Конспект занятия "Вежливые слова"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия Вежливые слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivye_slova.docx25.58 КБ
Файл vezhlivye_slova.docx25.58 КБ
Файл vezhlivye_slova.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №79 «комбинированного вида»

Тема: «Вежливые слова».

(в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Риторика

для дошкольников»)

Подготовила: воспитатель первой

                                                                             квалификационной категории

                                                   Могурова Л.А.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тип занятия: занятие комбинированное.

Возраст детей: 5 -6 лет.

Цель:  дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами этикета.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить представление детей об искусстве человеческих взаимоотношений, усвоить формы речевого общения и этикета;
  • продолжить работу по формированию навыков в управлении своим голосом, своими чувствами; обогатить лексикон воспитанников новым словом «будьте добры»
  • раскрыть значение вежливых слов и поступков.

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию чистоты и правильности произношения слов, по формированию речевого и фонематического слуха, слуховой памяти, по развитию эмоциональной и выразительной речи, артистических способностей, правильному дыханию;
  • развивать уникальный человеческий дар- дар слова, совершенствовать устную речь, ее выразительность и связность
  • развивать навык употребления вежливых слов.

Воспитывающие:

  • поддержать интерес к изучению родного языка, к нормам культурной речи; дать толчок движению мысли о сопереживании, сочувствии к другим людям;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу в игре;
  • поддержать потребность детей к процессам самопознания и саморазвитию.

Методы и приёмы: словесные, наглядные (иллюстрации), практические, метод исследования, создание проблемных ситуаций, инсценировка.

Оборудование: доска.

Демонстративный материал: мячик

Структура учебного занятия 

1.Вводная часть.

Организация начала занятия. Приветствие.

Упражнения для мышц губ.

Упражнения для мышц языка.

Упражнения по формированию чистоты и правильности произношения слов.

Игра на развитие внимания и мышления «Вежливые слова».

2.Основная часть.

Подготовка к восприятию нового материала.

Постановка проблемных вопросов, которые способствуют наращиванию

интереса детей к новому материалу.

Проблемная ситуация.

Знакомство с новым словом.

Обыгрывание ситуации.

Рассуждение.

Физкультминутка

Беседа по картинкам.

Речевая игра с мячом «Подбери рифму»

Работа над пословицами.

Рефлексия.

Оценка действий всех участников занятия. Формирование выводов.

 

Ход занятия

Вводная часть.

Перед занятием воспитанники готовят рабочее место в соответствии с техникой безопасности. Садятся в круг на стулья в игровой зоне.

Организация начала занятия

1. Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”

(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)

-Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

 2. Традиционный блок занятий

1.) Упражнения для мышц губ.

«Улыбнись» (Растягиваем губы в улыбку, затем- в исходное положение).

«Заборчик» (Широко растягиваем губы, показываем сомкнутые зубы. Затем- в исходное положение.)

«Хоботок» (Сомкнуть губы и вытянуть их в трубочку. Затем- исходное положение.)

2) Артикуляционная гимнастика

«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

 «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

3).Чистоговорки.

-ба.ба,ба –из трубы торчит труба, - повторите громко

-жа. жа, жа –есть ёголки у ежа, - тихо

-ло, ло, ло –на улице тепло, - шепотом

му, му, му-молоко кому, - с вопросительной интонацией

су, су, су-очень холодно в лесу,- хлопая в ладоши, отбивая ритм

чу, чу, чу-молоточком я стучу, - отбивая ритм ногой

та,та,та-у нас в группе чистота.

4) Игровое упражнение “Ласковое слово”

-Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными?

Я вас предлагаю подарить другу «Вежливое слово”.

“Волшебную палочку” в руки возьму, и вежливое слово другу подарю.

(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).

-Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным!

Основная часть

Подготовка к восприятию нового материала.

Вежливые слова – это добрые, волшебные слова, они нам дарят теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться. И иногда одно вежливое слово заменяет сразу несколько поступков. Я уверенна, вы тоже учитесь быть добрыми и вежливыми людьми и знаете все волшебные слова.

Проблемная ситуация.

-Ой у  меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение К.Чуковского. Помните, кто звонил герою стихотворения? (Дети перечисляют: слон, крокодил, зайчата, медведь, тюлень, олень.) --У всех были разные просьбы. Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонила свинья:

-Пришлите мне соловья.

- Подумайте, чья просьба вежливее? Почему? Какие еще вежливые слова, которые можно использовать при обращении с просьбой, вы знаете? (ответы детей)

Знакомство с новым вежливым словом

 Действительно, таких слов очень много. Я хочу познакомить вас с еще одним — будьте добры!

Сколько слов начинается с «Будьте добры»!

«Скажите, который час?»

«Прочтите, — глаза у меня стары…»

«Придите! Беда у нас!»

«Будьте добры! Прошу я вас!»

Обыгрывание ситуации

- Давайте разыграем ситуацию: обратитесь к товарищу с просьбой дать вам книгу или игрушку.

Воспитатель вызывает желающих детей или назначает кого-то сама.

-Когда вы обращались к товарищу с просьбой, как вы его называли? (Выслушать ответы детей и сделать вывод)

Рассуждение по стихотворениям

-Вежливый человек никогда не обращается к другому так, как это делает мальчик из стихотворения «Как его зовут».

«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

«Алешка, Петька, Ванька, Толька».

-Что можно сказать об этом мальчике?

(Выводы делают дети)

- Послушайте еще стихотворение.

Через день мой день рожденья,

У меня есть предложенье –

Твержу дяде Коле,

Прошу дядю Рому,

Подружек по школе,

По классу второму,

Прошу тетю Риту,

Позвав ее в угол:

- Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.

Подарите мне тигренка полосатого

Удивленного, смышленого, усатого.

- О каком радостном дне жизни каждого человека напомнило это стихотворение? (ответы и рассуждения детей)

-Конечно, о дне рождения, когда все получают подарки. И кому не хочется в свой день рождения получить что-нибудь очень-очень интересное. Но подумайте, пожалуйста, удобно ли, употребляя все вежливые слова, просить кого-нибудь из приглашенных принести тебе определенный подарок?

(Выслушать ответы детей)

- Вот что произошло на одном дне рождении. Имениннику принесли в подарок две одинаковые машинки. Как быть? Что вы посоветуете мальчику? Как поступить? (рассуждения детей и воспитателя)

Физминутка «Пожалуйста»

-Я буду называть вам различные движения, а вы их будете выполнять только тогда когда я скажу «пожалуйста»

(Дети становятся в круг)

Молодцы, вы очень внимательные!

Беседа

А теперь подумайте и скажите:

-Как обратиться к прохожему и узнать у него, который час?

-Как обратиться к маме с просьбой, купить понравившуюся игрушку?

-Как в автобусе попросить кого-нибудь из пассажиров передать деньги на билет?

-Как в магазине спросить у продавца, есть ли в продаже свежий белый хлеб?

Воспитатель слушает ответы детей, помогает делать выводы и предлагает их вниманию еще одно стихотворение:

Если ты пришел к кому-то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не сможет

Тебя обидеть невзначай.

-Серьезный или шутливый совет дает вам автор в своем стихотворении? (ответы детей)

Игра «Подбери рифму» с мячем.

-Необходимо подобрать подходящее по рифме вежливое слово или выражение.

-Всегда я маме говорю: За обед…(благодарю)

-Отозвется даже рыба, услышав теплое …(спасибо)

-Прощенья попросить хотите-скажите четко…(извините)

-Каждый день мы не напрасно говорим знакомым…(здравствуй)

-Приятеля обидев, попроси: «Пожалуйста…(прости)

-Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)

-До чего ж оно красиво Слово доброе…(спасибо)

-Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)

-Прося, запомни, как пароль: «Пожалуйста…(позволь)

-Знакомым на прощание скажите…(до свидания)

-Перед сном приятно очень услыхать…(спокойной ночи)

Работа над пословицами

-Кто назовет пословицы о вежливости.

Добрый привет и кошке люб

-Добрые слова сильнее кнута

-Ласковое слова – что весенний день

-Послушай те еще пословицу

-Доброта без разума пуста. Как вы её понимаете?

Воспитатель выслушивает ответы детей и вместе делают вывод.

Рефлексия

-Дети, давайте повторим вежливые слова ещё раз.

-Молодцы! А кто объяснит, что значит быть вежливым?

- Что тебе понравилось на занятия?

-Что тебе может пригодиться в жизни?

Продолжи:

Сегодня я почувствовал(а), что …….

У меня получилось ………..

Я смогу………….

Я научился(лась)……….

- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. Не забывайте говорить ласковые слова друг другу и помните, что сердечное слово дойдет до сердца.


 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №79 «комбинированного вида»

Тема: «Вежливые слова».

(в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Риторика

для дошкольников»)

Подготовила: воспитатель первой

                                                                             квалификационной категории

                                                   Могурова Л.А.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тип занятия: занятие комбинированное.

Возраст детей: 5 -6 лет.

Цель:  дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами этикета.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить представление детей об искусстве человеческих взаимоотношений, усвоить формы речевого общения и этикета;
  • продолжить работу по формированию навыков в управлении своим голосом, своими чувствами; обогатить лексикон воспитанников новым словом «будьте добры»
  • раскрыть значение вежливых слов и поступков.

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию чистоты и правильности произношения слов, по формированию речевого и фонематического слуха, слуховой памяти, по развитию эмоциональной и выразительной речи, артистических способностей, правильному дыханию;
  • развивать уникальный человеческий дар- дар слова, совершенствовать устную речь, ее выразительность и связность
  • развивать навык употребления вежливых слов.

Воспитывающие:

  • поддержать интерес к изучению родного языка, к нормам культурной речи; дать толчок движению мысли о сопереживании, сочувствии к другим людям;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу в игре;
  • поддержать потребность детей к процессам самопознания и саморазвитию.

Методы и приёмы: словесные, наглядные (иллюстрации), практические, метод исследования, создание проблемных ситуаций, инсценировка.

Оборудование: доска.

Демонстративный материал: мячик

Структура учебного занятия 

1.Вводная часть.

Организация начала занятия. Приветствие.

Упражнения для мышц губ.

Упражнения для мышц языка.

Упражнения по формированию чистоты и правильности произношения слов.

Игра на развитие внимания и мышления «Вежливые слова».

2.Основная часть.

Подготовка к восприятию нового материала.

Постановка проблемных вопросов, которые способствуют наращиванию

интереса детей к новому материалу.

Проблемная ситуация.

Знакомство с новым словом.

Обыгрывание ситуации.

Рассуждение.

Физкультминутка

Беседа по картинкам.

Речевая игра с мячом «Подбери рифму»

Работа над пословицами.

Рефлексия.

Оценка действий всех участников занятия. Формирование выводов.

 

Ход занятия

Вводная часть.

Перед занятием воспитанники готовят рабочее место в соответствии с техникой безопасности. Садятся в круг на стулья в игровой зоне.

Организация начала занятия

1. Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”

(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)

-Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

 2. Традиционный блок занятий

1.) Упражнения для мышц губ.

«Улыбнись» (Растягиваем губы в улыбку, затем- в исходное положение).

«Заборчик» (Широко растягиваем губы, показываем сомкнутые зубы. Затем- в исходное положение.)

«Хоботок» (Сомкнуть губы и вытянуть их в трубочку. Затем- исходное положение.)

2) Артикуляционная гимнастика

«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

 «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

3).Чистоговорки.

-ба.ба,ба –из трубы торчит труба, - повторите громко

-жа. жа, жа –есть ёголки у ежа, - тихо

-ло, ло, ло –на улице тепло, - шепотом

му, му, му-молоко кому, - с вопросительной интонацией

су, су, су-очень холодно в лесу,- хлопая в ладоши, отбивая ритм

чу, чу, чу-молоточком я стучу, - отбивая ритм ногой

та,та,та-у нас в группе чистота.

4) Игровое упражнение “Ласковое слово”

-Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными?

Я вас предлагаю подарить другу «Вежливое слово”.

“Волшебную палочку” в руки возьму, и вежливое слово другу подарю.

(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).

-Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным!

Основная часть

Подготовка к восприятию нового материала.

Вежливые слова – это добрые, волшебные слова, они нам дарят теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться. И иногда одно вежливое слово заменяет сразу несколько поступков. Я уверенна, вы тоже учитесь быть добрыми и вежливыми людьми и знаете все волшебные слова.

Проблемная ситуация.

-Ой у  меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение К.Чуковского. Помните, кто звонил герою стихотворения? (Дети перечисляют: слон, крокодил, зайчата, медведь, тюлень, олень.) --У всех были разные просьбы. Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонила свинья:

-Пришлите мне соловья.

- Подумайте, чья просьба вежливее? Почему? Какие еще вежливые слова, которые можно использовать при обращении с просьбой, вы знаете? (ответы детей)

Знакомство с новым вежливым словом

 Действительно, таких слов очень много. Я хочу познакомить вас с еще одним — будьте добры!

Сколько слов начинается с «Будьте добры»!

«Скажите, который час?»

«Прочтите, — глаза у меня стары…»

«Придите! Беда у нас!»

«Будьте добры! Прошу я вас!»

Обыгрывание ситуации

- Давайте разыграем ситуацию: обратитесь к товарищу с просьбой дать вам книгу или игрушку.

Воспитатель вызывает желающих детей или назначает кого-то сама.

-Когда вы обращались к товарищу с просьбой, как вы его называли? (Выслушать ответы детей и сделать вывод)

Рассуждение по стихотворениям

-Вежливый человек никогда не обращается к другому так, как это делает мальчик из стихотворения «Как его зовут».

«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

«Алешка, Петька, Ванька, Толька».

-Что можно сказать об этом мальчике?

(Выводы делают дети)

- Послушайте еще стихотворение.

Через день мой день рожденья,

У меня есть предложенье –

Твержу дяде Коле,

Прошу дядю Рому,

Подружек по школе,

По классу второму,

Прошу тетю Риту,

Позвав ее в угол:

- Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.

Подарите мне тигренка полосатого

Удивленного, смышленого, усатого.

- О каком радостном дне жизни каждого человека напомнило это стихотворение? (ответы и рассуждения детей)

-Конечно, о дне рождения, когда все получают подарки. И кому не хочется в свой день рождения получить что-нибудь очень-очень интересное. Но подумайте, пожалуйста, удобно ли, употребляя все вежливые слова, просить кого-нибудь из приглашенных принести тебе определенный подарок?

(Выслушать ответы детей)

- Вот что произошло на одном дне рождении. Имениннику принесли в подарок две одинаковые машинки. Как быть? Что вы посоветуете мальчику? Как поступить? (рассуждения детей и воспитателя)

Физминутка «Пожалуйста»

-Я буду называть вам различные движения, а вы их будете выполнять только тогда когда я скажу «пожалуйста»

(Дети становятся в круг)

Молодцы, вы очень внимательные!

Беседа

А теперь подумайте и скажите:

-Как обратиться к прохожему и узнать у него, который час?

-Как обратиться к маме с просьбой, купить понравившуюся игрушку?

-Как в автобусе попросить кого-нибудь из пассажиров передать деньги на билет?

-Как в магазине спросить у продавца, есть ли в продаже свежий белый хлеб?

Воспитатель слушает ответы детей, помогает делать выводы и предлагает их вниманию еще одно стихотворение:

Если ты пришел к кому-то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не сможет

Тебя обидеть невзначай.

-Серьезный или шутливый совет дает вам автор в своем стихотворении? (ответы детей)

Игра «Подбери рифму» с мячем.

-Необходимо подобрать подходящее по рифме вежливое слово или выражение.

-Всегда я маме говорю: За обед…(благодарю)

-Отозвется даже рыба, услышав теплое …(спасибо)

-Прощенья попросить хотите-скажите четко…(извините)

-Каждый день мы не напрасно говорим знакомым…(здравствуй)

-Приятеля обидев, попроси: «Пожалуйста…(прости)

-Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)

-До чего ж оно красиво Слово доброе…(спасибо)

-Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)

-Прося, запомни, как пароль: «Пожалуйста…(позволь)

-Знакомым на прощание скажите…(до свидания)

-Перед сном приятно очень услыхать…(спокойной ночи)

Работа над пословицами

-Кто назовет пословицы о вежливости.

Добрый привет и кошке люб

-Добрые слова сильнее кнута

-Ласковое слова – что весенний день

-Послушай те еще пословицу

-Доброта без разума пуста. Как вы её понимаете?

Воспитатель выслушивает ответы детей и вместе делают вывод.

Рефлексия

-Дети, давайте повторим вежливые слова ещё раз.

-Молодцы! А кто объяснит, что значит быть вежливым?

- Что тебе понравилось на занятия?

-Что тебе может пригодиться в жизни?

Продолжи:

Сегодня я почувствовал(а), что …….

У меня получилось ………..

Я смогу………….

Я научился(лась)……….

- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. Не забывайте говорить ласковые слова друг другу и помните, что сердечное слово дойдет до сердца.


 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №79 «комбинированного вида»

Тема: «Вежливые слова».

(в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Риторика

для дошкольников»)

Подготовила: воспитатель первой

                                                                             квалификационной категории

                                                   Могурова Л.А.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тип занятия: занятие комбинированное.

Возраст детей: 5 -6 лет.

Цель:  дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами этикета.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить представление детей об искусстве человеческих взаимоотношений, усвоить формы речевого общения и этикета;
  • продолжить работу по формированию навыков в управлении своим голосом, своими чувствами; обогатить лексикон воспитанников новым словом «будьте добры»
  • раскрыть значение вежливых слов и поступков.

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию чистоты и правильности произношения слов, по формированию речевого и фонематического слуха, слуховой памяти, по развитию эмоциональной и выразительной речи, артистических способностей, правильному дыханию;
  • развивать уникальный человеческий дар- дар слова, совершенствовать устную речь, ее выразительность и связность
  • развивать навык употребления вежливых слов.

Воспитывающие:

  • поддержать интерес к изучению родного языка, к нормам культурной речи; дать толчок движению мысли о сопереживании, сочувствии к другим людям;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу в игре;
  • поддержать потребность детей к процессам самопознания и саморазвитию.

Методы и приёмы: словесные, наглядные (иллюстрации), практические, метод исследования, создание проблемных ситуаций, инсценировка.

Оборудование: доска.

Демонстративный материал: мячик

Структура учебного занятия 

1.Вводная часть.

Организация начала занятия. Приветствие.

Упражнения для мышц губ.

Упражнения для мышц языка.

Упражнения по формированию чистоты и правильности произношения слов.

Игра на развитие внимания и мышления «Вежливые слова».

2.Основная часть.

Подготовка к восприятию нового материала.

Постановка проблемных вопросов, которые способствуют наращиванию

интереса детей к новому материалу.

Проблемная ситуация.

Знакомство с новым словом.

Обыгрывание ситуации.

Рассуждение.

Физкультминутка

Беседа по картинкам.

Речевая игра с мячом «Подбери рифму»

Работа над пословицами.

Рефлексия.

Оценка действий всех участников занятия. Формирование выводов.

 

Ход занятия

Вводная часть.

Перед занятием воспитанники готовят рабочее место в соответствии с техникой безопасности. Садятся в круг на стулья в игровой зоне.

Организация начала занятия

1. Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”

(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)

-Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

 2. Традиционный блок занятий

1.) Упражнения для мышц губ.

«Улыбнись» (Растягиваем губы в улыбку, затем- в исходное положение).

«Заборчик» (Широко растягиваем губы, показываем сомкнутые зубы. Затем- в исходное положение.)

«Хоботок» (Сомкнуть губы и вытянуть их в трубочку. Затем- исходное положение.)

2) Артикуляционная гимнастика

«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

 «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

3).Чистоговорки.

-ба.ба,ба –из трубы торчит труба, - повторите громко

-жа. жа, жа –есть ёголки у ежа, - тихо

-ло, ло, ло –на улице тепло, - шепотом

му, му, му-молоко кому, - с вопросительной интонацией

су, су, су-очень холодно в лесу,- хлопая в ладоши, отбивая ритм

чу, чу, чу-молоточком я стучу, - отбивая ритм ногой

та,та,та-у нас в группе чистота.

4) Игровое упражнение “Ласковое слово”

-Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными?

Я вас предлагаю подарить другу «Вежливое слово”.

“Волшебную палочку” в руки возьму, и вежливое слово другу подарю.

(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).

-Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным!

Основная часть

Подготовка к восприятию нового материала.

Вежливые слова – это добрые, волшебные слова, они нам дарят теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться. И иногда одно вежливое слово заменяет сразу несколько поступков. Я уверенна, вы тоже учитесь быть добрыми и вежливыми людьми и знаете все волшебные слова.

Проблемная ситуация.

-Ой у  меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение К.Чуковского. Помните, кто звонил герою стихотворения? (Дети перечисляют: слон, крокодил, зайчата, медведь, тюлень, олень.) --У всех были разные просьбы. Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонила свинья:

-Пришлите мне соловья.

- Подумайте, чья просьба вежливее? Почему? Какие еще вежливые слова, которые можно использовать при обращении с просьбой, вы знаете? (ответы детей)

Знакомство с новым вежливым словом

 Действительно, таких слов очень много. Я хочу познакомить вас с еще одним — будьте добры!

Сколько слов начинается с «Будьте добры»!

«Скажите, который час?»

«Прочтите, — глаза у меня стары…»

«Придите! Беда у нас!»

«Будьте добры! Прошу я вас!»

Обыгрывание ситуации

- Давайте разыграем ситуацию: обратитесь к товарищу с просьбой дать вам книгу или игрушку.

Воспитатель вызывает желающих детей или назначает кого-то сама.

-Когда вы обращались к товарищу с просьбой, как вы его называли? (Выслушать ответы детей и сделать вывод)

Рассуждение по стихотворениям

-Вежливый человек никогда не обращается к другому так, как это делает мальчик из стихотворения «Как его зовут».

«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

«Алешка, Петька, Ванька, Толька».

-Что можно сказать об этом мальчике?

(Выводы делают дети)

- Послушайте еще стихотворение.

Через день мой день рожденья,

У меня есть предложенье –

Твержу дяде Коле,

Прошу дядю Рому,

Подружек по школе,

По классу второму,

Прошу тетю Риту,

Позвав ее в угол:

- Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.

Подарите мне тигренка полосатого

Удивленного, смышленого, усатого.

- О каком радостном дне жизни каждого человека напомнило это стихотворение? (ответы и рассуждения детей)

-Конечно, о дне рождения, когда все получают подарки. И кому не хочется в свой день рождения получить что-нибудь очень-очень интересное. Но подумайте, пожалуйста, удобно ли, употребляя все вежливые слова, просить кого-нибудь из приглашенных принести тебе определенный подарок?

(Выслушать ответы детей)

- Вот что произошло на одном дне рождении. Имениннику принесли в подарок две одинаковые машинки. Как быть? Что вы посоветуете мальчику? Как поступить? (рассуждения детей и воспитателя)

Физминутка «Пожалуйста»

-Я буду называть вам различные движения, а вы их будете выполнять только тогда когда я скажу «пожалуйста»

(Дети становятся в круг)

Молодцы, вы очень внимательные!

Беседа

А теперь подумайте и скажите:

-Как обратиться к прохожему и узнать у него, который час?

-Как обратиться к маме с просьбой, купить понравившуюся игрушку?

-Как в автобусе попросить кого-нибудь из пассажиров передать деньги на билет?

-Как в магазине спросить у продавца, есть ли в продаже свежий белый хлеб?

Воспитатель слушает ответы детей, помогает делать выводы и предлагает их вниманию еще одно стихотворение:

Если ты пришел к кому-то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не сможет

Тебя обидеть невзначай.

-Серьезный или шутливый совет дает вам автор в своем стихотворении? (ответы детей)

Игра «Подбери рифму» с мячем.

-Необходимо подобрать подходящее по рифме вежливое слово или выражение.

-Всегда я маме говорю: За обед…(благодарю)

-Отозвется даже рыба, услышав теплое …(спасибо)

-Прощенья попросить хотите-скажите четко…(извините)

-Каждый день мы не напрасно говорим знакомым…(здравствуй)

-Приятеля обидев, попроси: «Пожалуйста…(прости)

-Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)

-До чего ж оно красиво Слово доброе…(спасибо)

-Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)

-Прося, запомни, как пароль: «Пожалуйста…(позволь)

-Знакомым на прощание скажите…(до свидания)

-Перед сном приятно очень услыхать…(спокойной ночи)

Работа над пословицами

-Кто назовет пословицы о вежливости.

Добрый привет и кошке люб

-Добрые слова сильнее кнута

-Ласковое слова – что весенний день

-Послушай те еще пословицу

-Доброта без разума пуста. Как вы её понимаете?

Воспитатель выслушивает ответы детей и вместе делают вывод.

Рефлексия

-Дети, давайте повторим вежливые слова ещё раз.

-Молодцы! А кто объяснит, что значит быть вежливым?

- Что тебе понравилось на занятия?

-Что тебе может пригодиться в жизни?

Продолжи:

Сегодня я почувствовал(а), что …….

У меня получилось ………..

Я смогу………….

Я научился(лась)……….

- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. Не забывайте говорить ласковые слова друг другу и помните, что сердечное слово дойдет до сердца.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида."

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В. ГОУ детский сад №1212 ЮВАО   Тема. Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида. Цель. Учить употреблять в ...

Конспект занятия "Слова действия. Предложение"

Дети старшей группы группы знакомятся с понятием "предложение", учатся составлять предложения по схемам...

Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...

конспект "Мама-слово дорогое"

Сценарий праздника, посвящённый "Дню матери", где дети исполняли песни, читали стихи,активно участвовали в конкурсах и викторинах....

План конспект НОД "Слова с определенным звуком"

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности«Слова с определённым звуком» по образовательной области «Речевое развитие»  в старшей группе»...

Конспект НОД "Слово".

Конспект занятия по обучению грамоте  "Слово"....

Конспект НОД "Слова-действия"

Конспект занятия по обучению грамоте "Слова-действия"....