Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе: « Звук [Ц] и буква Ц»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цели и задачи:
Образовательные
- закрепление понятий «гласный - согласный звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.
- ознакомление со звуками [Ц] и буквой Ц.
- выделение заданного согласного звука в начале, в середине слов, из потока слов, из текстов произведений К. И. Чуковского
- звуковой анализ, схема слова Птица.
Развивающие
- формирование фонематических процессов
- формирование самоконтроля за речью, речевой активности, интонации
Воспитательные
-воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
дошкольное отделение- детский сад № 62
Конспект занятия
по обучению грамоте в подготовительной к школе группе:
« Звук [Ц] и буква Ц»
Подготовила
воспитатель:
Спицына Г.Ю.
г. Голицыно
07.04.2022 г
Цели и задачи:
Образовательные
- закрепление понятий «гласный - согласный звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.
- ознакомление со звуками [Ц] и буквой Ц.
- выделение заданного согласного звука в начале, в середине слов, из потока слов, из текстов произведений К. И. Чуковского
- звуковой анализ, схема слова Птица.
Развивающие
- формирование фонематических процессов
- формирование самоконтроля за речью, речевой активности, интонации
Воспитательные
-воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других
Оборудование:
Буква Ц, наборы для звукового анализа слов ; картинки: цапля, курица, цыпленок, комарик,птица, крокодил, Мойдодыр, Айболит, лисица, ; серия сюжетных картинок к сказкам К.И. Чуковского.
Предварительная работа: Чтение сказок К.И. Чуковского
Ход занятия.
I Организационный момент.
.
Воспитатель: - Ребята, наша речь состоит из предложений. А предложения ?
Дети: - Предложения состоят из слов.
Воспитатель: - Молодцы! А из чего состоят слова?
Дети: - Слова состоят из звуков!
Воспитатель: - Какие бывают звуки?
Дети: - Гласные и согласные.
Воспитатель: - Какие бывают согласные?
Дети: - Звонкие, глухие, твердые и мягкие.
Воспитатель: - А какие звуки поются?
Дети: - Гласные.
Воспитатель: - Молодцы!
II. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, недавно вы изучали стихи и сказки замечательного детского писателя и поэта К.И. Чуковского. И сегодня мы с вами снова окажемся в удивительном мире его сказок. К.И. Чуковский любил животных, поэтому в его сказках много зверей, птиц, насекомых.
А теперь послушайте загадку:
Я назойливая очень, но в стишке, так, между прочим.
Расскажу вам без прикрас: жизнь мою комарик спас.
Дети: - Муха Цокотуха.
Воспитатель: - Правильно, молодцы
На доске картинка с изображением Мухи-Цокотухи.
Воспитатель.: - а сейчас вы внимательно прослушаете отрывки из сказок Чуковского и постарайтесь отгадать названия этих сказок (иллюстрации к этим отрывкам).
- Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. («Краденое солнце»)
- Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим как поросята хрюкать» («Путаница»);
- Муха, Муха-Цокотуха Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар… («Муха-Цокотуха») .
Воспитатель: - Еще раз проговорим название этих сказок: «Краденое солнце», «Путаница», «Муха-Цокотуха». Какой один и тот же звук повторяется в этих словах –названиях.
Дети: - Звук [Ц].
Характеристика звука [Ц].
Вспитатель: - Как мы произносим звук [Ц]: губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
- Какой это звук? (Согласный, глухой, всегда твердый) Мягкой пары у него нет.
- Значит какого цвета будет звуковой символ этого звука? (Синий) .
Развитие фонематического восприятия. Звуко-слоговой анализ и синтез.
Воспитатель: - К. И. Чуковский назвал Муху Цокотухой, потому что она была болтушкой и постоянно «цокола»:
ца-цо-цу ац-оц-уц
цы-ца-цо иц-оц-ац
(Дети проговаривают слоги за воситателем).
Воспитатель: - Сколько звуков вы слышите в каждом слоге (два звука)
Какие звуки в этих слогах подружились со звуком [Ц]. (гласные).
На доске картинки: курица, комарик, бабочка, Айболит, цыпленок, крокодил, цапля, Мойдодыр, воробей.
Воптатель: - Назовите картинки, в названии которых есть звук [Ц]. И определите место звука [Ц] в слове
Физминутка «Нам поможет Айболит».
- Мы веселые ребятки – (шагают на месте);
- Дружно делаем зарядку
Вправо раз, влево раз (руки на пояс, поворот в сторону)
Улыбнемся все сейчас
На носочки дружно встанем (движение по тексту)
Руки к солнышку потянем
Загляни нам солнышко (машут руками к себе)
И погрей нам горлышко
Ну а если заболели
Нам поможет Айболит
Витаминки нам пропишет
И микстурой угостит
Воспитатель: - послушайте отрывок из сказки «Доктор Айболит» и найдите персонаж в названии которого есть звук [Ц].
- - Но вот поглядите, какая-то птица
Все ближе и ближе по воздуху мчится
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
Дети: - Это слово «Птица»
Воспитатль: - Составьте звуковую схему этого слова (дети выкладывают схему слова на звуковых полосках, затем один у доски делает звукобуквенный анализ слова)
Воспитатель: - На что похожа буква Ц? (Ответы детей).
Эта буковка-цеплялка
С хитрой цепкой лапкой
Подходи кому не жалко
Мигом оцарапаю
Закрепление.
Игра с мячом « Скажи ласково».( на ковре)
Дело – дельце
Платье-платьице
Блюдо-блюдце
Мыло-мыльце
Зеркало-зеркальце
Варенье-вареньице
Печенье-печеньице
Письмо-письмецо
Масло-маслице
Рефлексия.
Воспитатель: - С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук? Вспомните слова из сказок Чуковского, в которых есть этот звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"
Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки В, В\'. Буква В.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки В, В\'. Буква В....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [ч] и буква ч»
Обучение грамоте в подготовительной группе, знакомство с со звуком ч и буквой ч...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г], .[Гь] и буква Г»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звук [Г], .[Гь] и буква Г»...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»
Ознакомление с буквой Лл и звуками [л], [л’]; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; с...