Наглядное моделирование как метод развития описательного рассказа дошкольников на примере лексической темы «Птицы Якутии»
методическая разработка по развитию речи
«Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно
передавать свои мысли средствами языка». С. Ожегов.
К сожалению, характерная особенность современных детей – это отставание в развитии речи. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Родители меньше разговаривают со своими детьми, мало читают и рассказывают им, большую часть времени дети проводят у экранов телевизоров, у мониторов компьютеров, где не требуется живого общения. Как отмечают авторы многих статей основной причиной снижения ценности культуры слова стало вытеснение ее видеокультурой, что привело заметному оскудению речи. Это и является актуальной проблемой нашего времени, тем самым подчеркивая необходимость развития у детей связной выразительной речи. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. [5]
Эффективным средством работы в данном направлении служит метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, который особенно важен для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В качестве условных заместителей (моделей) могут выступать:
- геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- опорные картинки (предметные и сюжетные картинки, серии сюжетных картинок);
- предметно-схематичные (планы и условные обозначения, используемые в них – сенсорно-графические схемы, предметно-графические схемы, опорные схемы-карточки, мнемодорожки, мнемотаблицы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Спиридонова М-Э.А.,
учитель-логопед
МБДОУ д/с №1 «Звездочка»,
ГО г. Якутск,
Республика Саха (Якутия)
Наглядное моделирование
как метод развития описательного рассказа дошкольников
на примере лексической темы «Птицы Якутии»
«Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно
передавать свои мысли средствами языка». С. Ожегов.
К сожалению, характерная особенность современных детей – это отставание в развитии речи. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Родители меньше разговаривают со своими детьми, мало читают и рассказывают им, большую часть времени дети проводят у экранов телевизоров, у мониторов компьютеров, где не требуется живого общения. Как отмечают авторы многих статей основной причиной снижения ценности культуры слова стало вытеснение ее видеокультурой, что привело заметному оскудению речи. Это и является актуальной проблемой нашего времени, тем самым подчеркивая необходимость развития у детей связной выразительной речи. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. [5]
Эффективным средством работы в данном направлении служит метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, который особенно важен для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В качестве условных заместителей (моделей) могут выступать:
- геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- опорные картинки (предметные и сюжетные картинки, серии сюжетных картинок);
- предметно-схематичные (планы и условные обозначения, используемые в них – сенсорно-графические схемы, предметно-графические схемы, опорные схемы-карточки, мнемодорожки, мнемотаблицы).
При создании пособия по развитию описательного рассказа по лексической теме «Птицы Якутии» руководствовалась как раз методом наглядного моделирования, а также методикой опорных схем Т.А. Ткаченко, состоящие из 6-8 секций. Возрастная категория предназначена для детей от 4 до 7 лет.
Целью пособия является развитие описательного рассказа, в том числе связной речи у детей, если наряду с другими условиями, широко применять метод наглядного моделирования.
Данное пособие помогает задействовать сенсорные системы – зрение и осязание. При использовании коробки с секциями меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою речь, но и имеют возможность ее «видеть», «трогать», «ощущать» предмет, о котором будет идти речь, и таким образом более подробно раскрыть то, о чем они рассказывают. Коробка, имея 9 различных секций, выступает в роли наглядного плана при построении описательного рассказа. Лексическая коробка «Птицы Якутии» обогащает и активизирует словарь. Фотографии птиц Якутии помогают передать реальный вид птицы, не искажая действительности. Лексическая коробка «Птицы Якутии» представлена в двух языках: русском и якутском, что позволяет вести работу по обогащению словаря без затруднений.
Использование методов наглядного моделирования являются актуальностью данного пособия. Данные методы облегчают процессы овладения детьми навыками связной речи, ведет к речевой активности. Позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия, дает возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление.
У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и идет активное созревание сенсорных систем, поэтому наглядно-тактильные ощущения, которые передаются через данное пособие, помогают лучше и быстрее освоить материал, в данном случае, формировать описательный рассказ. Пособие можно использовать как для обогащения словарного запаса по теме «Птицы Якутии», так и для развития описательного рассказа о птицах.
Пособие представлена реальными фотографиями птиц, их названиями на русском и якутском языках и коробкой с секциями, выступающей наглядным планом при построении рассказа о птицах. Секции условно можно разделить на: части тела, величина («большой» «средний» «маленький», «больше, чем», «меньше, чем»0 оперение (окрас и «ощущение» - легкость, мягкость, пушистость), гнездо (из чего делают), птенцы (из чего появляются, что собой представляет яйцо –легкий, хрупкий, овальный) питание и их добыча (зернами, червями, орехами, мелкими грызунами, мелкими животными, рыбами), зимующие или не зимующие.
Формирование описательного рассказа по данному пособию у дошкольников условно можно разделить на три части:
1. Знакомство с птицами. Игры и упражнения, используемые на данном этапе работы - «Назови, кто это?», «Угадай, кто это?», «Угадай, про кого описано?», «Четвертый –лишний?», составление рассказа-описания (прием параллельного описания с опорой на картинки).
2. Фрагментарное рассказывание. Дети сначала составляют рассказы об отдельных фрагментах, а затем объединяют их в единое высказывание. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Рассказ можно разделить на отдельные фрагменты: части тела, величина («большой» «средний» «маленький», «больше, чем», «меньше, чем», оперение (окрас и «ощущение» - легкость, мягкость, пушистость), гнездо (из чего делают), птенцы (из чего появляются, что собой представляет яйцо –легкий, хрупкий, овальный) питание и их добыча (зернами, червями, орехами, мелкими грызунами, мелкими животными, рыбами), зимующие или перелетные.
3. Составление полного описательного рассказа. Игры и упражнения, на данном этапе - «Сравни», «Опиши отряд птиц» – соколообразные, совообразные, воробьинообразные, журавлинообразные и т.д.
Моделирование выполняется на знакомом дошкольникам материале, с опорой на имеющиеся знания. Главное, на что следует обратить внимание – это то, что модель должна чётко отображать основные свойства объекта, быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней. Задания на замещение развивают умение использовать «опредмечивающий» образ, а также создают основу для перехода к действиям моделирования.
Графические планы-схемы по методике Т.А. Ткаченко, я перенесла на предметы. Зрительным планом рассказа выступает деревянная коробка с 9-тью секциями. Каждая секция коробки представлен предметами, которые «замещают» или полностью отражают образ рассказываемого объекта. Дети при рассказывании раскрывают качества объекта, наглядно представляют их количество и последовательность. Это помогает делать рассказ более полным, точным, связным, непрерывным. При использовании наглядной коробки меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть», «трогать», и таким образом раскрыть то, о чем они рассказывают.
Наглядное моделирование рассматривается как один из методов решения задач, поставленных на речевом этапе, в том числе закрепления навыка составления описательного рассказа по картине, употребления грамматически правильно составленных предложений, развития образности речи. [1]
При составлении описательных рассказов также можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных фрагментах, а затем объединяют их в единое высказывание.
Занятия подразумевают обучение детей использованию готовых моделей в тесном сотрудничестве со взрослым. Затем возможен переход к составлению совместной модели педагога с детьми, где ребенку предоставляется большая степень самостоятельности, а взрослый оказывает помощь в виде подсказок. По мере овладения детьми различными способами создания моделей, становится возможным привлечение их к самостоятельному моделированию, когда взрослый оказывает лишь косвенную помощь, направляет некоторые действия ребенка, поддерживает любую его инициативу в создании собственных моделей. [4]
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что можно добиться высокого уровня развития связной речи детей, если наряду с другими условиями, широко применять метод наглядного моделирования. Эффективность метода в том, что он облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, ведет к речевой активности. Он позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия, дает возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление.
Список использованной литературы:
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.;
- Андреева А.Д., канд. психол. наук, старший научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва. «Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях», 2013 г.;
- Дошкольное воспитание №10, 1990 г. стр. 16 – 21;
- Жигалик М.А. Формирование у детей способов наглядного моделирования: учеб-метод пособие / авт.-сост. М.А. Жигалик; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 64 с.;
- Мигунова Е.В. Изучение курса «Теория и методика развития речи детей» на заочном отделении: учеб. пособие; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2009.;
- Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Том 1. – Академия наук СССР, 1959.;
- Пекарский Э.К. словарь якутского языка. Том 2. – Академия наук СССР, 1959.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моделирование как средство развития описательной речи дошкольников»
Развитие описательной речи детей, будет осуществляться более эффективно, если наряду с системой игр, занятий и упражнений в систему обучения и воспитания будет включена работа с наглядными моделями....

«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»
Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....

«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»
Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

Консультация для педагогов "Наглядное моделирование как метод развития связной речи дошкольников"
В консультации раскрыто значение наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

конспект. Тема: «Составление описательных рассказов по схеме» на лексическую тему «Домашние животные»
Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Составление описательных рассказов по схеме»на лексическую тему «Домашние животные»...
Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи дошкольников
Консультация для воспитателей по использованию метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников....