Развитие речи. Тема: Составление рассказа по серии картин «Петя и волки».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сахарова Наталья Ивановна

Цель: Учить детей составлять связный рассказ по серии картин, последовательно пересказывать рассказ по «цепочке». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи. Тема: Составление рассказа по серии картин «Петя и волки».

Цель: Учить детей составлять связный рассказ по серии картин, последовательно пересказывать рассказ по «цепочке».

Задачи: Коррекционные

Развивать фонематический слух.

Развивать звуко-буквенный анализ.

Учить составлять предложения по опорным словам.

Учить распространять предложения, обогащая их прилагательными.

Воспитательные

учить сопереживать герою рассказа, воспитывать чувство взаимопомощи на примере помощи в трудных ситуациях

Здоровьесберегающие

профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и развития координации движений.

Профилактика нарушения зрения.

Оборудование: Серия картин «Петя и волки», карточки с написанными словами и словосочетаниями из рассказа, кроссворд на каждого ребёнка.

Ход  занятия

1. Оргмомент. Игра «Складно — нескладно».

  Тает снег. Течёт ручей.                                      Любопытные мартышки

  На ветвях полно врачей.(грачей)                      Собирают с ёлок пышки.(шишки)

       

Синеет море перед нами,                                     Мы от страха все притихли,

Летают майки над волнами.(чайки)                    На арену  вышли  игры. (тигры)                                    

                                                                                 

Закричал охотник: - Ой!      

Двери гонятся за мной! (звери)                                                      

2. Чтение рассказа логопедом «Петя  и волк».

     Это было зимой  в одной  деревне. Петя шёл из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к нему. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну.

3. Составление  окончания рассказа по опорным словам: (дети читают слова на карточках) (стали ждать, проходил охотник, выстрелил, слез с дерева, поблагодарил)

А теперь послушайте продолжение:

….... Волки сели под сосной и стали ждать.  Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружьё и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника.

4. Вопросы  к рассказу:

Где жил Петя?

Когда это было?

Куда шёл Петя?

Мимо чего шёл Петя?

Где Петя увидел волков?

Куда волки побежали?

Куда Петя вскарабкался?

Как Петя вскарабкался на сосну?

Где сели волки?

Почему они сели под сосной?

Кто проходил мимо?

На чём шёл охотник? Что он сделал?

Что сделали волки?

Откуда слез Петя?

Что он сказал охотнику?

5. Составление предложений по опорным  словам:

Сосна, Петя, бросить, портфель, под.

Охотник, проходить, лыжи, на, мимо.

Ружьё, из, охотник, выстрелить.

Убежать, волки, лес, в.

Петя, охотник, спасибо, сказать.

6. Физкультминутка. «Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес.                          Ходьба по  кругу

Сколько здесь вокруг чудес!                      Удивление (мимика)

Справа берёзка в шубке стоит,                   Поворот направо, руки через стороны вверх,  

                                                                          соединить над головой.

Слева ёлка на нас глядит.                           Поворот налево, стойка на одной ноге, руки

                                                                          вдоль туловища, кисти рук в стороны.

Снежинки в небе кружатся,                       Повороты туловища кругом (влево-вправо)

На землю красиво ложатся.                       Приседания.

Вот и зайка проскакал,                               Прыжки на двух ногах.

От лисы он убежал.                                      

Это серый волк рыщет,                              Лёгкий бег.

Он себе добычу ищет!                               Имитация движений волка.

Все мы спрячемся сейчас,                         Приседают, руками обнять колени,

Не найдёт тогда он нас!                                голову опустить.

Лишь медведь в берлоге спит,                  Дети закрывают глаза, руки кладут под щёку.

Так всю зиму он проспит.

Пролетают снегири,                                   Встают, руки в стороны — «махать крылышками»

Как красивы они!                                       Лёгкий бег.

В лесу красота и покой,                             Спокойная ходьба.

А нам пора уже домой.

7. Рассказывание  детьми  рассказа по цепочке с опорой на серию сюжетных картин.

8. Обогащение предложений прилагательными:

Петя жил в деревне .. какой? ...маленькой, красивой, далёкой...

Петя увидел двух волков … каких? … серых, злых, голодных...

Петя вскарабкался на сосну... какую?  высокую, старую, ветвистую....

Мимо проходил охотник …..какой? ...смелый, храбрый, добрый, отважный....

Петя слез с дерева ….какого?…...   с высокого, старого, большого....

Петя поблагодарил охотника … какого? ….. смелого, храброго, доброго, ….

9. Уточнение понятий опушка, стремглав, вскарабкался, вскинул.

10. Упражнение для профилактики нарушений зрения «Стрельба глазами».

Зафиксировав подбородок руками, двигать глазами вправо-влево и вверх-вниз.

11. Пересказ рассказа с изменениями времени действия.

   Что  изменится  в  этой истории, если  события  будут  происходить  не  зимой, а летом     ( волки   летом   не   такие   голодные,  как   зимой;  охотник   летом   будет   без   лыж;  Петя   летом   не   учится   в   школе...)

12. Составление кроссворда по рассказу «Петя и волки»:

     1. Дерево, на которое вскарабкался Петя?  ( задаётся вторым)

  1. Как звали мальчика? (задаётся  первым)
  2. Кто напал на Петю?
  3. Кто помог Пете?
  4. На чём был охотник?
  5. Что сказал Петя охотнику?

     7.    Когда было дело?

3

2

1

4

5

6

7

3

2

В

1

4

С

П

А

С

И

Б

О

С

Е

5

Л

Ы

Ж

И

6

О

Х

О

Т

Н

И

К

К

С

Я

7

З

И

М

А

Н

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»

Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....

НОД по развитию речи на тему "Составление рассказа по серии картин "Находка" В. Сутеева"

Программные задачи:Развивать умение описывать сюжет, предвидеть его развитие, формировать умение объединять действия, изображенные на картинках в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-сл...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ОО «Развитию речи» на тему: «Составление рассказа по серии картин «Как Ежок попал в беду»»

Цель: Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста,  соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повес...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: Составление рассказа по серии картин «Помощь зимующим птицам»

Образовательная область: речевое развитиеЦель: создание условий для составления рассказа по серии картин,обеспечение целостного восприятия картин.Задачи:Образовательные:- расширение и активизация слов...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Возрастная группа: старшая

развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием,...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине» Возрастная группа: старшая №2

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине».Цель: составление описательного рассказа по сюжетной картине.Обучающие задачи: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна&raq...