Конспект занятия "Вежливые слова"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия Вежливые слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.58 КБ |
![]() | 25.58 КБ |
![]() | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №79 «комбинированного вида»
Тема: «Вежливые слова».
(в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Риторика
для дошкольников»)
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории
Могурова Л.А.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тип занятия: занятие комбинированное.
Возраст детей: 5 -6 лет.
Цель: дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами этикета.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представление детей об искусстве человеческих взаимоотношений, усвоить формы речевого общения и этикета;
- продолжить работу по формированию навыков в управлении своим голосом, своими чувствами; обогатить лексикон воспитанников новым словом «будьте добры»
- раскрыть значение вежливых слов и поступков.
Развивающие:
- продолжить работу по формированию чистоты и правильности произношения слов, по формированию речевого и фонематического слуха, слуховой памяти, по развитию эмоциональной и выразительной речи, артистических способностей, правильному дыханию;
- развивать уникальный человеческий дар- дар слова, совершенствовать устную речь, ее выразительность и связность
- развивать навык употребления вежливых слов.
Воспитывающие:
- поддержать интерес к изучению родного языка, к нормам культурной речи; дать толчок движению мысли о сопереживании, сочувствии к другим людям;
- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу в игре;
- поддержать потребность детей к процессам самопознания и саморазвитию.
Методы и приёмы: словесные, наглядные (иллюстрации), практические, метод исследования, создание проблемных ситуаций, инсценировка.
Оборудование: доска.
Демонстративный материал: мячик
Структура учебного занятия
1.Вводная часть.
Организация начала занятия. Приветствие.
Упражнения для мышц губ.
Упражнения для мышц языка.
Упражнения по формированию чистоты и правильности произношения слов.
Игра на развитие внимания и мышления «Вежливые слова».
2.Основная часть.
Подготовка к восприятию нового материала.
Постановка проблемных вопросов, которые способствуют наращиванию
интереса детей к новому материалу.
Проблемная ситуация.
Знакомство с новым словом.
Обыгрывание ситуации.
Рассуждение.
Физкультминутка
Беседа по картинкам.
Речевая игра с мячом «Подбери рифму»
Работа над пословицами.
Рефлексия.
Оценка действий всех участников занятия. Формирование выводов.
Ход занятия
Вводная часть.
Перед занятием воспитанники готовят рабочее место в соответствии с техникой безопасности. Садятся в круг на стулья в игровой зоне.
Организация начала занятия
1. Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”
(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)
-Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Традиционный блок занятий
1.) Упражнения для мышц губ.
«Улыбнись» (Растягиваем губы в улыбку, затем- в исходное положение).
«Заборчик» (Широко растягиваем губы, показываем сомкнутые зубы. Затем- в исходное положение.)
«Хоботок» (Сомкнуть губы и вытянуть их в трубочку. Затем- исходное положение.)
2) Артикуляционная гимнастика
«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
3).Чистоговорки.
-ба.ба,ба –из трубы торчит труба, - повторите громко
-жа. жа, жа –есть ёголки у ежа, - тихо
-ло, ло, ло –на улице тепло, - шепотом
му, му, му-молоко кому, - с вопросительной интонацией
су, су, су-очень холодно в лесу,- хлопая в ладоши, отбивая ритм
чу, чу, чу-молоточком я стучу, - отбивая ритм ногой
та,та,та-у нас в группе чистота.
4) Игровое упражнение “Ласковое слово”
-Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными?
Я вас предлагаю подарить другу «Вежливое слово”.
“Волшебную палочку” в руки возьму, и вежливое слово другу подарю.
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).
-Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным!
Основная часть
Подготовка к восприятию нового материала.
Вежливые слова – это добрые, волшебные слова, они нам дарят теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться. И иногда одно вежливое слово заменяет сразу несколько поступков. Я уверенна, вы тоже учитесь быть добрыми и вежливыми людьми и знаете все волшебные слова.
Проблемная ситуация.
-Ой у меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение К.Чуковского. Помните, кто звонил герою стихотворения? (Дети перечисляют: слон, крокодил, зайчата, медведь, тюлень, олень.) --У всех были разные просьбы. Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонила свинья:
-Пришлите мне соловья.
- Подумайте, чья просьба вежливее? Почему? Какие еще вежливые слова, которые можно использовать при обращении с просьбой, вы знаете? (ответы детей)
Знакомство с новым вежливым словом
Действительно, таких слов очень много. Я хочу познакомить вас с еще одним — будьте добры!
Сколько слов начинается с «Будьте добры»!
«Скажите, который час?»
«Прочтите, — глаза у меня стары…»
«Придите! Беда у нас!»
«Будьте добры! Прошу я вас!»
Обыгрывание ситуации
- Давайте разыграем ситуацию: обратитесь к товарищу с просьбой дать вам книгу или игрушку.
Воспитатель вызывает желающих детей или назначает кого-то сама.
-Когда вы обращались к товарищу с просьбой, как вы его называли? (Выслушать ответы детей и сделать вывод)
Рассуждение по стихотворениям
-Вежливый человек никогда не обращается к другому так, как это делает мальчик из стихотворения «Как его зовут».
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
«Алешка, Петька, Ванька, Толька».
-Что можно сказать об этом мальчике?
(Выводы делают дети)
- Послушайте еще стихотворение.
Через день мой день рожденья,
У меня есть предложенье –
Твержу дяде Коле,
Прошу дядю Рому,
Подружек по школе,
По классу второму,
Прошу тетю Риту,
Позвав ее в угол:
- Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.
Подарите мне тигренка полосатого
Удивленного, смышленого, усатого.
- О каком радостном дне жизни каждого человека напомнило это стихотворение? (ответы и рассуждения детей)
-Конечно, о дне рождения, когда все получают подарки. И кому не хочется в свой день рождения получить что-нибудь очень-очень интересное. Но подумайте, пожалуйста, удобно ли, употребляя все вежливые слова, просить кого-нибудь из приглашенных принести тебе определенный подарок?
(Выслушать ответы детей)
- Вот что произошло на одном дне рождении. Имениннику принесли в подарок две одинаковые машинки. Как быть? Что вы посоветуете мальчику? Как поступить? (рассуждения детей и воспитателя)
Физминутка «Пожалуйста»
-Я буду называть вам различные движения, а вы их будете выполнять только тогда когда я скажу «пожалуйста»
(Дети становятся в круг)
Молодцы, вы очень внимательные!
Беседа
А теперь подумайте и скажите:
-Как обратиться к прохожему и узнать у него, который час?
-Как обратиться к маме с просьбой, купить понравившуюся игрушку?
-Как в автобусе попросить кого-нибудь из пассажиров передать деньги на билет?
-Как в магазине спросить у продавца, есть ли в продаже свежий белый хлеб?
Воспитатель слушает ответы детей, помогает делать выводы и предлагает их вниманию еще одно стихотворение:
Если ты пришел к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не сможет
Тебя обидеть невзначай.
-Серьезный или шутливый совет дает вам автор в своем стихотворении? (ответы детей)
Игра «Подбери рифму» с мячем.
-Необходимо подобрать подходящее по рифме вежливое слово или выражение.
-Всегда я маме говорю: За обед…(благодарю)
-Отозвется даже рыба, услышав теплое …(спасибо)
-Прощенья попросить хотите-скажите четко…(извините)
-Каждый день мы не напрасно говорим знакомым…(здравствуй)
-Приятеля обидев, попроси: «Пожалуйста…(прости)
-Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)
-До чего ж оно красиво Слово доброе…(спасибо)
-Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
-Прося, запомни, как пароль: «Пожалуйста…(позволь)
-Знакомым на прощание скажите…(до свидания)
-Перед сном приятно очень услыхать…(спокойной ночи)
Работа над пословицами
-Кто назовет пословицы о вежливости.
Добрый привет и кошке люб
-Добрые слова сильнее кнута
-Ласковое слова – что весенний день
-Послушай те еще пословицу
-Доброта без разума пуста. Как вы её понимаете?
Воспитатель выслушивает ответы детей и вместе делают вывод.
Рефлексия
-Дети, давайте повторим вежливые слова ещё раз.
-Молодцы! А кто объяснит, что значит быть вежливым?
- Что тебе понравилось на занятия?
-Что тебе может пригодиться в жизни?
Продолжи:
Сегодня я почувствовал(а), что …….
У меня получилось ………..
Я смогу………….
Я научился(лась)……….
- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. Не забывайте говорить ласковые слова друг другу и помните, что сердечное слово дойдет до сердца.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №79 «комбинированного вида»
Тема: «Вежливые слова».
(в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Риторика
для дошкольников»)
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории
Могурова Л.А.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тип занятия: занятие комбинированное.
Возраст детей: 5 -6 лет.
Цель: дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами этикета.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представление детей об искусстве человеческих взаимоотношений, усвоить формы речевого общения и этикета;
- продолжить работу по формированию навыков в управлении своим голосом, своими чувствами; обогатить лексикон воспитанников новым словом «будьте добры»
- раскрыть значение вежливых слов и поступков.
Развивающие:
- продолжить работу по формированию чистоты и правильности произношения слов, по формированию речевого и фонематического слуха, слуховой памяти, по развитию эмоциональной и выразительной речи, артистических способностей, правильному дыханию;
- развивать уникальный человеческий дар- дар слова, совершенствовать устную речь, ее выразительность и связность
- развивать навык употребления вежливых слов.
Воспитывающие:
- поддержать интерес к изучению родного языка, к нормам культурной речи; дать толчок движению мысли о сопереживании, сочувствии к другим людям;
- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу в игре;
- поддержать потребность детей к процессам самопознания и саморазвитию.
Методы и приёмы: словесные, наглядные (иллюстрации), практические, метод исследования, создание проблемных ситуаций, инсценировка.
Оборудование: доска.
Демонстративный материал: мячик
Структура учебного занятия
1.Вводная часть.
Организация начала занятия. Приветствие.
Упражнения для мышц губ.
Упражнения для мышц языка.
Упражнения по формированию чистоты и правильности произношения слов.
Игра на развитие внимания и мышления «Вежливые слова».
2.Основная часть.
Подготовка к восприятию нового материала.
Постановка проблемных вопросов, которые способствуют наращиванию
интереса детей к новому материалу.
Проблемная ситуация.
Знакомство с новым словом.
Обыгрывание ситуации.
Рассуждение.
Физкультминутка
Беседа по картинкам.
Речевая игра с мячом «Подбери рифму»
Работа над пословицами.
Рефлексия.
Оценка действий всех участников занятия. Формирование выводов.
Ход занятия
Вводная часть.
Перед занятием воспитанники готовят рабочее место в соответствии с техникой безопасности. Садятся в круг на стулья в игровой зоне.
Организация начала занятия
1. Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”
(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)
-Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Традиционный блок занятий
1.) Упражнения для мышц губ.
«Улыбнись» (Растягиваем губы в улыбку, затем- в исходное положение).
«Заборчик» (Широко растягиваем губы, показываем сомкнутые зубы. Затем- в исходное положение.)
«Хоботок» (Сомкнуть губы и вытянуть их в трубочку. Затем- исходное положение.)
2) Артикуляционная гимнастика
«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
3).Чистоговорки.
-ба.ба,ба –из трубы торчит труба, - повторите громко
-жа. жа, жа –есть ёголки у ежа, - тихо
-ло, ло, ло –на улице тепло, - шепотом
му, му, му-молоко кому, - с вопросительной интонацией
су, су, су-очень холодно в лесу,- хлопая в ладоши, отбивая ритм
чу, чу, чу-молоточком я стучу, - отбивая ритм ногой
та,та,та-у нас в группе чистота.
4) Игровое упражнение “Ласковое слово”
-Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными?
Я вас предлагаю подарить другу «Вежливое слово”.
“Волшебную палочку” в руки возьму, и вежливое слово другу подарю.
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).
-Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным!
Основная часть
Подготовка к восприятию нового материала.
Вежливые слова – это добрые, волшебные слова, они нам дарят теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться. И иногда одно вежливое слово заменяет сразу несколько поступков. Я уверенна, вы тоже учитесь быть добрыми и вежливыми людьми и знаете все волшебные слова.
Проблемная ситуация.
-Ой у меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение К.Чуковского. Помните, кто звонил герою стихотворения? (Дети перечисляют: слон, крокодил, зайчата, медведь, тюлень, олень.) --У всех были разные просьбы. Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонила свинья:
-Пришлите мне соловья.
- Подумайте, чья просьба вежливее? Почему? Какие еще вежливые слова, которые можно использовать при обращении с просьбой, вы знаете? (ответы детей)
Знакомство с новым вежливым словом
Действительно, таких слов очень много. Я хочу познакомить вас с еще одним — будьте добры!
Сколько слов начинается с «Будьте добры»!
«Скажите, который час?»
«Прочтите, — глаза у меня стары…»
«Придите! Беда у нас!»
«Будьте добры! Прошу я вас!»
Обыгрывание ситуации
- Давайте разыграем ситуацию: обратитесь к товарищу с просьбой дать вам книгу или игрушку.
Воспитатель вызывает желающих детей или назначает кого-то сама.
-Когда вы обращались к товарищу с просьбой, как вы его называли? (Выслушать ответы детей и сделать вывод)
Рассуждение по стихотворениям
-Вежливый человек никогда не обращается к другому так, как это делает мальчик из стихотворения «Как его зовут».
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
«Алешка, Петька, Ванька, Толька».
-Что можно сказать об этом мальчике?
(Выводы делают дети)
- Послушайте еще стихотворение.
Через день мой день рожденья,
У меня есть предложенье –
Твержу дяде Коле,
Прошу дядю Рому,
Подружек по школе,
По классу второму,
Прошу тетю Риту,
Позвав ее в угол:
- Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.
Подарите мне тигренка полосатого
Удивленного, смышленого, усатого.
- О каком радостном дне жизни каждого человека напомнило это стихотворение? (ответы и рассуждения детей)
-Конечно, о дне рождения, когда все получают подарки. И кому не хочется в свой день рождения получить что-нибудь очень-очень интересное. Но подумайте, пожалуйста, удобно ли, употребляя все вежливые слова, просить кого-нибудь из приглашенных принести тебе определенный подарок?
(Выслушать ответы детей)
- Вот что произошло на одном дне рождении. Имениннику принесли в подарок две одинаковые машинки. Как быть? Что вы посоветуете мальчику? Как поступить? (рассуждения детей и воспитателя)
Физминутка «Пожалуйста»
-Я буду называть вам различные движения, а вы их будете выполнять только тогда когда я скажу «пожалуйста»
(Дети становятся в круг)
Молодцы, вы очень внимательные!
Беседа
А теперь подумайте и скажите:
-Как обратиться к прохожему и узнать у него, который час?
-Как обратиться к маме с просьбой, купить понравившуюся игрушку?
-Как в автобусе попросить кого-нибудь из пассажиров передать деньги на билет?
-Как в магазине спросить у продавца, есть ли в продаже свежий белый хлеб?
Воспитатель слушает ответы детей, помогает делать выводы и предлагает их вниманию еще одно стихотворение:
Если ты пришел к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не сможет
Тебя обидеть невзначай.
-Серьезный или шутливый совет дает вам автор в своем стихотворении? (ответы детей)
Игра «Подбери рифму» с мячем.
-Необходимо подобрать подходящее по рифме вежливое слово или выражение.
-Всегда я маме говорю: За обед…(благодарю)
-Отозвется даже рыба, услышав теплое …(спасибо)
-Прощенья попросить хотите-скажите четко…(извините)
-Каждый день мы не напрасно говорим знакомым…(здравствуй)
-Приятеля обидев, попроси: «Пожалуйста…(прости)
-Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)
-До чего ж оно красиво Слово доброе…(спасибо)
-Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
-Прося, запомни, как пароль: «Пожалуйста…(позволь)
-Знакомым на прощание скажите…(до свидания)
-Перед сном приятно очень услыхать…(спокойной ночи)
Работа над пословицами
-Кто назовет пословицы о вежливости.
Добрый привет и кошке люб
-Добрые слова сильнее кнута
-Ласковое слова – что весенний день
-Послушай те еще пословицу
-Доброта без разума пуста. Как вы её понимаете?
Воспитатель выслушивает ответы детей и вместе делают вывод.
Рефлексия
-Дети, давайте повторим вежливые слова ещё раз.
-Молодцы! А кто объяснит, что значит быть вежливым?
- Что тебе понравилось на занятия?
-Что тебе может пригодиться в жизни?
Продолжи:
Сегодня я почувствовал(а), что …….
У меня получилось ………..
Я смогу………….
Я научился(лась)……….
- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. Не забывайте говорить ласковые слова друг другу и помните, что сердечное слово дойдет до сердца.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №79 «комбинированного вида»
Тема: «Вежливые слова».
(в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Риторика
для дошкольников»)
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории
Могурова Л.А.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тип занятия: занятие комбинированное.
Возраст детей: 5 -6 лет.
Цель: дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами этикета.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представление детей об искусстве человеческих взаимоотношений, усвоить формы речевого общения и этикета;
- продолжить работу по формированию навыков в управлении своим голосом, своими чувствами; обогатить лексикон воспитанников новым словом «будьте добры»
- раскрыть значение вежливых слов и поступков.
Развивающие:
- продолжить работу по формированию чистоты и правильности произношения слов, по формированию речевого и фонематического слуха, слуховой памяти, по развитию эмоциональной и выразительной речи, артистических способностей, правильному дыханию;
- развивать уникальный человеческий дар- дар слова, совершенствовать устную речь, ее выразительность и связность
- развивать навык употребления вежливых слов.
Воспитывающие:
- поддержать интерес к изучению родного языка, к нормам культурной речи; дать толчок движению мысли о сопереживании, сочувствии к другим людям;
- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу в игре;
- поддержать потребность детей к процессам самопознания и саморазвитию.
Методы и приёмы: словесные, наглядные (иллюстрации), практические, метод исследования, создание проблемных ситуаций, инсценировка.
Оборудование: доска.
Демонстративный материал: мячик
Структура учебного занятия
1.Вводная часть.
Организация начала занятия. Приветствие.
Упражнения для мышц губ.
Упражнения для мышц языка.
Упражнения по формированию чистоты и правильности произношения слов.
Игра на развитие внимания и мышления «Вежливые слова».
2.Основная часть.
Подготовка к восприятию нового материала.
Постановка проблемных вопросов, которые способствуют наращиванию
интереса детей к новому материалу.
Проблемная ситуация.
Знакомство с новым словом.
Обыгрывание ситуации.
Рассуждение.
Физкультминутка
Беседа по картинкам.
Речевая игра с мячом «Подбери рифму»
Работа над пословицами.
Рефлексия.
Оценка действий всех участников занятия. Формирование выводов.
Ход занятия
Вводная часть.
Перед занятием воспитанники готовят рабочее место в соответствии с техникой безопасности. Садятся в круг на стулья в игровой зоне.
Организация начала занятия
1. Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”
(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)
-Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Традиционный блок занятий
1.) Упражнения для мышц губ.
«Улыбнись» (Растягиваем губы в улыбку, затем- в исходное положение).
«Заборчик» (Широко растягиваем губы, показываем сомкнутые зубы. Затем- в исходное положение.)
«Хоботок» (Сомкнуть губы и вытянуть их в трубочку. Затем- исходное положение.)
2) Артикуляционная гимнастика
«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
3).Чистоговорки.
-ба.ба,ба –из трубы торчит труба, - повторите громко
-жа. жа, жа –есть ёголки у ежа, - тихо
-ло, ло, ло –на улице тепло, - шепотом
му, му, му-молоко кому, - с вопросительной интонацией
су, су, су-очень холодно в лесу,- хлопая в ладоши, отбивая ритм
чу, чу, чу-молоточком я стучу, - отбивая ритм ногой
та,та,та-у нас в группе чистота.
4) Игровое упражнение “Ласковое слово”
-Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными?
Я вас предлагаю подарить другу «Вежливое слово”.
“Волшебную палочку” в руки возьму, и вежливое слово другу подарю.
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).
-Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным!
Основная часть
Подготовка к восприятию нового материала.
Вежливые слова – это добрые, волшебные слова, они нам дарят теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться. И иногда одно вежливое слово заменяет сразу несколько поступков. Я уверенна, вы тоже учитесь быть добрыми и вежливыми людьми и знаете все волшебные слова.
Проблемная ситуация.
-Ой у меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение К.Чуковского. Помните, кто звонил герою стихотворения? (Дети перечисляют: слон, крокодил, зайчата, медведь, тюлень, олень.) --У всех были разные просьбы. Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонила свинья:
-Пришлите мне соловья.
- Подумайте, чья просьба вежливее? Почему? Какие еще вежливые слова, которые можно использовать при обращении с просьбой, вы знаете? (ответы детей)
Знакомство с новым вежливым словом
Действительно, таких слов очень много. Я хочу познакомить вас с еще одним — будьте добры!
Сколько слов начинается с «Будьте добры»!
«Скажите, который час?»
«Прочтите, — глаза у меня стары…»
«Придите! Беда у нас!»
«Будьте добры! Прошу я вас!»
Обыгрывание ситуации
- Давайте разыграем ситуацию: обратитесь к товарищу с просьбой дать вам книгу или игрушку.
Воспитатель вызывает желающих детей или назначает кого-то сама.
-Когда вы обращались к товарищу с просьбой, как вы его называли? (Выслушать ответы детей и сделать вывод)
Рассуждение по стихотворениям
-Вежливый человек никогда не обращается к другому так, как это делает мальчик из стихотворения «Как его зовут».
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
«Алешка, Петька, Ванька, Толька».
-Что можно сказать об этом мальчике?
(Выводы делают дети)
- Послушайте еще стихотворение.
Через день мой день рожденья,
У меня есть предложенье –
Твержу дяде Коле,
Прошу дядю Рому,
Подружек по школе,
По классу второму,
Прошу тетю Риту,
Позвав ее в угол:
- Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.
Подарите мне тигренка полосатого
Удивленного, смышленого, усатого.
- О каком радостном дне жизни каждого человека напомнило это стихотворение? (ответы и рассуждения детей)
-Конечно, о дне рождения, когда все получают подарки. И кому не хочется в свой день рождения получить что-нибудь очень-очень интересное. Но подумайте, пожалуйста, удобно ли, употребляя все вежливые слова, просить кого-нибудь из приглашенных принести тебе определенный подарок?
(Выслушать ответы детей)
- Вот что произошло на одном дне рождении. Имениннику принесли в подарок две одинаковые машинки. Как быть? Что вы посоветуете мальчику? Как поступить? (рассуждения детей и воспитателя)
Физминутка «Пожалуйста»
-Я буду называть вам различные движения, а вы их будете выполнять только тогда когда я скажу «пожалуйста»
(Дети становятся в круг)
Молодцы, вы очень внимательные!
Беседа
А теперь подумайте и скажите:
-Как обратиться к прохожему и узнать у него, который час?
-Как обратиться к маме с просьбой, купить понравившуюся игрушку?
-Как в автобусе попросить кого-нибудь из пассажиров передать деньги на билет?
-Как в магазине спросить у продавца, есть ли в продаже свежий белый хлеб?
Воспитатель слушает ответы детей, помогает делать выводы и предлагает их вниманию еще одно стихотворение:
Если ты пришел к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не сможет
Тебя обидеть невзначай.
-Серьезный или шутливый совет дает вам автор в своем стихотворении? (ответы детей)
Игра «Подбери рифму» с мячем.
-Необходимо подобрать подходящее по рифме вежливое слово или выражение.
-Всегда я маме говорю: За обед…(благодарю)
-Отозвется даже рыба, услышав теплое …(спасибо)
-Прощенья попросить хотите-скажите четко…(извините)
-Каждый день мы не напрасно говорим знакомым…(здравствуй)
-Приятеля обидев, попроси: «Пожалуйста…(прости)
-Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)
-До чего ж оно красиво Слово доброе…(спасибо)
-Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
-Прося, запомни, как пароль: «Пожалуйста…(позволь)
-Знакомым на прощание скажите…(до свидания)
-Перед сном приятно очень услыхать…(спокойной ночи)
Работа над пословицами
-Кто назовет пословицы о вежливости.
Добрый привет и кошке люб
-Добрые слова сильнее кнута
-Ласковое слова – что весенний день
-Послушай те еще пословицу
-Доброта без разума пуста. Как вы её понимаете?
Воспитатель выслушивает ответы детей и вместе делают вывод.
Рефлексия
-Дети, давайте повторим вежливые слова ещё раз.
-Молодцы! А кто объяснит, что значит быть вежливым?
- Что тебе понравилось на занятия?
-Что тебе может пригодиться в жизни?
Продолжи:
Сегодня я почувствовал(а), что …….
У меня получилось ………..
Я смогу………….
Я научился(лась)……….
- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. Не забывайте говорить ласковые слова друг другу и помните, что сердечное слово дойдет до сердца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида."
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В. ГОУ детский сад №1212 ЮВАО Тема. Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида. Цель. Учить употреблять в ...

Конспект занятия "Слова действия. Предложение"
Дети старшей группы группы знакомятся с понятием "предложение", учатся составлять предложения по схемам...

Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...

конспект "Мама-слово дорогое"
Сценарий праздника, посвящённый "Дню матери", где дети исполняли песни, читали стихи,активно участвовали в конкурсах и викторинах....

План конспект НОД "Слова с определенным звуком"
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности«Слова с определённым звуком» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»...