«Моделирование как средство развития описательной речи дошкольников»
консультация по развитию речи на тему
Развитие описательной речи детей, будет осуществляться более эффективно, если наряду с системой игр, занятий и упражнений в систему обучения и воспитания будет включена работа с наглядными моделями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_-_op._rasskazy.ppt | 2.4 МБ |
razdatka.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа, основанная на наглядном моделировании, развивает не только речь ребенка, но и оказывает влияние на общее умственное развитие ребенка.
Дети не могут самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; Дети не могут установить последовательность изложения выявленных признаков; Дети не могут удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания. Основные трудности при составлении описательных рассказов:
Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными.
Требования к моделям и схемам: четко отражать основные свойства и признаки, которые являются объектом познания; быть простой для восприятия и доступной для созданий и действий с ней; ярко и отчетливо передавать те свойства и признаки, которые должны быть освоены с ее помощью; облегчить познания окружающего мира.
принадлежность к родовому понятию; среда обитания или роста (для представителей животного и растительного мира); размер; цвет; форма; строение или составные части; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); способ использования (или какую пользу приносит); субъективная оценка (добрый / плохой, полезный / вредный и др.).
Первый Применение предметной модели (набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа).
Второй Использование более схематичных изображений, имеющих обобщенные значения (предметно-схематическая модель).
Третий Самостоятельное составление схематичных изображений, имеющих обобщенные значения (по предложенным карточкам).
Четвертый Самостоятельное составление (рисование) предметно-схематической модели.
Вывод: Развитие описательной речи детей, будет осуществляться более эффективно, если наряду с системой игр, занятий и упражнений в систему обучения и воспитания будет включена работа с наглядными моделями.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Работа по составлению повествовательных и описательных рассказов имеет свои отличительные особенности,
вытекающие из особенностей жанра.
Повествовательный рассказ | Описательный рассказ |
а) имеет сюжет и фабулу; б) передает события в определенной временной последовательности; в) примерная структура рассказа: начало (экспозиция) — знакомство с героями, обстановкой; завязка — с чего начинается повествование, события, где и когда происходят события рассказа; развитие действия — изложение последовательности событий, эпизодов...; кульминация — момент наивысшего напряжения; окончание — развязка, итог повествования; г) структура плана, вытекающая из структуры рассказа: О ком этот рассказ? Когда происходит действие в рассказе? Где оно происходит? Что делают герои (что с ними происходит?)? Отношение. К происходящим событиям (действиям); д) речь менее эмоциональная, более простая, с преобладанием существительных и глаголов; е) более легкий как для восприятия, так и для составления, чем описательный рассказ. | а) не имеет сюжета и фабулы; б)отсутствие временной последовательности — отношения одновременности; в) примерная структура рассказа; название предмета или явления, описываемого в рассказе; характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние); назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать; какую приносит пользу; отношение к данному предмету или явлению; г) структура плана, вытекающая из структуры рассказа: Кто это или что это? Характерные признаки предмета или явления. Внешний вид (форма, цвет, размер, материал...). Назначение (где используется, какую приносит пользу...). Отношение к описываемому; д) речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий (наречий); е) значительно труднее для составления, чем повествовательный; |
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
Модели и схемы должны соответствовать требованиям: четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; быть простой для восприятия и доступной для созданий и действий с ней; ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью; облегчить познания окружающего мира.
Основой описательного рассказа являются конкретные представления, которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовому понятию; среда обитания или роста (для представителей животного и растительного мира); размер; цвет; форма; строение или составные части; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); способ использования (или какую пользу приносит); субъективная оценка (добрый / плохой, полезный / вредный и др.). По такой модели можно составить описание отдельного предмета, который принадлежит к определенной группе.
При составлении детьми описательных рассказов по опорным схемам рекомендуется обращать особое внимание на полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания; логику описания; связность текста; образность. Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление.
Этапы обучения:
Первый
Применение предметной модели (набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа).
Второй
Использование более схематичных изображений, имеющих обобщенные значения (предметно-схематическая модель).
Третий
Самостоятельное составление схематичных изображений, имеющих обобщенные значения (по предложенным карточкам).
Четвертый
Самостоятельное составление (рисование) предметно-схематической модели.
Некоторые наиболее общие моменты в работе по обучению
связной (монологической) речи
I. Систематические тесно связанные с темой высказывания (сказки, басни, рассказа) речевые тренинги.
1. Обязательные лексические упражнении (подбор признаков и действий к предметам, синонимов и антонимов, родственных слов...), обогащающие активную лексику.
2. Грамматические упражнения, способствующие овладению грамматическим строем языка (формо- и словообразование, восстановление деформированных фраз и грамматических форм слов, составление различных по сложности и типу предложений с разной степенью самостоятельности детей...).
3. Постоянный фонетический контроль, сочетающийся по мере надобности с фонетическими упражнениями, особенно закрепляющими произношение слов сложной звуко-слоговой структуры.
4. Совершенствование диалогической речи (упражнение в ответах на различные по сложности вопросы, использование в ответах разнообразных по типу и сложности предложений, в том числе и сложноподчиненных с придаточными причины, цели, времени).
II. Опора на взаимное влияние и постоянное взаимодействие речевых и познавательных процессов, плановая комплексная работа по одновременному совершенствованию тех и других,
Ш. Обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению:
1. Установление временной и логической связи событий и явлений (беседа).
2. Составление плана (различные виды в зависимости от содержания текста, его сложности и уровня сформированности связной речи).
3. Соотнесение плана с текстом в целом, отдельных пунктов плана со смысловыми частями текста.
4. Запоминание и воспроизведение плана рассказа детьми не только и не столько как средства развития памяти, сколько в качестве эффективного способа структурирования детьми содержания своего собственного связного высказывания и самоконтроля за собственной речью.
IV.Непосредственное обучение рассказыванию (пересказу и составлению рассказов):
- Широкое применение вариативности ответов на поставленные вопросы и особенно составленных детьми (и педагогом) предложений с целью их совершенствования, оттачивания, выбора наиболее удачных, наиболее точных, а также для предупреждения механического запоминания, как профилактика зубрежки.
- Объединение нескольких составленных предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.
- При необходимости использование в качестве зрительной опоры и вспомогательного средства для удержания в памяти плана, контекста, сюжета рассказа (сказки и т.д.) серии сюжетных картинок, предметных картинок, зрительных сигналов, пиктограмм, схем.
- Оказание педагогом помощи детям в построении фраз и целых законченных высказываний, в обогащении фразовой речи вообще и преодолении стереотипности в частности, а именно:
а) на начальном этапе обучения монологической речи широкое использование данного педагогом образца с обязательным последующим анализом, вычленением ключевых моментов, некоторых фраз, несущих важную смысловую нагрузку, отдельных ярких оборотов, выражений, слов с фиксацией внимания на последовательности высказывания, соответствующей последовательности событий, явлений;
б) по мере развития монологической речи происходит вытеснение, замена образца подсказкой логопеда в виде наиболее подходящего к контексту опорного слова или опорных слов, удачной синтаксической конструкции, начала фразы;
в) помощь в конструировании сложных предложений, преобразовании и распространении различными способами простых предложений.
V. Особого внимания заслуживает четкое предварительное планирование занятий, предшествующей подготовительной работы и последующего закрепления, в частности тщательное, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса педагогом с учетом содержания, структуры, жанра пересказываемого или составляемого рассказа, законов и норм литературного языка и, что не менее важно, ожидаемых, предполагаемых, смоделированных логопедом ответов детей на его вопросы.
09.04.2013
Учитель – логопед Е.Ю. Исакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моделирование как средство развития описательной речи у дошкольников с ОНР."
Это консультация для логопедов, воспитателей о том, как использовать образов.технологию моделирования для развития связной речи дошкольников...
Консультация для воспитателей: "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
консультация...
« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»
« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»Дети дошкольного возраста имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связно...
СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...
Моделирование как средство развития связной речи дошкольников
В данной консультации педагоги могут актуализировать свои знания и по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, применив данный метод в работе с воспитанниками....
Метод моделирования как средство развития связной речи дошкольников.
Проектная деятельность в детском саду...
Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...