Учебно- методическая разработка. Формирование диалогической речи в рамках музейной педагогики
учебно-методическое пособие по развитию речи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают в процессе общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Одной из активных форм является проектная деятельность и в частности создание мини музеев в рамках проекта.
При создании мини-музея ставится одна не маловажная цель: обучить основным навыкам ведения диалога; развить коммуникативность и умение строить личное взаимодействие детей друг с другом, с педагогами. Большое значение имеет сформированность навыков диалогической речи старших дошкольников, очень часто приходится сталкиваться с отсутствием элементарных умений, дети затрудняются вести диалог со сверстниками и взрослыми, нарушается процесс общения в целом, что не позволяет эффективно реализовывать потребности в общении, взаимодействие с окружающим миром, и конечно, затрудняет усвоение программного материала.
Диалог – основная форма общения дошкольников Открывают диалог инициативные реплики, это реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.
Правила ведения диалога: соблюдать очередность в разговоре; выслушивать собеседника, не перебивая; поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее; проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо; не говорить с полным ртом; говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; использовать литературную лексику; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему.
В мини-музее детям предоставляется возможность играть. Игры могут быть дидактическими, сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями. Одной из задач в формировании коммуникативной компетенции детей в диалогической речи посредством игры, является развитие умений слушать, задавать вопросы, аргументировать ответы.
Игры на развитие умения слышать. «Расскажи, что слышал» Игры помогают увидеть, умеют ли участники слушать друг друга, понять, что помогает, а что мешает этому процессу. Описание игры. Участники делятся на пары. В каждой паре участники должны за 5 минут рассказать другому о любом выбранном им предмете по заданной теме (что это за предмет, от куда, из чего изготовлен, для чего нужен, где чаще всего встречается). Педагог объединяет пары в четверки и просит каждого участника рассказать о том, что он узнал о партнере, другой паре. При этом партнер молчит и никак не исправляет того, что о нем говорят. Проводится обсуждение: все ли рассказали или были потери информации? «Что в сундучке?» Оснащение: сундучок, различные предметы. Описание игры. Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется. «Книжная галерея». Оснащение: картины, названия которых известны детям. Описание игры. Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Воспитатель показывает им книги. Затем выбирается водящий. Он произносит: - Все книги хороши, но одна лучше! Остальные участники с помощью вопросов пытаются угадать, какая книга понравилась водящему. Ребенок, который первым назовет загаданную книгу, становится водящим, игра возобновляется.
Игры на развитие умения аргументировать. «Почему? Потому!» Оснащение: фишки. Описание игры. Воспитатель приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например: - Почему кошка часто умывается? - Может слон жить без хобота? И др. Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек. «Бывает - не бывает». Оснащение: мяч. Описание игры. Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить и объяснить почему такой ситуации не может быть. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
Игра проводится после получения полной информации по мини-музею Цель игры. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Материал. Картинка с изображениями различных предметов, или набор предметов, фишки. Ход игры: Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Действует правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например Саша, В какие времена пользовались этой ручкой? Почему сейчас этой ручкой не пишут? Что еще нужно, чтобы эта ручка писала? Из какого материала изготовлена ручка? И т.д. Вопросы задаются по набору предметов из мини-музея. Время на обдумывание даётся 1-2 минуты. Затем дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать, что воспитатель - равноправный участник игры. Воспитатель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса . По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что в другой раз у них все получится. Игра «Всё ли мы увидели?» Блок «Вопрос - ответ»
Игра «Знатоки» Цели. Учить детей вежливо формулировать вопросы и доброжелательно реагировать на них; уметь правильно обратиться, если не знаешь ответ закреплять знания о содержании мини-музеев. Материал. Фотографии и открытки с видами предметов по теме, фишки. Ход игры: Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды задаёт один вопрос игроку, сидящему напротив. Вопросы могут быть разные ( Как появилась книга?, От куда берутся камни?, Из чего сделаны куклы?, и т.п.) Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать)... ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание. Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Варианты игры. Может меняться тема игры: «Музей книги», «Камни», «Куклы» , «Часы» и т.д.
Музей русского быта Блок «Да и нет» Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда. Ход игры: предметы раскладываются на столе. Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?». Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы. - Этот предмет нужен в хозяйстве? – Им гладят бельё? - Его надевают на тело? - Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с ...? - Он круглый? Он коричневый? И т.п. Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку. «А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы». Вариант игры: Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.
Игра «Интервью» Оснащение: микрофоны Описание игры. Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты», другая –«журналисты» Педагог говорит: - Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например: «Мини музей ложки» Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым? Педагог выступает в роли наблюдателя. Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли. Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм. Пример: Что представлено в вашем музее? Какой экспонат самый интересный? Почему? Из чего сделаны….где применяются…..? Итог: таким образом, высокая информативность мини-музеев, доступность позволяет детям через игру формировать диалогическую речь свободно и легко.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Развитие диалогической речи детей с ОНР на основе театрализованной деятельности»
В пособии представлены: Этапы развития диалогических умений. Примерный план распределения произведений по возрасту детей и лексическим темам. Практический материал....
презентация "Формирование диалогической речи в рамках музейной педагогики".
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Та...
Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разгово...
Учебно-методическая разработка по Развитию речи
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...
Методическая разработка "Развитие диалогической речи у дошкольников посредством театральной деятельности"
Тема "Развитие диалогической речи у дошкольников посредством театральной деятельности"...
Методическая разработка Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий
Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий...
Методическая разработка "Воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики"
Данная статья будет интересна практикующим педагогам дошкольных учреждений, родителям дошкольников....