Конспект НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе «Звук [О] и буква О».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект
НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте)
в подготовительной к школе группе
Тема: «Звук [О] и буква О».
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить со звуком [О], буквой О.
- Совершенствовать умение выделять гласный звук [о] в начале и в середине слова; в словах из текста.
- Закреплять понятие «гласный звук».
Развивающие:
- Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух, фонематический анализ и представления, умение воспроизводить ритмический рисунок.
- Развивать неречевое и речевое дыхание, общую и пальчиковую моторику, графо - моторные навыки.
Воспитательная:
- Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ-Узякский детский сад
Тюлячинского муниципального района РТ
Конспект
НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте)
в подготовительной к школе группе
«Звук [О] и буква О».
Воспитатель:
Аухадиева Гузалия Хабиловна
2019 год
Тема: «Звук [О] и буква О».
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить со звуком [О], буквой О.
- Совершенствовать умение выделять гласный звук [о] в начале и в середине слова; в словах из текста.
- Закреплять понятие «гласный звук».
Развивающие:
- Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух, фонематический анализ и представления, умение воспроизводить ритмический рисунок.
- Развивать неречевое и речевое дыхание, общую и пальчиковую моторику, графо - моторные навыки.
Воспитательная:
- Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: Рисунки на слайдах: буква О большая и маленькая, домик для гласных (с гласными А, У, И, О); куклы: Дедушка, бабушка, Машенька; картинки: остров, козы, овцы, кони коровы, кот, дом; сюжетная картина «Овощи»; полоска-карточка разделенная на 3 части на каждого ребенка и для педагога.
Предварительная работа:
1. Заучивание стихотворения: (психогимнастика).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!- солнцу и птицам,
- Доброе утро! - приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро пусть длится до вечера.
2. Заучивание физминутки «Поезд».
Вот поезд, наш поезд, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят,
Чу-чу, чу-чу, чу-чу-бежит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез.
Но вот остановка. Давайте вставать,
Выходим ребята, пойдемте гулять.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне, какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дети становятся в круг
Воспитатель.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!- солнцу и птицам,
- Доброе утро! - приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро пусть длится до вечера.
Молодцы!
Дети садятся на свои места
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами занятие по обучению грамоте. Мы с вами будем учиться выделять звук в начале и в середине слов; из потока слов. Будем учиться произносить звук и познакомимся с буквой.
К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета? Этот домик …(красный). Этот домик… (синий), этот…(зеленый). В окошках домиков Маша увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к красному домику, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». Третий кружок подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к синему домику. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, н-н-н, к-к-к, б-б-б». В зеленом домике песенки звучали нежнее: «Ль-ль-ль, мь-мь-мь, сь-сь-сь». Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки».
Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими кружочками в словах?
Дети: звуки.
Воспитатель: одинаково звучат песенки в разных домиках?
Дети: по-разному.
Воспитатель: давайте вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а-а, и-и-и-и, у-у-у, о-о-о». Вспомните, какие это звуки.
Дети: гласные.
Воспитатель: почему они так называются?
Дети: мы их можем пропеть голосом, можем их тянуть.
Воспитатель: а теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: Д, Н, К, Б. Получается у нас пропеть?
Дети: нет.
Воспитатель: почему?
Дети: Мешает преграда – губы или язык мешают воздуху свободно пройти.
Воспитатель: повторим еще раз: «Д, Н, К, Б». Как называются эти звуки?
Дети: согласные.
Воспитатель: молодцы, ребята.
1. Дети, представьте, что мы с вами оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! потом огорчились: О-о-о! увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о! (Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.
2. Игра «Повторяй-ка».
Воспитатель: Откуда мы только что вернулись?
Дети: С необитаемого острова.
Воспитатель: Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали?
Дети: звук О.
Воспитатель: сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком О. Познакомимся с буквой О.
- Что происходит с губами, когда вы произносите звук О?
Дети: Губы вытягиваются в трубочку, округляются.
Воспитатель: Спойте звук О. Какой это звук?
Дети: гласный.
Воспитатель: в каком замке поселится звук О?
Дети: в красном.
3. Игра «Слушай внимательно».
Это – бабушка Оля и дедушка Осип. Повторите их имена. Какой первый звук в словах? (О). А вот их дом. Есть ли звук О в слове ДОМ? (В середине слова). Кто сидит на крылечке у дома?
Дети: кот.
Воспитатель: Где мы слышим звук О?
Дети: Мы слышим звук О в середине слова.
Воспитатель: какое окошко займет звук о на вашей полоске?
Дети: среднее окошко.
Они пригласили нас на отдых. Какое сейчас время года? (Осень).Повторите слова со звуком О. (Отдых, осень). Где вы произносили звук О в этих словах?(В начале слова). На вашей полоске звук о займет первое окошко.
Садимся в поезд, едем к бабушке… (Оле) и дедушке… (Осипу).
4. Физминутка «Поезд».
Вот поезд, наш поезд, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят,
Чу-чу, чу-чу, чу-чу-бежит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез.
Но вот остановка. Давайте вставать,
Выходим ребята, пойдемте гулять.
(Предлагаю сесть ребятам на свои места).
Воспитатель: вот мы и приехали ребята. На лужайке ходят … (козы, кони, коровы). Где слышится звук о?
Дети: Звук О слышится в середине слова.
5. Игра «Огород».
Бабушка Оля послала нас на огород. Она просит принести овощи, в названии которых есть звук о. Назовите их. (Горох, картошка, фасоль, огкрец, чеснок, укроп, помидор).
Воспитатель: молодцы, ребята.
6. Знакомство с буквой О.
Показываю на слайде букву О. Знакомлю детей с буквой О.
- Ребята, это буква О. Посмотрите, на что же она похоже?
Дети: На баранку, на кольцо, на кружок …
Воспитатель: Изобразите букву О с помощью своих пальчиков. Послушайте, про букву О есть стихотворение.
«О!»- сказала буква «О»,-
«Знают все меня давнО,
Я на мнОгОе пОхОжа,
На кОльцО, и на баранку тОже,
На кружОк, на кОлОбОк.
КОлесО, луну, цветОк –
Одуванчик иль рОмашку…
На тарелку с маннОй кашкОй!».
Итог:
- Ребята, с какой буквой мы познакомились (с буквой О).
- С каким звуком (со звуком О).
- Вам понравилось наше занятие?
- Кому вы расскажете про наше сегодняшнее занятие.
- Вы все сегодня, были очень активными, правильно отвечали на мои вопросы. Всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"
Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, ...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки Н-Нь и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Б"
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Б"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить...
Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».
Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г], .[Гь] и буква Г»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звук [Г], .[Гь] и буква Г»...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»
Ознакомление с буквой Лл и звуками [л], [л’]; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; с...