Непосредственная образовательная деятельность по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Д, ДЬ. Буква Д. Наши друзья – Домовой и Домовёнок».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность
по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Тема: «Звуки Д, ДЬ. Буква Д. Наши друзья – Домовой и Домовёнок».
Цель: создание условий для обучения, закрепления и систематизации знаний о согласных звуках Д, ДЬ и букве Д.
Задачи:
- заинтересовать детей в определении первого звука в слове, выделении заданного звука на слух и определении позиции звука в слове;
- закреплять навык правильного произношения звуков Д, ДЬ в слогах, словах, фразах;
- побуждать к связному речевому высказыванию через словообразование;
- обеспечивать получение опыта в подборе видовых понятий к родовым;
- стимулировать усвоение сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы»;
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- совершенствовать навык звукового анализа слов;
- преобразовывать слова и делить слова на слоги;
- познакомить с буквой Д;
- учить печатанию буквы Д, чтению слов;
- развивать фонематический слух, речь, память, внимание, логическое мышление;
- демонстрировать и прививать пользу мудрых советов и добрых дел;
- создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: Домовой, Домовёнок; колокольчик; изображения домов разного типа: деревни, города; картинки с изображением посуды: сковорода, дуршлаг, ведро; постельных принадлежностей: одеяло, подушка; домики с тремя окошками для обозначения позиции звука; цветовые сигналы-фишки звуков; изображение буквы Д; макароны, фасоль, счётные палочки; кассы букв; тетради, авторучки.
Методы и приемы:
- Словесные (беседа, художественное слово, вопросы);
- Проблемные (проблемные ситуации, логические задачи, проблемные вопросы);
- Наглядные (демонстрация картинок);
- Игровые;
- Практические (выкладывание образа буквы; работа с кассой букв; печатание буквы Д).
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Оргмомент.
Логопед зачитывает стихотворение:
Мы строители: тук – тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Дом с трубой и красной крышей,
Дом большой и видный вышел.
Дети, какой звук вы чаще всего слышали?
- Звук Д.
1. Знакомство со звуками Д, ДЬ. Выделение звука Д из слов «домовой», «домовёнок», «дом» и звука ДЬ из слова «дедушка».
Ребята, к нам пришли в гости озорной Домовёнок и дедушка Домовой!
Показываются игрушки-домовые.
Где же они могут жить?
- Дома, в доме…
Какой первый звук вы услышали в словах «дом», «домовой»?
- Д.
А в слове «дедушка»?
- ДЬ.
Молодцы! Сегодня вместе с ними мы будем изучать звуки Д, ДЬ.
2. Характеристика звуков по акустическим и артикуляционным признакам.
Звук Д – согласный, звонкий, твёрдый, звук ДЬ – согласный, звонкий, мягкий. Произнесём.
-Д, ДЬ. У них «преграды» язык и зубы.
Правильно.
Обозначим звуки цветовыми символами-фишками. В какой замок мы поселим звук Д?
- В замок синего цвета, он твёрдый согласный.
А в каком замке будет жить звук ДЬ?
- В замке зелёного цвета, он мягкий.
Логопед акцентирует внимание детей указкой, показывая цветные замки.
3. Развитие фонематического восприятия.
Домовёнок хочет с вами поиграть в игру «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук Д, поднимите руку, если в слове будет звук ДЬ.
Логопед произносит слова: вода, буквы, дерево, вата, дом, топор, дело, думать, дорога, тропа, день, подарок. Дети выполняют задание.
4. Произношение звуков Д, ДЬ в слогах, словах и предложениях. Словообразование.
Дети, догадайтесь, какая любимая игрушка у Домовёнка?
Под столом звенит колокольчик.
Повторим звон колокольчика: дан-дон-динь (тихо), дон-дан-дон (громко).
Дети повторяют вместе с логопедом.
На доске выставляются картинки с изображением разных домов.
Что это?
- Дома.
Посмотрите, какие они разные. Скажите ласково об этом доме.
- Домик, домишко…
А это не дом, а огромный?
- Домище.
Как называют такой домик?
- Дача, дачный домик.
Правильно.
Выставляются на доске многоэтажные дома, затем одноэтажные.
Где вы видели такие дома?
- В городе, в деревне.
Этот дом сделан из дерева, какой он?
- Деревянный.
В каждом доме, об этом мне рассказывал дедушка, жили странные существа – Домовые. Они были добрые, но невидимые. Какими они были?
- Добрыми, невидимыми.
Домовые хотят с нами подружиться. Домовёнок хочет стать нашим…
- Другом.
Арина будет его…
- Подружкой.
Дедушка Домовой спрашивает: знаете ли вы, что значит дружить? Что такое дружба?
Объяснения детей.
Расскажите им, кто есть у вас дома? Как назвать их одним словом?
- Родители, родные.
Кто для вас самый родной человек?
- Мама.
Ваня, какие слова о своей маме ты скажешь?
- Дорогая, родная, добрая…
Да. «Лучше нет дружка, чем родная матушка». Рома, кто самый старший в вашей семье?
- Дедушка.
Что вы хотите пожелать своим родным?
- Здоровья, добра, радости…
Ребята, Домовёнок обязательно исполнит ваши пожелания!
5. Определение позиции звуков Д, ДЬ. Подбор видовых понятий к родовым.
Познакомьте Домовёнка с предметами вашего дома, назовите посуду, в названии которой есть звуки Д, ДЬ.
- Сковорода, ведро.
Отгадайте загадку Домового: «Новая посудина, а вся в дырках».
- Дуршлаг.
Раздаются картинки с изображением посуды для определения позиции звука Д в словах. Дети определяют позицию звука и кладут цветовой сигнал-фишку звука Д в окошко звукового домика.
На чём вы сидите дома?
- На диване.
Кристина, какой первый звук в слове «диван»?
- ДЬ.
Назовите постельные принадлежности.
- Подушка, одеяло.
Никита, каким цветом ты обозначишь звук ДЬ в словах «диван», «одеяло»?
- Зелёным, он мягкий согласный.
6. Практическое усвоение сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы».
Для чего нужны сковорода, ведро, одеяло, подушка, диван?
Выслушиваются индивидуальные ответы детей.
7. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Дети, давайте поиграем с нашими друзьями в игру «Назови ласково»?!
Логопед говорит слова, а каждый ребёнок отвечает.
Слова: дом, дым, день, дождь, холод.
8. Работа над предложением. Проблемная ситуация – подведение к умозаключениям.
Послушайте, какие «полезные» советы даёт нам озорной Домовёнок: «Дети, бросайтесь подушками! Солите лягушек в кадушках! Смотрите мультфильмы по холодильнику. Гладьте бельё сковородой. Жарьте дыню в ведре!» Какие это советы?
- Глупые, бесполезные.
Объясните, почему так нельзя делать.
Дети рассуждают и высказываются.
Физминутка.
Дедушка Домовой приглашает нас в деревню. Вставайте.
Логопед декламирует стихотворение, а дети вместе с ним имитируют движения и проговаривают слова хором:
По дороге мы идём. Путь далёк, далёк наш дом.
Жаркий день, сядем в тень. Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим. Полежим, отдохнём,
Потом дальше пойдём.
М.Г. Генинг, Н.А. Герман
А вот и деревня! Что мы делали в пути?
- Сидели, отдыхали.
Под каким деревом?
- Под дубом.
Какая была дорога?
- Длинная, дальняя, трудная.
9. Отгадывание загадки. Деление слов на слоги.
Послушайте загадку дедушки Домового:
«Однажды дядя мне привёз в белом ящике мороз.
И теперь мороз седой бережёт продукты: рыбу, дыни, фрукты».
- Холодильник!
Разделите слово «холодильник» на слоги. Дети «прохлопывают» слово.
- Четыре слога!
10. Знакомство с буквой Д.
Ребятишки, мы с вами познакомились со звуками Д, ДЬ, играли с ними, а теперь я покажу вам букву Д.
Логопед демонстрирует букву Д, размещает её на доске, уточняет, что она согласная и прикрепляет её синим и зелёным магнитами.
Выложите на столе букву Д.
Дети выкладывают букву Д из макарон, фасоли, счётных палочек – у кого, что приготовлено логопедом.
Откройте кассы букв, найдите букву Д и выложите её на стол.
Дети находят букву Д среди алфавита в индивидуальной разрезной кассе букв и кладут на стол.
11. Звуковой анализ слов.
Ребята, возьмите фишки, выложите схему слова «дом».
Дети выполняют задание.
А теперь слово «садик».
Дети выполняют задание. Логопед с Домовым и Домовёнком проверяют схемы заданных слов.
Очень хорошо! Наши гости довольны! Убирайте фишки. Спасибо.
12. Преобразование слов и их чтение.
Вы уже умеете составлять слова из букв. Выложите слово «дом».
Дети выполняют задание.
Поиграем со словом: превратите слово «дом» в слово «дым».
Дети учатся преобразовывать слова, меняя одну букву в словах.
Молодцы! А теперь слово «дым» в слово «дам».
Дети выполняют задание. Логопед с Домовым и Домовёнком читают слово «дам».
Хорошо! Убирайте буквы в кассы. Открывайте тетради. Будем писать букву Д сначала в воздухе вместе со мной. Проговариваем: «Сверху вниз, сверху вниз, а внизу у нас карниз, а под ним две ножки».
Дети правильно прописывают букву в воздухе.
13. Печатание буквы Д.
А теперь пишем в тетрадях букву Д большую и маленькую, стараемся.
Логопед проверяет правильную посадку: осанку, опору пола двумя ногами, наклон головы, положение руки, захват ручки пальцами, размещение тетради на столе, соблюдая все правила написания. Домовой с Домовёнком и логопед по ходу выполнения задания проверяют и хвалят каждого ребёнка.
14. Подведение итога.
Домовой: «Ребята, вы такие мудрые, да старательные! Мы теперь тоже будем учиться, нам очень понравилось у вас в гостях!»
Домовёнок: «А вам с нами было весело, да интересно?»
- Да!!!
Логопед: «Молодцы! Кладите авторучки, закрывайте тетради, да принимайте угощение от
гостей!»
Домовой и Домовёнок угощают детей леденцами и прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»
Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"
Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."
Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки В, В\'. Буква В.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки В, В\'. Буква В....
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Новые приключения Колобка. Звуки К,КЬ, буква К".
На занятии дети помогут Колобку добраться до школы. Но дорога до школы будет не простая. В игровой форме ребята познакомятся со звуками К,КЬ и буквой К....
Конспект НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе «Звук [О] и буква О».
КонспектНОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [О] и буква О». Задачи:Образовательные:- Познакомить со звуком [О],...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [ч] и буква ч»
Обучение грамоте в подготовительной группе, знакомство с со звуком ч и буквой ч...