Конспект НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе «Звук [О] и буква О».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Аухадиева Гузалия Хабиловна

Конспект

НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте)

 в подготовительной к школе группе

 

Тема: «Звук [О] и буква О».

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить со звуком [О], буквой О.

- Совершенствовать умение выделять гласный звук [о] в начале и в середине слова; в словах из текста.

- Закреплять понятие «гласный звук».

 

Развивающие:  

- Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух,  фонематический анализ и представления, умение воспроизводить ритмический рисунок.

- Развивать неречевое и речевое дыхание, общую и пальчиковую моторику, графо - моторные навыки.

 

Воспитательная:

- Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ-Узякский детский сад

Тюлячинского муниципального района РТ

Конспект

НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте)

 в подготовительной к школе группе

«Звук [О] и буква О».

Воспитатель:

Аухадиева Гузалия Хабиловна

2019 год

Тема: «Звук [О] и буква О».

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить со звуком [О], буквой О.

- Совершенствовать умение выделять гласный звук [о] в начале и в середине слова; в словах из текста.

- Закреплять понятие «гласный звук».

Развивающие:  

- Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух,  фонематический анализ и представления, умение воспроизводить ритмический рисунок.

- Развивать неречевое и речевое дыхание, общую и пальчиковую моторику, графо - моторные навыки.

Воспитательная:

- Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

 

Оборудование: Рисунки на слайдах: буква О большая и маленькая, домик для гласных (с гласными А, У, И, О); куклы: Дедушка, бабушка, Машенька; картинки: остров, козы, овцы, кони коровы, кот, дом; сюжетная картина «Овощи»; полоска-карточка разделенная на 3 части на каждого ребенка и для педагога.

Предварительная работа:  

1. Заучивание стихотворения: (психогимнастика).

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!- солнцу и птицам,
- Доброе утро! - приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро пусть длится до вечера.

2. Заучивание  физминутки «Поезд».

Вот поезд, наш поезд, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят,

Чу-чу, чу-чу, чу-чу-бежит паровоз,

Далеко-далеко ребят он повез.

Но вот остановка. Давайте вставать,

Выходим ребята, пойдемте гулять.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне,  какое у вас сегодня  настроение? 
Дети. Хорошее, радостное, веселое. 
Воспитатель.  Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. 

Дети становятся в круг

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!- солнцу и птицам,
- Доброе утро! - приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро пусть длится до вечера.

Молодцы!

Дети садятся на свои места

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами занятие по обучению грамоте. Мы с вами будем учиться выделять звук в начале и в середине слов; из потока слов. Будем учиться произносить звук и познакомимся с буквой.

К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета? Этот домик …(красный). Этот домик… (синий), этот…(зеленый). В окошках домиков Маша увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к красному домику, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». Третий кружок подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к синему домику. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, н-н-н, к-к-к, б-б-б». В зеленом домике песенки звучали нежнее: «Ль-ль-ль, мь-мь-мь, сь-сь-сь». Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки».

Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими кружочками в словах?

        Дети: звуки.

        Воспитатель: одинаково звучат песенки в разных домиках?

        Дети: по-разному.

        Воспитатель: давайте вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а-а, и-и-и-и, у-у-у, о-о-о». Вспомните, какие это звуки.

Дети: гласные.

Воспитатель: почему они так называются?

Дети: мы их можем пропеть голосом, можем их тянуть.

Воспитатель: а теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: Д, Н, К, Б. Получается у нас пропеть?

Дети: нет.

Воспитатель: почему?

Дети: Мешает преграда – губы или язык мешают воздуху свободно пройти.

Воспитатель: повторим еще раз: «Д, Н, К, Б». Как называются эти звуки?

Дети: согласные.

Воспитатель: молодцы, ребята.

1. Дети, представьте, что мы с вами оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! потом огорчились: О-о-о! увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о! (Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.

2. Игра «Повторяй-ка».

Воспитатель: Откуда мы только что вернулись?

Дети: С необитаемого острова.

Воспитатель: Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали?

Дети: звук О.

Воспитатель: сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком О. Познакомимся с буквой О.

- Что происходит с губами, когда вы произносите звук О?

Дети: Губы вытягиваются в трубочку, округляются.  

Воспитатель: Спойте звук О. Какой это звук?

Дети: гласный.

Воспитатель: в каком замке поселится звук О?

Дети: в красном.

3. Игра «Слушай внимательно».

Это – бабушка Оля и дедушка Осип. Повторите их имена. Какой первый звук в словах? (О). А вот их дом. Есть ли звук О в слове ДОМ? (В середине слова). Кто сидит на крылечке у дома?

Дети: кот.

Воспитатель: Где мы слышим звук О?

Дети: Мы слышим звук О в середине слова.

Воспитатель: какое окошко займет звук о на вашей полоске?

Дети: среднее окошко.

Они пригласили нас на отдых. Какое сейчас время года? (Осень).Повторите слова со звуком О. (Отдых, осень). Где вы произносили звук О в этих словах?(В начале слова). На вашей полоске звук о займет первое окошко.

Садимся в поезд, едем к бабушке… (Оле)  и дедушке… (Осипу).

4. Физминутка «Поезд».

Вот поезд, наш поезд, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят,

Чу-чу, чу-чу, чу-чу-бежит паровоз,

Далеко-далеко ребят он повез.

Но вот остановка. Давайте вставать,

Выходим ребята, пойдемте гулять.

(Предлагаю сесть ребятам на свои места).

Воспитатель: вот мы и приехали ребята. На лужайке ходят … (козы, кони, коровы). Где слышится  звук о?

Дети: Звук О  слышится в середине слова.

5. Игра «Огород».    

Бабушка Оля послала нас на огород. Она просит принести овощи, в названии которых есть звук о. Назовите их. (Горох, картошка, фасоль, огкрец, чеснок, укроп, помидор).

     Воспитатель: молодцы, ребята.

 6. Знакомство  с буквой О.

Показываю  на слайде букву О. Знакомлю детей с буквой О.

- Ребята, это буква О. Посмотрите, на что же она похоже?

Дети: На баранку, на кольцо, на кружок …

Воспитатель: Изобразите букву О с помощью своих пальчиков. Послушайте, про букву О есть стихотворение.

«О!»- сказала буква «О»,-

«Знают все меня давнО,

Я на мнОгОе пОхОжа,

На кОльцО, и на баранку тОже,

На кружОк, на кОлОбОк.

КОлесО, луну, цветОк –

Одуванчик иль рОмашку…

На тарелку с маннОй кашкОй!».

Итог:

- Ребята, с какой буквой мы познакомились (с буквой О).

- С каким звуком (со звуком О).

- Вам понравилось наше занятие?

- Кому вы расскажете про наше сегодняшнее занятие.

- Вы все сегодня, были очень активными, правильно отвечали на мои вопросы. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"

Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, ...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Б"

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить...

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г], .[Гь] и буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звук [Г], .[Гь] и буква Г»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»

Ознакомление с буквой Лл и звуками [л], [л’]; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; с...