Формирование связной речи дошкольников старшего возраста у детей с онр
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Екатерина Юрьевна Тонкошкурова
Структура занятия по теме "Формирование связной речи дошкольников старшего возраста у детей с онр" выглядит так:
• Подготовительная работа
• Беседа, проблемные вопросы
• Рассматривание картинки
• Составление плана описаний
• Составление описания по плану
• Повторение рассказа (по цепочке,
фрагментарно).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Слайд 2

Этапы формирования связной речи Подготови- тельный: Начальный- Овладение диалогической речью Основной_ формирование монологической речи Интеллеуктуальное развитие Речевое развитие

Слайд 3

Подготовительный этап Развитие восприятия и понимания речи Развитие Экспрессивной речи, побуждение к общению Формирование фразы

Слайд 4

Начальный этап Диалог – разговор между двумя или несколькими собеседниками. Обучение умению отвечать на вопросы (Репродуктивные(кто? Что?), поисковые (где? куда? Откуда?), проблемные Беседа – диалог на определённую тему. По содержанию рассказа По картине

Слайд 5

Основной этап Формирование монологической речи: Повествование Описание Рассуждение

Слайд 6

Направления работы по формированию монологической речи Обучение пересказу Обучение составлению рассказов по картине по предложенному сюжету по теме - по данному началу

Слайд 7

Критерии отбора текста для пересказа Небольшой объём текста Доступность содержания для данного возраста Чёткость композиции Простота сюжета (одна сюжетная линия) Доступность языка Нравственность содержания Художественность текста

Слайд 8

Значение пересказа в формировании монологической речи Качественное и количественное обогащение словаря Употребление обобщений в активной речи. Формирование грамматического строя Усвоение структуры связных высказываний Развитие способности к речевому самоконтролю Усвоение художественных приёмов и средств. Активизация познавательных процессов6внимания, памяти, мышления, воображения, представления. Закрепление правильного произношения.

Слайд 9

Содержание подготовительной работы Знакомство с материалом, связанным с темой пересказа и его содержанием(логопед) Рассматривание книг, картин, иллюстраций Наблюдение в природе, в жизни Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию пересказа Лексико-грамматические упражненияна материале пересказа Материальное обеспечение Заучивание наизусть потешек, скороговорок, стихов, способствующих пониманию текста.

Слайд 10

Обучение пересказу Первичное чтение текста без установки на пересказ Второе чтение текста с установкой на запоминание Беседа по содержанию (вопросы заранее продумываются) Работа над текстом Рассматривание картинок и иллюстраций, выстраивание их в логической последовательности Выделение, проговаривание, выборочное чтение фрагментов текста Лексико-грамматические упражнения (замена слов на синонимы, образование родственных слов, словоизменение, распространение предложений) Третье чтение произведения (расставление смысловых акцентов, , деление текста на части) Составление плана пересказа (предлагается готовый план или составляется коллективно на занятии) Пересказ.

Слайд 11

Формы оформления плана пересказа Цитатный план –ключевой, значимые фразы из текста. Вопросительный план – вопросительные предложения, подсказывающий пересказ Повествовательный план –простые повествовательные предложения Назывной план – односоставные назывные предложения Пересказ по плану с опорой (зрительной и вербальной)

Слайд 12

Виды зрительных опор для пересказа Иллюстрации Сюжетные серии Набор предметных картинок к тексту Символы и пиктограммы

Слайд 13

Виды вербальных опор Деформированный текст Подсказка первой фразы Опорные слова Опорные фразы

Слайд 14

Виды пересказа Коллективный с с обсуждением вариантов фраз Выборочный –пересказ фрагментов По цепочке С элементами драматизации С изменением повествующего лица

Слайд 15

По характеру литературного жанра рассказы бывают Описательные Повествовательные Рассуждения (в дошкольном возрасте не используются)

Слайд 16

Рассказы по восприятию Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок Повествовательные рассказы по сюжетной картине Описательные рассказы по предметной картинке или предмету Рассказы по представлению Рассказы по воображению

Слайд 17

Рассказы по представлению Носят произвольный характер Имеют менее чёткую композицию Зависят от объёма знаний ребёнка Темы взяты из жизни детей

Слайд 18

Рассказы по воображению Требуют развития воображения Требуют образного мышления Требуют моделирования сюжета и композиции Могут различаться по степени сложности: -придумывание конца рассказа - составление рассказа по аналогии - составление рассказа по готовому сюжету - составление рассказа на заданную тему

Слайд 19

Речевые тренинги Лексические упражнения -подбор признаков и действий к предметам - подбор синонимов и антонимов - подбор родственных слов Грамматические упражнения - формо- и словообразование - восстановление деформированных фраз -составление предложений Постоянный фонематический контроль Совершенствование диалогической речи - упражнения в ответах и вопросы различной сложности

Слайд 20

Структура занятия Подготовительная работа Беседа, проблемные вопросы Рассматривание картинки Составление плана описаний Составление описания по плану Повторение рассказа (по цепочке, фрагментарно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Теоретические основы этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи составляют положения из общей возрастной и педагогической  психологии...

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Теоретические основы этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи составляют положения из общей возрастной и педагогической  психологии...

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста.

В данном материале описывается метод наглядного моделирования и его значение в педагогической деятельности в работе с дошкольниками. Описываются приемы наглядного моделирования....

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

«Современные образовательные технологий для развития связной речи дошкольников старшего возраста»

Актуальность проблем речевого развития.В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей и является важным приобретением ребенка в дошкольном детс...

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...

Доклад "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста"

laquo;Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста»Одним из основных показателей уровня развит...