Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Готовцова Елена Анатольевна

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Цель: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч.

Задачи: - закрепить четкое произношение звука (ч);

- закрепление умения давать акустическую характеристику звукам;

- закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных

суффиксов –чик-, -чек-, чок-;

- развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;

- развитие мелкой и общей моторики;

-развитие слухового внимания.

Оборудование: мяч, предметные картинки (точка, тучка, ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка),цветные кружки (зеленые, синие, красные) тетради, касса букв, доска.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка оборудования к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Дети: Чаще всего слышится звук (ч).

Воспитатель Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку (ч). Произнесите этот звук.

Дети: Ч-ч-ч.

ВоспитательЗвук (ч) можно пропеть?

ДетиЗвук (ч) нельзя пропеть. Он согласный.

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?

ДетиЗвук (ч) глухой.

Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.

Основная часть

1.Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.

2.Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).

(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи.

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч)

Воспитатель:. Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).

Дети называют слова.

3.Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.

кидает мяч каждому ребенку по очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное»слово ласково:

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк, хомяк)

4. Воспитатель – а давайте мы превратимся в хомячков

Физкультминутка «Хомка» (речь с движением)

5.Воспитатель: Дети вы помните с каким звуком мы сегодня знакомимся?

Дети: Мы знакомимся со звуком (ч)

Воспитатель: А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме

Дети : да/нет

Воспитатель: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить в воздухе

Воспитатель: предлагаю вам пройти и сесть за стол.

Перед вами касса букв. Найдите букву Ч. Букву А.Какой слог получился?

Воспитатель: ребята, а если звук (а) заменить на звук (у) какой слог получится?

Воспитатель: замените букву А, на букву У.

Воспитатель: а теперь поменяйте буквы местами. Выложите букву У слева от буквы Ч.

Воспитатель: Давай все вместе прочитаем. Все дети хором читают УЧ.

Воспитатель: Дети, выложите слева от буквы У букву Л.

Воспитатель, прочтите какие у вас получились слова.

Воспитатель: сколько слогов в слове ЛУЧ.

Дети: один слог.

Воспитатель: А сколько звуков в слове луч?

Дети: три звука.

Воспитатель: возьмите пробки и выложите схему слова ЛУЧ.

Дети выкладывают схему слова.

Воспитатель: Какой первый звук?

Дети: первый звук (л). Он согласный и твердый, обозначается синим цветом.

Воспитатель: Какой второй звук?

Дети: второй звук (у). Он гласный, обозначается красным цветом.

Воспитатель: Какой третий звук в слове ЛУЧ.

Дети: третий звук (ч), он согласный и мягкий, обозначается зеленым цветом.

6.Воспитатель: ребята, предлагаю побыть немного волшебниками и из маленькой точки сделать большую тучку.

Дети: да, мы согласны

На доске две картинки точка и тучка.

Воспитатель просит детей написать в тетрадях слово точка.

Воспитатель: а как же нам теперь точку превратить в тучку?

Дети: предлагают свои варианты.

Воспитатель(если никто из детей не догадывается, логопед дает подсказку) я вам дам подсказку – какой звук надо изменить в «точке», чтобы получилась «тучка»

Дети: звук (о) надо заменить на звук (у).

Подведение итогов:

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поработали.

Вы запомнили с каким звуком и буквой мы познакомились?

Дети: Да, со звуком и буквой Ч.

Воспитатель: На этом мы с вами заканчиваем, но прежде чем вы уйдете в занятия, проверим, как хорошо вы запоминаете.

Уйдет тот, кто назовет слова со звуком (ч).

Каждый ребенок называет по одному слову и уходит.



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия  по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Цель: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч.

Задачи: - закрепить четкое произношение звука (ч);

- закрепление умения давать акустическую характеристику звукам;

- закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных

суффиксов –чик-, -чек-, чок-;

- развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;

- развитие мелкой и общей моторики;

-развитие слухового внимания.

Оборудование: мяч, предметные картинки (точка, тучка, ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка),цветные кружки (зеленые, синие, красные) тетради, касса букв, доска.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка оборудования к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

 

            Занятие проводилось с детьми подготовительной группы, в  возрасте 6-7 лет в количестве 9 человек. Занятие соответствует рабочей программе старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности.

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Части занятия располагались в логической последовательности и были взаимосвязаны между собой. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный.

При планировании занятия учитывались возрастные особенности детей. Наглядный и дидактический материал подобран с учетом индивидуальных особенностей детей. Дети отвечали на вопросы воспитателя, действовали с раздаточным материалом. Были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в играх.

Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям.

Во время занятия применялись следующие методы работы:  игровые, словесные, наглядные, беседа, вопросы, дополнения, художественное слово, поощряющая оценка, физ.минутка, пальчиковая гимнастика., артикуляционная зарядка.

В вводной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляция к ней.

Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизация имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены физкультминутка «Хомка». Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому в основной части предложила детям следующие игры: с мячом «Назови ласково», «Составь предложение с любым словом, в котором есть звук «Ч»», по картинкам «Где прячется звук?» «Подели слова на слоги и определи их количество»,  «Составь слово из слогов».   

Дети показали умения слышать, составлять предложения по картине, определять где находится звук в слове, делить слова на слоги, искать заданные буквы в кассе букв, а также умение сливать заданные звуки в слоги и слоги в слова.

Индивидуальная работа проявлялась в оказании помощи затрудняющимся в ответах, в поиске букв в кассе букв, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной, поставленные на занятии задачи были выполнены.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

Конспект НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе «Звук [О] и буква О».

КонспектНОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [О] и буква О». Задачи:Образовательные:- Познакомить со звуком [О],...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [ч] и буква ч»

Обучение грамоте в подготовительной группе, знакомство с со звуком ч и буквой ч...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Р»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Р»Задачи:обучающие: закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях; позн...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г], .[Гь] и буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звук [Г], .[Гь] и буква Г»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе: « Звук [Ц] и буква Ц»

Цели   и   задачи:Образовательные- закрепление  понятий  «гласный -  согласный  звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.- ознакомление со звуками  [Ц] и бу...