Методическая разработка: " Формирование диалогической речи дошкольников старшего возраста"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Актуальность исследования проблемы диалогической речи дошкольников определяется тем, что этот процесс является неотъемлемым компонентом коммуникативной функции речи на всех жизненных этапах. Особенно значимым становится формирование связного высказывания именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы его развития. Речь-важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации саморазвитию, построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речь-это, прежде всего средство общение, средство высказывания и понимания. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов так обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка овладению языком, фонетикой, лексикой, грамматическим строем речи к освоению диалогической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад №175»
Методическая разработка
«Формирование диалогической речи дошкольников старшего возраста»
Разработала воспитатель
Егорова Елена Вячеславовна
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Взгляды учёных на проблему формирования диалогической речи дошкольников …………………………………………………………………. . 5
2. Особенности формирования диалогической речи дошкольников старшего возраста…………………………………………………………………………..11
Заключение ………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………… 18
Введение
Актуальность исследования проблемы диалогической речи дошкольников определяется тем, что этот процесс является неотъемлемым компонентом коммуникативной функции речи на всех жизненных этапах. Особенно значимым становится формирование связного высказывания именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы его развития. Речь-важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации саморазвитию, построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речь-это, прежде всего средство общение, средство высказывания и понимания. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов так обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка овладению языком, фонетикой, лексикой, грамматическим строем речи к освоению диалогической речи.
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарные, реплицированное (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
Центральной, ведущей задачей в дошкольном возрасте является развитие связной речи. Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь и является основной формой общения детей дошкольного возраста. Выделяются две основные функции общения дошкольника-со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Опыт речевого общения со взрослым ребёнок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. Но дети испытывают трудности общении, в условии родного языка,- его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Доказано что не владение родным языком, ребёнок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание родного языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживания речевого взаимодействия с партнёром. Наблюдение за развитием диалогической речи показали, что дошкольники в возрасте от 3-к до 5 лет особенно чувствительны, сензитивны в усвоении диалогической речи. Наблюдая за детьми данного возраста, педагог может выделить две линии: во первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во вторых, складывается ли собственная активная речь. Дети 4-5 лет начинают говорить одновременно, так как им присуща потребность делиться своими впечатлениями на тему из личного опыта, охотно отвлекаются на предложения рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. В диалоге со сверстниками четырех летние дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя говорить более понятно, связно, задавать.вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Прежде всего для общения необходима правильно организованная развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие диалогического общения ведет к различного рода искажения личности развития росту проблем общения с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей к адаптации в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в семье, так как родителям не хватает времени на общение с детьми; как строить диалогическое общение с ними. Все эти мотивы влияют на деятельность ребенка и его душевное самочувствие.
Развитие диалога-это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них-ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в коде диалога, то есть умеют слушать, слышать друг друга, инициативно высказываться.
В современных условиях, как и ранее тема формирования диалогической речи постоянно нуждается в исследованиях, в необходимости многоаспектного обоснования содержания, обучения диалогической речи детей 4-5 лет.
1. Взгляды учёных на проблему формирования диалогической речи дошкольников
Обучение диалогической речи детей дошкольного возраста в отечественной методике имеет богатые традиции заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы.. методики развития речи дошкольников, в том числе и диалогической определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, О.И. Соловьёвой, Е.И. Тикеевой, А.П. Усовой, Е.А.Флёриной.
Проблемы содержания и методов обучения диалогической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Кототковой, Е.А.Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной. Анализ исследования показывает, что долгое время обсуждался вопрос- нужно ли детей дошкольного возраста обучать диалогической речи, опираясь на то, что дети овладевают ею спонтанно в процессе обучения с окружающими. Практика и специальное исследование показало, что у детей дошкольного возраста в первую очередь необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращённую к нему речь; вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разными языковыми средствами. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для полноценного общения.
Учёные педагоги М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Н.В. Новотворцева, О.И. Соловьёва, О.С Ушакова, Е.И. Тихеева и другие отмечали, что эффективное развитие диалогической речи детей старшего возраста происходит в процессе общения со сверстниками, так как дети этого возраста испытывают потребность делиться своими впечатлениями на темы личного опыта. Они охотно играют и общаются со сверстниками. Под руководством педагога у детей развивается диалогическая речь и дети получают опыт равенства общения; учатся контролировать друг друга и себя. Таким образом, чтобы дети дошкольного возраста могли общаться друг с другом, необходимо целенаправленная педагогическая деятельность по развитию диалогической речи. Успешное решение зависит от многих фактов:речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает особой диалогической речью, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Это исторически первая форма речевого общения.
Проблема развития речи, а также диалогической отражена в работах Л.Я. Якубинский «О диалогической речи», Т.Г. Винокур «О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи», определяя «Диалог-как особую, функционально-стилистическую форму речевого общения, в которой два или более участника, обменивающиеся речью» .
Вопросы особенностей и методологии развития диалогической речи детей дошкольного возраста широко освещены в работах Л.А. Колуновой, Г.И. Николайчук, А.А. Смага, Ф.А. Сокина, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, Л.Г. Щадриной, в которых описываются многочисленные приёмы развития диалогической речи детей дошкольного возраста. Авторы считают, что диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична. Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организованна и поэтому она более элементарна, чем другие виды речи.
Авторы А. Арушанова Е.Е.Рычалова, Н. Дурова разработали игры-сценарии для детей дошкольного возраста по развитию диалогической речи, так как дети испытывают трудности в общении со сверстниками, а игры-занятия помогут им быстрее построить речевой диалог.
Д.Б. Эльконин подчёркивал: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка». Анализируя этапы усвоения ребёнком грамматического строя родного языка (по А.Н. Гвоздеву), отмечено, что в пределах диалогической формы речь ребёнка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения.
В развитых формах диалог не просто бытовой ситуативный разговор- это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общения. Т.П. Колодятная, Л.А. Колупова отмечали необходимость развития диалога, через использование: бесед с детьми на разнообразные темы, связанные с жизнью ребёнка; его отношения с друзьями и взрослыми; его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.
Изучая исследования многочисленных авторов следует отмечать, что все они пришли к выводу: формирование диалогической речи реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед, а также в процессе общения со сверстниками и является одним из эффективных средств общения. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые изменяют значения слова. В диалоге представлены все разновидности повествовательнык(сообщение, утверждение); побудительных(просьба, требование), вопросительных(вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией. Речь в диалоге может быть не полной , сокращённой, иногда фрагментарной.
Для диалога характерны.: разговорная лексика, фразеология; кратность, недоговорённость, обрывистность; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Именно в диалоге ребёнок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Диалог-сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда труднее, чем строить монологическое высказывание. Умение общаться со сверстниками диалогически-весьма важная сторона социального, личностного развития ребёнка, источник развития его речи, становление коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития.
Диалог выступает, как основная форма общения. Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленных на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений достижения общего результата. Это отмечали К . Обуховский , 1975г. ; К . А . Абдульханова-Словская, 1980г ; Когда два человека общаются, то они попеременно действуют и воспринимают друг друга. Б.Ф.Лемов, 1982, отмечал: «Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъект...» Отмечено, что каждый из участников при общении выступает как личность, а не как физический предмет, тело. Рассматривая общение как психологическую категорию, ученые (М.И. Лисина, 1980, 1986) интерпретирует его, как деятельность и потому синонимом общения является для нас термин «коммуникативная деятельность». Это отмечали ученые А.В. Запорожец (1979), Д.Б.Эльконин (1978).
Выделяются две основные сферы общения дошкольников - со взрослыми и его сверстниками. А.Н.Леонтьев - советский психолог, доказывал, что на протяжении 7 лет жизни у детей дошкольников возникают четыре формы общения со взрослыми:
1. Ситуативно - личностное
2. Ситуативно - деловое
З. Внеситуативно - познавательное
4. Внеситуативно - личностные
Общение со взрослым и сверстником - это разновидности коммуникативной деятельности. Объединяет эти сферы то, что предмете деятельности в обоих случаях выступает другой человек, партнер ребенка по общению. Различают эти сферы общения то, кто именно становится партнером ребенка - взрослый или другой ребенок. Н.И.Ленская доказывала, что уже с рождения ребенок имеет не диндференцированную форму общения с матерью,-при «ауканье» малыша и разговоре матери, проявляющиеся в черте диалога.
Ж.Пиаже назвал называл диалог дошкольника со сверстником «коллективным монологом» и усматривал в нём речевую активность и свойственный детям этого возраста эгоцентризма, неспособность встать позицию партнера. Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка пожизненно.
Психолог Р.И.Деревянко считает, что общение со сверстниками для детей старшего возраста более притягательно, нежели со взрослыми. Старший дошкольный возраст характеризуется как бы «взрывом» всех проявлений, адресованных сверстнику, особенно интенсивности общения. До сих пор нет ясной картины развития мотивов общения ребенка со сверстниками. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Ребенок обогащается новыми знаниями о мире, умением строить повествование. Это создает повод обратиться к сверстнику, в котором он находит слушателя и ценителя. Мотивом общения становятся ик общие интересы. Общение со взрослым становится внесуативно - личностным, с новым содержанием потребности в общении - в сопереживании и взаимопонимании. С возрастом увеличивается число познавательных высказываний детей, возрастает степень ик внесуативности. Но это не вызывает развернутого диалога. Чаще всего дети проявляют себя в игре, где им приходится выстраивать диалог. Д.Б.Эльконин указывал на то, что только в игре возникает богатая речевая связь, сообщающая смысл каждому отдельному поступку. Хотя игра и общение дошкольников тесно связано между собой, отождествлять игровую и коммуникативную деятельность нельзя. В старшем возрасте ведущим средством коммуникации детей является речь, которая воплощает специфику человеческого общения. Для общения между собой дошкольники используют три категории средств: выразительные, изобретательные и знаковые.
Словесные рассуждение к 7 годам превращаются в способ решения задач.
Включение речи в познавательный деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает развитие мыслительных задач. Исследование А. М. Леушесный отразило специфику разных форм речевого общения. Ситуативная речь, появившаяся в разном возрасте, не отражает полного содержание в речевых формах. Эта речь выступает в форме диалога. С возрастом в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной, где единицей их является не слово, а предложение. В старшем возрасте речь становится последовательной логичной. Объяснительная речь - самая сложная форма речи у детей дошкольников. Она опирается на развитие мышления и требует от него умения устанавливать и отражать в речи причинно - следственные связи. Песталоцин говорил: «Ребенок должен научиться говорить прежде чем он может перейти к разумному чтению». Взрослые должны помнить всегда что нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью. В ряду проблем речевого развития детей две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной деятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Особое место в речевом развитии детей имеет диалог сверстников. Именно здесь дети чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диалоге рождается содержание которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики сотрудничества. Здесь нет прямых указаний, мотивации учебной, жесткой регламентации И все таки диалогу надо учиться; учить языковым играм, словесному творчеству. В диалоге со сверстником приходиться ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности и поэтому нужно произвольно строить своё высказывание, используя контекстную речь. Следует отметить удивительных ученых, детских психологов, посвятивших себя детскому словотворчеству, таких как: А.В.Запорожец; Н.А.Ветлугина; О.М.Дьяченко; В.Т.Кудрявцева.
Ж.Пиаже считал, что в речевом взаимодействии необходимо не менее чем трёх взаимосвязанных общающихся: инициативного высказывания, ответа на него и встречной ответной реакции на ответ. При этом взаимодействии каждый получает возможность откликнуться на высказывание партнёра, проявить «диалогическое предвосхищающее ответ и активно ответное отношение» (М.М.Бахтин). Это характеристика высокого уровня развития диалога в старшем дошкольном возрасте. Диалогическая форма общения не дана ему изначально. Есть преддиалог («дуэт», «коллективный диалог» ), социальные контакты, практическое взаимодействие, постепенно приближающие к речевому диалогу.
Речь-это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог всех людей с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие -это фундаментальные составляющие, необходимые педагогам, взрослым для развития речевого развития детей дошкольного возраста. Это основа построения современной дидактики дошкольного возраста в целом. Речевое воспитание детей - это коммуникативная компетенция, направленна на развитие общения с окружающими людьми (взросльпии и сверстниками) при помощи языковых (фонематических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жеста, взгляда, предметных действий). Она является базисной характеристикой личности дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии для усвоения разных видов деятельности: коллективных игр, конструирование, детского художественного творчества. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Назначение речи - быть средством общения (т.е. коммуникативная функция )
2. Особенности формирования диалогической речи старшего дошкольника
Формирование диалогического общения осуществляется в форме сценариев и может включать разговор воспитателя с детьми, народные, дидактические подвижные игры, инсценировки, игры - драматизации, обследование предметов, т.е. такие виды детской деятельности, в которых речь выступает во всех многообразных функциях. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает довольно высокого уровня. В общении со взрослыми и сверстниками ребенок может регулировать силу голоса (громче или тише); темп речи; способен интонационно правильно передавать свои чувства (радость, печаль, удивления). В старшем дошкольном возрасте активизируется словарный запас за счет прилагательных, глаголов, слов сходного и противоположного значения (синонимов, антонимов); происходит постепенно переход от пассивного словаря в активный. В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста кратной или развернутой формой высказывания и выделяются характерные признаки свойства; дается полный и развернутый анализ. У детей старшего дошкольного возраста сформировано умение последовательно и четко строить описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему. Между тем давать оценку или делать вывод дети затрудняются. В старшем возрасте дети осваивают основные типы монологической речи - пересказ и рассказ.
У детей этого возраста нарастает сознательные отношения к речи и становится произвольным самостоятельным процессом. Ребёнку важно передать в речи содержания, чтобы его понял собеседник. Речь старшего дошкольника превращается в умственную интеллектуальную деятельность. Речь становится орудием мышления и средством познания. В старшем дошкольном возрасте диалог представляет собой по настоящему подлинное общение: происходит обмен информацией, присутствуют логические рассуждения, возможен спор, содержащий аргументацию позиций собеседников. Характер диалога зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. Постепенно дошкольник переходит к связной монологической речи, отличающейся более строгой логичностью и последовательностью. У детей старшего дошкольного возраста вместе с установлением временных связей между элементами речи(звуки, слова, предложения) постепенно образуются ассоциации между ними и теми предметами и явлениями, которые в ней обозначаются.
Основная линия развития речи детей дошкольного возраста определяется переходом от ситуативной речи к использованию контекстной. Даже полностью овладев диалогической речью, ребёнок не может перейти к связной монологической речи. Контекстной речью дошкольник овладевает в процессе обучения.
Следует отметить, что в старшем возрасте эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечивается не только при помощи речи, а прежде всего с использованием несловесных средств- взглядов, мимики, жестов, предметных действий. Недооценка роли невербального общения- одна из причин того, что детские нескоординированные диалоги получили название эгоцентричной, не социализированной речи. Образцы ведения диалога ребёнок получает в общении со взрослым, обучаясь внеситуативному общению. Видя диалог , ребёнок одновременно ориентируется на контекст, на ситуацию общения, на партнёра(его мотивы), а также на общение, на язык. Взрослый выступает в роли обучающего, организатора, но не как эксперт, оценивающий глубину и полноту ответов детей, а как интересный собеседник, приятный партнёр по общению. Чтобы научиться диалогу со сверстником, ребёнок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя 6ы с одним партнёром. Именно так начинается развитие диалогической речи, как подлинный коммуникативный самодеятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Характеристика образовательной области «Познавательное развитие» по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС ДО)
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область «познавательное развитие» предлагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичны представлений о себе, о других людях; о6 окружающем мире, о малой родине о Отечества; о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля, как общем доме для людей; о6 особенностях её природы, многообразии и народов мира.
Основными разделами данной образовательной области являются:
1 .Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
2. Приобщение к социокультурным ценностям;
З. Формирование элементарных математических представлений;
4. Ознакомление с миром природы.
Рассмотрим каждый раздел отдельно на примере детей старшего дошкольного
возраста:
1. Познавательно-исследовательская деятельность состоит 4 разделов:
а) Первичные представления о6 объектах окружающего мира и предполагает закрепление представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Дети должны уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; группировать предлоги по заданному признаку, определять материалы из которых они сделаны; классифицировать.
6) Сенсорное развитие: предполагает восприятие, включая органы чувств: зрение, слух, осязание; обоняние, различие цвета по светлоте к насыщенности; различать особенность расположения цветовых тонов в спектре; совершенствовать глазомер; проводить простейшие эксперименты, опыты, фокусы, развивая познавательно-исследовательский интерес детей старшего дошкольного возраста.
в) Характеристика знакомство детей с величиной. Проектная деятельность предусматривает деятельность исследовательского типа: организация презентации разных проектов, предполагает создание авторского проекта.
Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.
Нормативная проектная деятельность-это деятельность направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.
г) Дидактические игры объединяют детей в подгруппы по 2-4 человека и предполагают соблюдение детьми всех её правил. Игры предназначены для развития памяти, внимания; воображения, мышления, речи, сенсорных способностей детей. Дети старшего дошкольного возраста сравнивают, подмечая незначительные различия, объединяют предметы по общим признакам, составляя из частей целые (мозаика; пазлы , кубики) ; определяют расположением предметов (спереди , сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
Чем свойственно действовать с разнообразными играми и игрушками (народными, электронными, компьютерами).
Детям этого возраста свойственно подчинятся правилам в групповых играх, Формируя дружелюбие дисциплину; культуру честного соперничества в играх соревнованиях.
Дети могут создавать некоторые дидактические игры, развивая сенсорные способности. К концу старшей группы (возраст б лет) у детей начинают появляться такие качества : логическое мышление, познавательная активность, произвольное поведение, умение самостоятельно решать поставленные перед ними задачи .
Заключение
Анализируя проблему по обучению детей старшего дошкольного возраста диалогической речи следует отметить, что речь детей является средством общения как со взрослыми так и со сверстниками. Владея речью, мы становимся культурными, грамотными; развиваем умственные способности, связную речь и речевое развитие. Наблюдая за старшими дошкольниками, как у них развивается диалогическая речь мы приходим к выводу: этот возраст наиболее чувствителен в усвоении диалогической речи. Дети старшего дошкольного возраста не всегда усваивают речь сверстников в полном объёме, чаще они спешат, боясь не успеть сказать что-то своё, торопятся и поэтому как правило диалога не получается. На основе осмысления актуальности этой темы важно понять роль языка и развития речи в становлении личности ребёнка. Формирование связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Основная функция связной речи- коммуникативная. Функция общения-осуществляется в форме диалога и монолога. Для решения проблемы по обучению диалогической речи необходимо изучить закономерности развития диалогической речи детей, закономерности перехода от ситуативной к контекстной речи. Важно обратить особое внимание на тесную связь решения задач связной речи с другими речевыми задачами: обогащение словарного запаса, формирование грамматической и фонематической сторон речи; а также на их удельный вес в общей системе работы по развитию речи.
Педагогам необходимо знать особенности типов связных высказываний: ик функции, структуру, языковые средства, характерные для каждого типа; чётко представлять себе содержание и методику работы по формированию умений, необходимых для того, чтобы составлять описания, повествования, рассуждения. Для анализа состояния уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста необходимо понять: умение ребёнка слушать речь воспитателя и товарищей, участвовать в общем разговоре, употреблять формы речевого этикета, культура его поведения во время разговора; использование детьми различных форм разговорной речи (вопросы, ответы); соответствие высказываний детей предъявляемым требованиям (умение отвечать кратко, развёрнуто, общим словом, дополнять ответ товарища); умение ребёнка находить повод для общения; инициативность и адресность его речи, тематика и содержания разговоров. Изучение уровня овладения детьми диалогической речи позволяет получить данные не только об ик речевых способностях, но и о психическом развитии ребенка в целом. Выводы об уровне общего развития дошкольника можно сделать, вероятно, на основе суммирования оценок уровня развития разных сторон речи (методика рекомендована В. И. Яшиной ); Ф. Г. Даскаловой (Болгария) , Е. И. Тикеевой.
Основной целью при работе с детьми старшего дошкольного возраста по обучению диалогической речи, считаю, необходимость изучения особенностей диалогической речи в ситуации общения « взрослый ребенок», «ребенок - ребенок»; знание формы и методов работ по обучению детей диалогической речи: ик инициативности, адресность. речи; тематика и содержание разговоров. Анализируя особенности диалогической речи детей необходимо отметить: лексику, и её богатство и разнообразие; развернутость высказываний; использование речевых клише, форм речевого этикета; культура поведения во время речевого общения. Немаловажную роль при обучении детей старшего дошкольного возраста имеют особенности речи ( воспитателя ): лексическая, грамматическая , фонематическое оформление речи; соответствие содержание речи возрасту детей; умение воспитателя организовывать содержательное общение с детьми, решать в ходе общения задачи воспитания и обучения. Результаты наблюдений и анализа рекомендованы М. М. Алексеевой помогают отобразить тон общения воспитателя с детьми; стиль общения и речевой этикет. Работая с детьми старшего дошкольного возраста необходимо тщательно продумывать темы для разговоров, например: о семье, о друзьях, о самом ребенке, предметах и игрушках, явлениях природы, интересных игран и т. д.; наблюдая при этом его коммуникативные навыки: умение вступать в диалог; умение поддерживать и завершать диалог. Таким образом, чтобы дети содержательно общаться с друг другом, необходимо целенаправленная педагогическая деятельность по развитию диалогической речи, а её успешное решение зависит от многих условий; окружающей среды, социального окружения, семейного благополучия, познавательной активности ребенка.
Отмечая речь детей старшего дошкольного возраста необходимо помнить, что владеть в совершенстве всеми видами речи -это значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества. Нам педагогам необходимо создавать такую обстановку, чтобы дети могли непринуждённо и свободно черпать представления, понятия, образы: создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить; превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь. Организованная обстановка-тот фундамент, на котором должно строится всё дело воспитания и который обуславливает развитие языка. Никогда дети не говорят так много, охотно, не принуждённо обо всём том, что им ближе и дороже всего, как в своём детском обществе, при условии, конечно, что это общество длительным знакомством и общностью интересов. И если такие условия не создаются сами собой в жизни наших детей, нам взрослым, вменяется в обязанность ю создавать. Если педагог относиться ко всему с любовным интересом, использует всё в естественно беседе; полной для обеих сторон захватывающего интереса, в целях развития духовных сил и неразрывно с ними связанного языка ребёнка.
Речь, из жизни рождающая, служит целям жизни прежде всего, и является целью всякого воспитания. Умный и вдумчивый педагог разовьёт в ребёнке содержательную диалогическую и монологическую речь. Слово, обращённое к детям, должно быть всегда словом, а не только звуком. Развивать речевое общение-это сложное и ответственное дело. И, как говорил К.Д. Ушинский: «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.»
Литература
- Аруманова А.Г., «Речь и речевое общение детей (развитие диалогического общения) М.: Мозаика — синтез, 2005.
- Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильев М.А., М., «От рождения до Школы» Мозаика -- Синтез, 2014.
- Лисина М. И., « Проблема онтогенеза общения » М., Педагогика, 1986.
- Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 1988. – 157с.
- Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринго, 1995. – 236с.
- Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 1974. – 148с.
- Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспитание. - 1963. - № 2. - С. 13-17.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 223с.
- Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 1994. – 63с.
- Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов. Редкол. Ф. А. Сохин. – М.: АПН СССР, 1987. – 120с.
- Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: АПН СССР, 1990. - 137с.
- Рузкой А. Г., « Развитие общения дошкольников со сверстниками», М., Педагогика, 2004.
- Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175с.
- Тихеева Е., « Развитие речидетей »., М., Просвещение, 1999.
- Уруктаева Г.А., « Дошкольная психология >› М., Академ А., 1999.
- Ушакова С., « Занятия по развитию речи в детском саду », М., Просвещение, 2009.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)
- Чирнова Т.И., «Психологическая служба в детском саду »., М., Учебное пособие, 2000.
- Шорохова А., Речевое развитие ребенка. М., Сфера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование диалогической речи у старших дошкольников.
Представлен конспект НОД в подготовительной к школе группе "Что такое детский сад?"...
Методическая разработка "Развитие диалогического общения дошкольников старшего возраста с помощью игры"
Методическая разработкаНа тему:РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ...

Методическая разработка "Развитие диалогической речи у дошкольников посредством театральной деятельности"
Тема "Развитие диалогической речи у дошкольников посредством театральной деятельности"...
Методическая разработка Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий
Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий...

Формирование связной речи дошкольников старшего возраста у детей с онр
Структура занятия по теме "Формирование связной речи дошкольников старшего возраста у детей с онр" выглядит так:• Подготовительная работа• Беседа, проблемные вопросы• Рассматр...