Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 21.38 КБ |
samoanaliz_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
Цель: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч.
Задачи: - закрепить четкое произношение звука (ч);
- закрепление умения давать акустическую характеристику звукам;
- закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных
суффиксов –чик-, -чек-, чок-;
- развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;
- развитие мелкой и общей моторики;
-развитие слухового внимания.
Оборудование: мяч, предметные картинки (точка, тучка, ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка),цветные кружки (зеленые, синие, красные) тетради, касса букв, доска.
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка оборудования к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приёмы: словесный, игровой, практический.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает»
Дети: Чаще всего слышится звук (ч).
Воспитатель Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.
Давайте дадим характеристику звуку (ч). Произнесите этот звук.
Дети: Ч-ч-ч.
Воспитатель: Звук (ч) можно пропеть?
Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный.
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко спит.
Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?
Дети: Звук (ч) глухой.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.
Основная часть
1.Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.
2.Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).
(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).
Будь внимательным, смотри-
Слово со звуком (ч) назови
И место звука в слове укажи.
Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч)
Воспитатель:. Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).
Дети называют слова.
3.Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.
кидает мяч каждому ребенку по очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное»слово ласково:
(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк, хомяк)
4. Воспитатель – а давайте мы превратимся в хомячков
Физкультминутка «Хомка» (речь с движением)
5.Воспитатель: Дети вы помните с каким звуком мы сегодня знакомимся?
Дети: Мы знакомимся со звуком (ч)
Воспитатель: А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме
Дети : да/нет
Воспитатель: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить в воздухе
Воспитатель: предлагаю вам пройти и сесть за стол.
Перед вами касса букв. Найдите букву Ч. Букву А.Какой слог получился?
Воспитатель: ребята, а если звук (а) заменить на звук (у) какой слог получится?
Воспитатель: замените букву А, на букву У.
Воспитатель: а теперь поменяйте буквы местами. Выложите букву У слева от буквы Ч.
Воспитатель: Давай все вместе прочитаем. Все дети хором читают УЧ.
Воспитатель: Дети, выложите слева от буквы У букву Л.
Воспитатель, прочтите какие у вас получились слова.
Воспитатель: сколько слогов в слове ЛУЧ.
Дети: один слог.
Воспитатель: А сколько звуков в слове луч?
Дети: три звука.
Воспитатель: возьмите пробки и выложите схему слова ЛУЧ.
Дети выкладывают схему слова.
Воспитатель: Какой первый звук?
Дети: первый звук (л). Он согласный и твердый, обозначается синим цветом.
Воспитатель: Какой второй звук?
Дети: второй звук (у). Он гласный, обозначается красным цветом.
Воспитатель: Какой третий звук в слове ЛУЧ.
Дети: третий звук (ч), он согласный и мягкий, обозначается зеленым цветом.
6.Воспитатель: ребята, предлагаю побыть немного волшебниками и из маленькой точки сделать большую тучку.
Дети: да, мы согласны
На доске две картинки точка и тучка.
Воспитатель просит детей написать в тетрадях слово точка.
Воспитатель: а как же нам теперь точку превратить в тучку?
Дети: предлагают свои варианты.
Воспитатель: (если никто из детей не догадывается, логопед дает подсказку) я вам дам подсказку – какой звук надо изменить в «точке», чтобы получилась «тучка»
Дети: звук (о) надо заменить на звук (у).
Подведение итогов:
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поработали.
Вы запомнили с каким звуком и буквой мы познакомились?
Дети: Да, со звуком и буквой Ч.
Воспитатель: На этом мы с вами заканчиваем, но прежде чем вы уйдете в занятия, проверим, как хорошо вы запоминаете.
Уйдет тот, кто назовет слова со звуком (ч).
Каждый ребенок называет по одному слову и уходит.
Предварительный просмотр:
Самоанализ занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
Цель: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч.
Задачи: - закрепить четкое произношение звука (ч);
- закрепление умения давать акустическую характеристику звукам;
- закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных
суффиксов –чик-, -чек-, чок-;
- развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;
- развитие мелкой и общей моторики;
-развитие слухового внимания.
Оборудование: мяч, предметные картинки (точка, тучка, ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка),цветные кружки (зеленые, синие, красные) тетради, касса букв, доска.
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка оборудования к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приёмы: словесный, игровой, практический.
Занятие проводилось с детьми подготовительной группы, в возрасте 6-7 лет в количестве 9 человек. Занятие соответствует рабочей программе старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности.
Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Части занятия располагались в логической последовательности и были взаимосвязаны между собой. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный.
При планировании занятия учитывались возрастные особенности детей. Наглядный и дидактический материал подобран с учетом индивидуальных особенностей детей. Дети отвечали на вопросы воспитателя, действовали с раздаточным материалом. Были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в играх.
Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям.
Во время занятия применялись следующие методы работы: игровые, словесные, наглядные, беседа, вопросы, дополнения, художественное слово, поощряющая оценка, физ.минутка, пальчиковая гимнастика., артикуляционная зарядка.
В вводной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляция к ней.
Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизация имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены физкультминутка «Хомка». Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому в основной части предложила детям следующие игры: с мячом «Назови ласково», «Составь предложение с любым словом, в котором есть звук «Ч»», по картинкам «Где прячется звук?» «Подели слова на слоги и определи их количество», «Составь слово из слогов».
Дети показали умения слышать, составлять предложения по картине, определять где находится звук в слове, делить слова на слоги, искать заданные буквы в кассе букв, а также умение сливать заданные звуки в слоги и слоги в слова.
Индивидуальная работа проявлялась в оказании помощи затрудняющимся в ответах, в поиске букв в кассе букв, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной, поставленные на занятии задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"
Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...
Конспект НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе «Звук [О] и буква О».
КонспектНОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [О] и буква О». Задачи:Образовательные:- Познакомить со звуком [О],...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [ч] и буква ч»
Обучение грамоте в подготовительной группе, знакомство с со звуком ч и буквой ч...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Р»
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Р»Задачи:обучающие: закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях; позн...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г], .[Гь] и буква Г»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звук [Г], .[Гь] и буква Г»...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе: « Звук [Ц] и буква Ц»
Цели и задачи:Образовательные- закрепление понятий «гласный - согласный звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.- ознакомление со звуками [Ц] и бу...