Развитие речи. Тема: «Составление рассказа по серии картин «Заяц и снеговик»».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: «Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик».»
Задачи:
1.Закрепить умение соблюдать алгоритм действия с серией картин: рассмотреть, подумать, о чем картины, найти первую и последнюю, найти центральную, установить последовательность.
2.Закрепить представление о композиции высказывания: начало (завязка), середина (кульминация, главные события), окончание (развязка, чем все закончилось).
3. Научить способам завязки: однажды, как-то раз и другие, способам окончания рассказа (развязки): морковка сочная, вкусная.
Ожидаемый результат: каждый ребенок составит рассказ по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик».
Продукт занятия: рассказы детей по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик».
Основные понятия темы: завязка, кульминация, развязка.
Словарная работа:
Существительные: весна, лестница, заяц, снеговик;
Прилагательные: ласковое, теплое, яркое, липкий, мокрый, грязный, высокий, веселый, смышленый.
Глаголы: лепить, подпрыгивать, подставить, пригорюнился, пригревать, растает, заскучал;
Методы и приемы, используемы на НОД: словесный, игровой, познавательный, технология развития связной речи Ткаченко (метод наглядного моделирования)
Сравнения: «Вместо носа – морковка» «Глазки как угольки», «вместо рук – веточки»
Эпитеты: морковка сочная, вкусная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.karta_zanyatiya_avtosohranennyy.doc | 483.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД (занятия), соответствующая требованиям ФГОС.
Возрастная группа: подготовительная, 6-7 лет
Образовательная область: «Речевое развитие»
НОД: «Развитие речи»
Интегрируемые ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Тема: «Составление рассказа по серии картин «Заяц и снеговик»».
Мотивация предстоящей деятельности: конкурс на лучший рассказ (игровая сюжетная линия).
Цель: «Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик».»
Задачи:
1.Закрепить умение соблюдать алгоритм действия с серией картин: рассмотреть, подумать, о чем картины, найти первую и последнюю, найти центральную, установить последовательность.
2.Закрепить представление о композиции высказывания: начало (завязка), середина (кульминация, главные события), окончание (развязка, чем все закончилось).
3. Научить способам завязки: однажды, как-то раз и другие, способам окончания рассказа (развязки): морковка сочная, вкусная.
Ожидаемый результат: каждый ребенок составит рассказ по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик».
Продукт занятия: рассказы детей по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик».
Основные понятия темы: завязка, кульминация, развязка.
Словарная работа:
Существительные: весна, лестница, заяц, снеговик;
Прилагательные: ласковое, теплое, яркое, липкий, мокрый, грязный, высокий, веселый, смышленый.
Глаголы: лепить, подпрыгивать, подставить, пригорюнился, пригревать, растает, заскучал;
Методы и приемы, используемы на НОД: словесный, игровой, познавательный, технология развития связной речи Ткаченко (метод наглядного моделирования)
Сравнения: «Вместо носа – морковка» «Глазки как угольки», «вместо рук – веточки»
Эпитеты: морковка сочная, вкусная.
Рассказ: «Заяц и снеговик».
Однажды в зимний день Маша и Витя лепили снеговика. Он получился высоким, веселым, красивым. На голове ведро, вместо носа – морковка, глазки – угольки, веточки вместо рук. Долго стоял снеговик, заскучал, успел подтаять. В один из дней мимо прибегал заяц. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку. Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница и побежал за ней. Но даже лестница не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил, пригорюнился и решил ждать весны, пока снеговик не растает. Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять, стал серым, грязным. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел. Морковка была сочной и вкусной.
Основные этапы НОД, | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей (познавательная, регулятивная, коммуникативная) | Наглядное сопровождение | ||
1 этап - Вводная часть 1.Сюрпризный момент 2.Обозначить с детьми проблему , обратиться к их опыту. Выясняем, что сразу мы не можем это сделать | Привлечь внимание, заинтересовать предстоящей деятельностью. Формулирование цели предстоящей деятельности. | В.Ребята, сегодня утром к нам в детской сад принесли письмо. Предлагает читающим детям прочитать, кому оно адресовано. Обнаруживают, что в нашу группу. В. Давайте посмотрим, что в нем! Лунтик предлагает вам принять участие в конкурсе на лучший рассказ. А для этого, чтобы победить, надо быть очень активными, внимательными. В. Вы согласны с предложением Лунтика? А мы сможем составить такой рассказ? Что для этого надо сделать? В. Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ по серии картин и узнаем интересную историю. Для этого давайте рассмотрим с вами картины, которые прислал нам Лунтик. Педагог вместе с детьми выставляют картинки на магнитную доску не по порядку. Упорядочивание картин: Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Связаны ли они общим содержанием? Воспитатель: Почему вы так думаете? С какой картинки начнется ваш рассказ? | Дети проявляют интерес, включаются в предлагаемую педагогом деятельность. Дети читают письмо Да, согласны Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ Д.да Д. На всех картинках одни и те же герои. | Письмо от Лунтика конверт с картинками |
11 этап - Основная часть. 1.Обращение к опыту | Припоминание с детьми известного, освоенного ранее, выясняем, сможем ли мы с помощью наших умений сделать новый продукт | В. Работа по содержанию картин В. Какое время года изображено на первой картинке? В. Чем заняты дети? Как одеты? Какими словами можно описать снеговика? В. Рассмотрите вторую картинку. Что изменилось на картинке? Какими словами можно описать зайца? Что задумал сделать заяц? Как он это решил сделать? В. Рассмотрите третью картинку. Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой? Каким оказался заяц? Смог заяц дотянуться до морковки? Почему? В. Рассмотрите четвертую картинку. - В каком настроении находится заяц? Почему?
Как вы думаете, что будет делать заяц дальше? В. Рассмотрите пятую картинку. Что мы видим? А что мы можем сказать о солнце? Какое оно? Какой стал снеговик? Что произошло со снеговиком? Почему он растаял? Какое настроение у зайца? Почему? Ребята, а эта история могла случиться в нашей реальной жизни? Почему? Конечно, эта история будет составлена на вымышленных событиях. Зайцы, которые живут в лесу, морковку не едят, а сказочный персонаж очень ее любит. | Д. Зима Лепкой снеговика Снеговик веселый, красивый, высокий Появился заяц Заяц белый, маленький, голодный Заяц задумал достать морковку Он решил подпрыгнуть Он принес лестницу Смышленым, догадливым Заяц не смог дотянуться до морковки. Потому что снеговик получился высокий, а заяц маленький Заяц находится в грустном, задумчивом, расстроенном настроении. Потому что не смог достать морковку Ждать весны Выглянуло солнышко Солнце яркое, лучистое Снеговик стал грустным, грязным, серым. Снеговик растаял, так как наступила весна. У зайца радостное, веселое настроение. Потому что ему досталась морковка. Нет Заяц не может носить лестницу | |
2.Новый материал новая информация (знание), которое ребенок сможет применить. | Реализация основной образовательной цели НОД и задач, направленных на решение поставленной цели. | Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит рассказ? Правильно, рассказ состоит из начала (завязка), середина (кульминация, главные события) и окончание (развязка, чем все закончилось) В.Ребята, кроме того, что у рассказа есть начало, середина и конец, он должен начинаться с определенных слов, может кто-то сможет назвать эти сова? ( «Как-то раз», «Однажды», «Дело было зимой» и т.д.) – эти слова помогают начать рассказ, а заканчивается рассказ такими словами как «Морковка сочная, вкусная»- это слова развязки. (прикрепляю на доску карточки со словами завязки, развязки) А еще у рассказа должно быть название. Мы с вами составляли предложения, а теперь я расскажу вам историю про снеговика и зайца. (читаю рассказ) Установка на обдумывание своего рассказа В.А сейчас подумайте, как составить свой самый лучший рассказ, но не забывайте, что на конкурсе всегда есть жюри – это тот, кто оценивает конкурсную работу. Предлагаю вам, ребята, пройти к нашим гостям и рассказать им свой рассказ. | Рассказ состоит из трех частей Наблюдают за показом Новые слова: завязка, кульминация, развязка | Карточки со словами |
3.Овладение детьми новым способом деятельности (умением, знанием) | Овладение детьми новым способом деятельности (новым знанием) : | Воспитатель и гости записывают рассказы Послушайте, какие у нас рассказы получились В. Ребята, я думаю, что составленные нами рассказы очень понравятся Лунтику и он поможет нам победить на конкурсе. | Практическое выполнение работы: - дети составляют и рассказывают по серии картинок рассказ. | Конверт, бумага, карандаш |
111 этап - Заключительная часть |
| Рефлексия: Что нового вам запомнилось? Какие новые слова вы узнали? Все рассказы мы складываем в конверт |
Д. составляли рассказы по сюжетным картинам на конкурс Мы говорили о том, что у рассказа есть начало, середина и конец, что рассказы начинаются с определенных слов таких как «Однажды», «Как-то раз», завязка, кульминация, развязка Завязка, кульминация, развязка, жюри |
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»
Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....
НОД по развитию речи на тему "Составление рассказа по серии картин "Находка" В. Сутеева"
Программные задачи:Развивать умение описывать сюжет, предвидеть его развитие, формировать умение объединять действия, изображенные на картинках в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-сл...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ОО «Развитию речи» на тему: «Составление рассказа по серии картин «Как Ежок попал в беду»»
Цель: Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повес...
Составление рассказа по серии картинок "Заяц и снеговик"
данный материал предназначен для детей 5-6 лет для составления рассказа по серии картинок с использованием ТРИЗ-технологии...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Возрастная группа: старшая
развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием,...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине» Возрастная группа: старшая №2
Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине».Цель: составление описательного рассказа по сюжетной картине.Обучающие задачи: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна&raq...
Развитие речи. Тема: Составление рассказа по серии картин «Петя и волки».
Цель: Учить детей составлять связный рассказ по серии картин, последовательно пересказывать рассказ по «цепочке»....