Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Л], [Ль], буква «Л»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кутыгина Екатерина Юрьевна

Цель: закрепление умения различать звуки [Л] и [Ль] и развитие навыка печатания слов с буквой «Л».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Л], [Ль], буква «Л»

Цель: закрепление умения различать звуки [Л] и [Ль] и развитие навыка печатания слов с буквой «Л».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Закреплять навык различения и правильного произношения звука, [Л] и [Ль] в слогах, словах, фразах;
  • Обучать акустико – артикуляционной характеристике звуков [Л] и [Ль];  
  • Закреплять выделять звук «Л» в начале, середине и конце слова;
  • Знакомить с буквой «Л», и её написанием;

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать фонематический слух и восприятие;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Развивать общую, мелку и артикуляционную моторику;

 Коррекционно – воспитательные:

  • Расширять кругозор детей;
  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • Воспитывать умение работать в группе.

Предварительная работа: Дидактические игры с детьми на определение заданного звука в словах: «Поймай звук»; дидактические игры с детьми на определение местонахождения заданного звука в слове: «Предмет, схема», «Подскажи словечко»; графические упражнения; пальчиковая гимнастика.

Оборудование: предметные картинки, буквы разрезной азбуки, фишки цветные картонные и магнитные для обозначения звуков, рабочие тетради, цветные карандаши.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, какое сейчас время года?

Дети: (Весна)

Воспитатель: Какой месяц?

Дети: (Апрель)

Воспитатель: А какой это месяц весны по счету?

Дети: (Второй)

Воспитатель: Назовите все весенние месяцы?  

Дети: (Март, апрель, май)

Воспитатель: Правильно, март, апрель, май

Артикуляционная гимнастика: «Сказка про Язычок»

Воспитатель: Ребята, подготовим наш язычок к занятию и проведем для него разминку, а вы внимательно слушайте сказку и выполняйте упражнения:

Настало утро и наш язычок проснулся, он открыл окошечко(дети выполняют упражнение «Окошечко» под счет логопеда до 10), затем язычок решил погреться на солнышке и он прилег на подоконничек  («Лопаточка»), полежал он, улыбнулся солнышку («Улыбка») и пошел зубки чистить («Чистим зубки»), решил язычок позавтракать, чай попить( «Чашечка»), с любимым вареньем («Вкусное варенье»), и блинчиками( « Блинчики»), а тут к нему в гости Хомяк пришел («Хомяк»), да еще и голодный («Голодный Хомяк»), лошадка прискакала («Лошадка»), она поприветствовала всех фырчанием («Фырчание лошадки») и прибежал Ежик, который смешно сопел (упражнения на развитие дыхания). Вот такое чудесное утро было у нашего язычка!

Воспитатель: А теперь продолжим наше занятие.

Повторение пройденного материала

Игра: «Ушки на макушке»

Воспитатель: Ребята, назовите первый звук в слове (воспитатель произносит слова с уже изученными звуками, а дети вычленяют первый звук, дают ему характеристику):

Снеговик (первый звук [С] - согласный, твердый, глухой), Капуста, Экскаватор, Синица, Тигр, Арбуз, Осень, Кино, Трактор, Малина, Игра, Парк, Табурет, Метро, Комар.

Основная часть

Изучение нового материала

Воспитатель: Мы сегодня познакомимся со звуком [Л]

(Артикуляция звука.) Когда мы произносим звук [Л], что делают наши губы, зубы, язык?

Дети: при произнесении звука [Л] язык упирается в верхние зубы (преграда зубы)

Воспитатель: Раз есть преграда, значит, звук [Л] какой?  

Дети:  Согласный.

Воспитатель:  Звук произносится с голосом или нет?

Дети: (кладут ладошку на горлышко и определяют какой звук, с голосом.

Воспитатель: Значит какой звук?

Дети: (Звонкий)

Воспитатель: Звук произносится твёрдо или мягко?

Дети : (Твердо)

Воспитатель: Каким цветом обозначим звук?

Дети: (Синим)

Воспитатель: Подытожим, Звук [Л] - твердый, звонкий, обозначается звук синим цветом.

(На магнитной доске выставляются обозначения характеристики звука)

Воспитатель: Ребята, но у звука [Л] есть младший братец, это звук [Ль].

Воспитатель: Ребята, звук [Ль] согласный, как и его братец.

Воспитатель:  Звук произносится с голосом или нет?

Дети: (кладут ладошку на горлышко и определяют какой звук), с голосом.

Воспитатель: Значит, какой звук?

Дети: (Звонкий)

Воспитатель: Звук произносится твёрдо или мягко?

Дети: (Мягко).

Воспитатель Каким цветом обозначим звук?

Дети: (Зеленым)

Воспитатель: Твердый звук мы слышим в словах (демонстрация картинок) лук, ласты, ложка. Мягкий звук в словах – лиса, лимон, лист.

(Дети определяют звук и называют слова с твердым и мягким звуками)

Развитие фонематического слуха. Игровое упражнение «Синий-зеленый»

Воспитатель: Ребята, я буду произносить слова, а вы показывайте зеленую или синюю фишку, выделяя в словах звуки [Л] и [Ль]

Звук [Л] или [Ль]: Лиса, Ласточка, Ласка, саЛат, стоЛ, соЛь, хЛопья, сЛива, Лист, хаЛат, Лимон, маЛина, Лопух, кЛад, Лепесток, теЛефон, хоЛодильник.

Физкультминутка. «Как живёшь?»

Воспитатель: Дети, я читаю стихотворение, а вы смотрите на меня и повторяйте все действия за мной со словами: «Вот так!»

– Как живёшь?      (большой палец отогнуть вверх, остальные в кулак)

– Вот так!

– Как плывёшь?    (изобразить плывущего)

– Вот так!

– Как бежишь?      (изобразить бегущего человека)

– Вот так!

– Вдаль глядишь? (руки к глазам – вглядываясь вдаль)

– Вот так!

– Ждешь обед?      (погладить животик)

– Вот так!

– Машешь вслед?  (помахать рукой)

– Вот так!

– А как спишь?      (изобразить спящего)

– Вот так!

– А шалишь?          (надуть щёки и кулачками хлопнуть по ним)

– Вот так!

Закрепление материала

Игра «Замени звук»

Воспитатель:   Какое слово получится, если заменить первый звук в слове на   звук [Л] или [Ль]. Я буду называть слово, а вы замените первый звук в этом слове и проговорите слово целиком.

[Л] Мак –лак, сук –лук, ком –лом, нуга –луга, папа-лапа, Павка –лавка, ножка – ложка, маска – ласка, бадья – ладья, таять – лаять, ров-лов, ром-лом.

[Ль] Рис-лис, тень-лень, вес-лес, вещь-лещ, тик-лик, зев-лев, тюк-люк, пить-лить, синька-линька, кипа-липа, Вика-Лика.

Формирование чтения и печатания

Воспитатель: Рассмотрите на доске строчную букву л.

Воспитатель:  Сравните письменную и печатную буквы. Чем они отличаются. (у печатной буквы 3 элемента, а у письменной 2; у печатной буквы прямые, острые линии, а у письменной плавные, наклонные)

Воспитатель:  Из каких элементов состоит строчная буква л. (из двух маленьких линий с закруглениями)

Воспитатель: А теперь возьмите ручки. Откройте пропись. Вверху по точкам обведите 2 элемента, смотрите на направление стрелочек.

Воспитатель: Дети, как назовём девочку, которая изображена у вас в прописи? Имя должно начинаться на Л, так как мы сейчас изучаем эту букву. (Лена)

Рядом с ней изображён узор. Определите по узору, что она делает? Можно ли рвать большие букеты цветов? Почему? (Нельзя, потому что это наносит большой вред для природы). Обведем узор.

Обучение письму строчной письменной буквы «Л»

Воспитатель: Вначале напишем букву л по элементам, как показано в прописи.

1 эл. – Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, ведём вниз до нижней линии, закругляем, плавно вправо, ведём вверх наклонную до верхней линии рабочей строки.

2 эл. – от верхней линии рабочей строки вниз ведём наклонную короткую линию до нижней линии рабочей строки и закругляем чуть ниже середины рабочей строки.

Воспитатель: Пишем вместе со мной.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, ведём вниз до нижней линии, закругляем, плавно вправо, ведём вверх наклонную до верхней линии рабочей строки и не отрываясь пишем прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Воспитатель: Пропишите букву л по образцу, по точкам, теперь пропишите букву л до конца строчки, соблюдая одинаковое расстояние между буквами.

Воспитатель: Найдите самую красивую букву, подчеркните её.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, расскажите, что мы сегодня повторяли?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, чем отличается звук «Л» от буквы «Л»?

Дети: Звук мы слышим, а букву пишем.

Воспитатель: Что вы можете сказать о звуке «Л»?

Дети: Это согласный звук. Обозначается он синим квадратом на схеме. Образует слоги с другими звуками. Его можно написать с помощью буквы

Воспитатель: Вы сегодня хорошо поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки В, В\'. Буква В.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе. Звуки В, В\'. Буква В....

Конспект НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе «Звук [О] и буква О».

КонспектНОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [О] и буква О». Задачи:Образовательные:- Познакомить со звуком [О],...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [ч] и буква ч»

Обучение грамоте в подготовительной группе, знакомство с со звуком ч и буквой ч...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе: « Звук [Ц] и буква Ц»

Цели   и   задачи:Образовательные- закрепление  понятий  «гласный -  согласный  звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.- ознакомление со звуками  [Ц] и бу...