Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация для воспитателей по использованию метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 163.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи дошкольников.
Воспитатель Нетеса Н. Н.
Одной из главных задач воспитания и обучения дошкольников является обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в будущем. Ни для кого не секрет, что детям, имеющим нарушения речи, сложнее выражать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Для детей младшего дошкольного возраста ( 3-4 лет), характерно интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции. Словарный запас младшего дошкольника включает около 2000 слов, совершенствуется грамматический строй речи - если в 3 года фразы малыша состоят из 3 - 4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Развитию словарного запаса способствует разучивание стихотворений, чтение книг, активное общение с малышом.
Детям младшего дошкольного возраста сложно связно и логично пересказать то, что им прочли взрослые, составить рассказ по картинке Одним из средств развития связной речи у дошкольников является использование метода наглядного моделирования. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - способ развития умственных способностей и творчества в дошкольном возрасте. Метод моделирования применяется у детей на протяжении всего дошкольного возраста, при этом в каждой возрастной группе идет усложнение материала. Предлагаю познакомиться с использованием этого метода в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование наглядных моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации, способствует обогащению словарного запаса. Используют этот метод для обучения составлению рассказов, пересказу художественного произведения, при заучивании стихов. Выделяют три этапа в применении данного метода:
1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2. Составление модели педагогом совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
На первом этапе мы начинаем с введения наглядных моделей в процесс переска сказок. Цель на этом этапе работы - научить детей выделять с помощью заместителей самые главные события, последовательность изложения, абстрагироваться от мелких деталей подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают тем же признаками и свойствам, что и реальные предметы. Можно разыгрывать с помощью заместителя такие сказки, как "Колобок", "Заюшкина избушка", "Волк и козлята", "Репка", "Три медведя". Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты используются разные наглядные модели.
Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Она может представлять собой постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины.
Разыгрывание сказки "Репка".
Модель: вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.
Первый этап: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.
Второй этап: по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке
Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.
После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование.
Двигательное моделирование.
Разыгрывание сказки "Заюшкина избушка".
Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).
На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки
Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.).
При разыгрывании других сказок, сочетаются оба вида моделирования. Например,
разыгрывание сказки Л. Толстого «Три медведя».
Модель: три круга: большой, средний и маленький.
Дети вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети указывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.
При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения, поэтому до начала занятия мы обсуждаем, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Дети могут использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг оранжевого цвета будет обозначать лисичку). Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке "Теремок"), тогда заместителями будут полоски разной длины.
Мы учим детей не просто играть с предметами – заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет им анализировать основные события и связи между ними. В этом случае дети будут делать то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы произвольных действий.
Работу по использованию этого метода продолжается и с детьми в более старшем возрасте. В 5–6 лет в работе с детьми используются временно-пространственные модели (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять, основную последовательность событий сказки.
Вариант модели русской народной сказки «Крошечка – хаврошечка».
Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала нужно обсудить, с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей можно использовать схематические изображения фигурок, цветные круги, палочки разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много и они действительно соответствовали бы основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку.
В 6–7 лет, когда дети научились составлять и использовать при пересказе подобные модели, можно предложить им самостоятельно моделировать сказки и истории. Начинать лучше с небольших историй, которые можно сочинять самостоятельно, можно использовать короткие рассказы, например В. Сутеева. В этом случае воспитатель читает сказку или историю и просит детей составить «подсказку» к ней. Дети самостоятельно придумывают заместителей для персонажей сказки, мысленно делят ее на отдельные существенные эпизоды и рисуют модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Задача – помочь детям проанализировать составленную модель оценить точность деления на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.
Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой – развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста дети начинают самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и полным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-198199-1364396842.jpg)
СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/07/picture-938312-1502125504.jpg)
Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников
Отчет о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.Тема:"Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"Цель: обобщить педагогический опыт по данн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/16/picture-649111-1734370181.jpg)
Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать ...
МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/27/picture-1180520-1572169426.jpg)
Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников
Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/14/picture-1050276-1628942299.jpg)
Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг
laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-717517-1452704159.jpg)
Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников
Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников...