Обучение пересказу по серии сюжетных картинок
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Иванова Татьяна Геннадьевна

пересказ художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_po_serii_syuzhetnyh_kartinok.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Петя и волки».

Цель: Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.

Материал: серия сюжетных картинок.

Ход занятия.

  1. Организационная часть. Постановка цели занятия.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. «Волк и лиса».

Серый волк бежит по лесу,

                                         А за ним бежит лиса.

                                         Поднялись у них гурьбою

Два пушистеньких хвоста.

Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» - верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

  1. Двукратное чтение текста. По ходу первого чтения детям демонстрируются иллюстрации из рассказа. При повторном чтении применяется прием дополнения детьми отдельных, незаконченных педагогом предложений нужными словами или словосочетаниями.
  2. Лексический разбор текста.

План-вопрос.

  1. Откуда шел Петя?
  2. Где нужно было идти Пете, чтобы попасть в деревню?
  3. По какой дороге шел Петя?
  4. Кого вдруг увидел Петя на опушке леса?
  5. Куда забрался мальчик?
  6. Могли ли волки достать Петю?
  7. Где сидели волки?
  8. Как долго просидел Петя на сосне?
  9. Кто помог вечером мальчику?
  1. Дети поочередно составляют пересказ рассказа, сначала по 1-2 фрагментам, а затем всего текста – с опорой и без опоры на наглядность.

Пересказ рассказа

  1. Это было зимой в одной деревне. Петя шёл из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к нему. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну. Волки сели под сосной и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружьё и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника.

Игра «Волк во рву»

Поперек площадки двумя шнурами обозначается ров. Во рву - «волк». Дети стоят у края площадки - это козы. Взрослый говорит: «Козы, в поле!». Дети бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время новая команда: «Козы, домой!». Дети вновь перепрыгивают ров, игра повторяется.

Пересказ рассказа В. Сутеева «Приключения плюшевого медвежонка».

Цель: Формировать у детей навык связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

Материал: 8 сюжетных картинок.

Пересказ рассказа.

Пришли ребята в лес и взяли с собой плюшевого Мишку. Ходили – ходили по лесу ребята и не заметили, как потеряли Мишку. Лежит в лесу Мишка. Подошла к нему медведица.

- Это не мой, конечно, - сказала медведица, - но жалко маленький…

Взяла осторожно Мишку и понесла к себе домой, в берлогу. Очень обрадовались Мишке медвежата.

Пересказ рассказа В.Сутеева «Рыболовы».

Цель: Формировать у детей навык связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

Материал: 6 сюжетных картинок

Пересказ рассказа.

Отправился как-то Ваня на рыбалку. И своего песика Джоя с собой позвал. Ваня удочку в воду закинул, а Джой свой хвост опустил. Сидят, ждут, волнуются. Ой! Поплавок под воду ушел, леска натянулась! Клюет!

Большая рыба попалась! Скачет у Вани на крючке, а Джой тоже скачет, скулит от радости. Ваня рыбину с крючка снял, а Джой все не умолкает! Его, оказывается, рак схватил за хвост! Кто кого поймал - непонятно. Вцепился рак, не хочет свою добычу отпускать! Еле справился с ним Ваня. Зато рыбалка получилась знатная, улов богатый. А хвост у песика быстро прошел. В следующий раз ему тоже удочка понадобится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

Обучение пересказыванию по серии сюжетных картинок «Случай с воробышком.»

Конспект по развитию свободного общения детей со взрослыми , развитие связной речи- диалогической и монологической форм.ЗАДАЧИ- Напомнить детям о зиме, её особенностях, как времени года.- Упражнять в ...

Пересказ по серии сюжетных картинок "Как петух Васин хлеб утащил" (Н. Калинина)

Пересказ "Как петух Васин хлеб утащил"по серии сюжетных картинок (лексические темы "Окуда хлеб пришёл", "Хлеб - всему голова". Почему полезны пересказы:•Пополняют сл...

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок.

Закреплять умение детей составлять самостоятельно,  целенаправленно, последовательно рассказ по серии сюжетных картинок,  с последовательно развивающимся сюжетом, соблюдая структуру (начало,...

Методы и приемы обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок детей старшего дошкольного возраста.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по серии сюжетных  картин: рассказ-описание и рассказ-повествование.А.А. Алексеева отмечает, что обучение составлению рассказа-...

Конспект занятия "Новогодний праздник в детском саду. Пересказ по серии сюжетных картинок"

В ходе организованной образовательной деятельности охвачено несколько задач:1. Закреплять представления о новогоднем празднике;2. Закреплять употребление  в речи относительных при...