побуждает детей к последовательному детальному рассмотрению картинок и перечислению общих объектов. Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.

ПР: При работе с серией картинок "Кошки, пытающиеся поймать воробья" (сюжет из четырех кадров) воспитатель обращает внимание детей на объект - воробья, который на последнем, 4-ом кадре, едва виден. Воспитатель предлагает еще раз всмотреться в картинки и найти объекты, перемещенные на второй план.

3."Найди место, в котором происходят события"Цель: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов.

 Игровое действие.  Предложить детям, глядя на картинки, определить на каждой место действия.

 Методические рекомендации

 На начальном этапе освоения алгоритма следует подбирать серии картинок с постоянным местом действия   Со временем детям предлагаются серии картинок, где место действия изменяется.  

4. "Определи время событий"

 Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках.

Игровое действие: предложить детям определить время года,  части суток на каждой картинке.

Методические рекомендации

 Воспитатель подбирает серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке. Принимаются ответы детей типа: "Это день", и "Это лето". Затем детям предлагаются серии картинок со сменой событий во времени.

5. "Назови действия героев"

Цель: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия.

Игровое действие. Предложить детям установить логическую цепочку на каждой картинке: объект- действие - цель действия. Воспитатель задает вопросы: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?" Аналогично обсуждаются все  герои.

Методические рекомендации

Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры воспитатель отодвигает картинки поочередно, начиная с крайней левой.   Целесообразно использовать какие-либо символы, обозначающие три базовых вопроса:

- Кто делает?

- Что делает?

- Зачем делает?

6. "Что за чем?"

 Цель: учить детей устанавливать последовательность действий на картинках.

Игровое действие.

Предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру "Что было раньше - что будет позже", выстраивая картинки в логический ряд.

Методические рекомендации.

На этом шаге воспитатель (или другие дети) контролируют правильность составленного одним из детей логического ряда. Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, воспитатель не должен его останавливать. Он предлагает посмотреть на ставшиеся картинки и поставить их между какими - либо кадрами.

7. "Составь рассказ"

Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.

Игровое действие.

Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя, следующую

модель:

- однажды (указание времени года, части суток);

 -  в таком - то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре);

-  такой - то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре),      

-   делал (делали) то - то для того – то;

- потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия);

- и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий;

- в результате получилось то - то (обобщение),  поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой – то;

- придумать название получившемуся рассказу.

Методические рекомендации

Воспитатель объявляет игровое действие как итог деятельности "следователя", "сыщика" или "режиссера отснятого фильма". Главное в рассказе ребенка - это повествование, поэтому заострять внимание на образных характеристиках не следует. Не рекомендуется также позволять ребенку додумывать действия, которых нет на картинках.

8. "Вспомним, как играли с картинками"

Цель: научить ребенка выделять последовательность действий, необходимую для составления логически верной серии картинок.

Игровое действие.

Предложить детям вспомнить, в какие игры играли с картинками и какие действия при этом выполнялись.

Методические рекомендации.

Работа на этом шаге возможна с 4,5 - 5 - летнего возраста.

 Последовательность работы с серией картинок:

  •  сначала картинки выкладываются в ряд слева направо произвольно,
  • находятся сквозные общие герои и предметы (объекты),
  • определяются места действий,
  •  обозначается время действий,
  • поочередно на каждой картинке называется объект - действие - цель действия,
  •  потом "снимается фильм", то есть выкладывается логическая последовательность "кадров";
  •  в заключении кадры озвучиваются (составляется рассказ по алгоритму).

  Воспитатель может принять рассказ как коллективное творчество детей, либо предложить только одному ребенку произвести полное озвучивание. Другие же дети при этом выступают в роли зрителей.

      Организация работы на втором этапе должна осуществляться с учетом уровня развития детей  и носить на первых порах индивидуальный или подгрупповой характер. Группы составляются с учетом уровня развития детей. Чем выше уровень детей, тем больше их может быть в группе.

    Обучение детей работе с серией картинок можно организовывать и в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссеры фильма». Названия игр разные, но цель одна: установление логической цепочки в действиях, изображенных на картинках.

  1. Проверочные задания, 

На третьем этапе дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок. С этой целью детям предлагают игровые упражнения: «Играем в учителя», «Помощники», «Загадочные истории в подарок друзьям» и другие.

 Приемы, которые можно использовать в работе по составлению рассказов по серии картин:

    1.Вся серия картинок выставляется на доске. Первая картинка открыта, вторая, третья, четвертая картинки закрыты. Детям предлагается составить рассказ. После составления рассказа открывается вторая картинка, снова дети придумывают рассказ. Далее последовательно открывается третья картинка, затем последняя. В конце дети дают название рассказа, выбирают самое удачное. Такой вариант предъявления картин помогает развитию воображения детей, умение предвидеть развитие сюжета, действия персонажей, изображенных на первой картинке, учат детей придумывать наиболее точное название рассказа.

    2.  Педагог расставляет картинки заведомо неверно и спрашивает: «Правильно ли поставлены картинки? Что надо сделать, чтобы было правильно? Дети обсуждают, почему надо разложить картинки в той, а не иной последовательности. Затем дети составляют рассказ по всей серии (на каждую картинку вызывается один ребенок, дети договариваются между собой, кто будет начинать рассказ, кто его продолжит и кто закончит).  В таком варианте развивается осознание детьми правильности выполнения задания, это повышает их ответственность за свое высказывание.  Кроме того, такой прием, как распределение обязанностей и коллективное рассказывание, предполагает умение детей договариваться между собой, с одной стороны, а с другой – дети самостоятельно распределяют рассказывание по частям, т.е. идет закрепление представлений о композиции рассказа (начало– середин – конец).

   3 На доске выставляется серия из четырех картинок: три первые закрыты, последняя открыта. Детям задается вопрос: «Как вы думаете, что здесь могло произойти? Попробуйте составить рассказ, когда вы знаете, чем закончились события». Один ребенок рассказывает по такому расположению. Затем открывается первая картинка. Теперь детям знакомы все герои рассказа, снова придумывается рассказ. После этого открываются средние картинки, дети составляют «команду» и рассказывают по очереди вчетвером. В конце детям задается вопрос: «О чем этот рассказ?» Этим выясняется, как дети понимают суть рассказа.  Такой вариант закрепляет представления детей о композиции (детям известен конец рассказа, а начало и середину они придумывают самостоятельно, без знания персонажей). Это развивает воображение, логику выстраивания сюжета.

   4.Педагог выставляет серию из четырех картинок, открывается первая и четвертая картинка, вторая и третья - закрыты. Дети придумывают рассказ , дают ему название. Затем открываются все картинки, снова составляется рассказ. Такой вариант закрепляет представление о композиции (известно начало и конец рассказа, дети предполагают, что может быть изображено в середине). 

       Игра «Тренировка памяти». После того как дети составили рассказ по серии картинок, педагог убирает картинки и просит детей вспомнить как можно больше предметов, героев, которые изображены на картинках.

В течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию серии картин, формирования интереса к ней.

                                                                                                                                              Работа с серией картинок формирует у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение пересказу по серии сюжетных картинок

пересказ художественной литературы...

«Рекомендации родителям по обучению детей творческому рассказыванию по картине и сериям картинок».

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

Обучение дошкольников работе с серией картинок

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом у ребенка развивается не только логическое мышление, но и связная...

Конспект ООД. О.О. Речевое развитие. Тема: Обучение рассказыванию по серии картинок «Удачная рыбалка».

О.О Речевое развитиеТема: Обучение рассказыванию по серии картинок «Удачная рыбалка».Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности детейЗадачи: Связная речь: ...

Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»

Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;- формир...

Конспект открытого ООД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности на тему: Обучение рассказыванию по серии картинок И.Н.Ржевцевой «Спасенный попугай»

Образовательные задачи: активизация и актуализация словаря по теме, формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка  составления рассказа по серии ...