ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕПКИ ПЛАСТИЛИНОМ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТНР
статья по развитию речи

Спиридонова Мари-Энн Алексеевна

 

 

 

В статье описывается логопедическая работа, в которую включена лепка пластилином. Представлены теоретические аспекты пластилинотерапии, а также практические задания, выполняемые на занятиях с детьми.

Ключевые слова: пластилинотерапия, тяжелое нарушение речи, пластилин, учитель-логопед, лепка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

Спиридонова Мари-Энн Алексеевна

учитель-логопед МБДОУ д/с №1 «Звездочка»

г. Якутск, Россия

г. Якутск, ул. Ларионова 14, Губинский округ

+79142285466

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕПКИ ПЛАСТИЛИНОМ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТНР

Аннотация

В статье описывается логопедическая работа, в которую включена лепка пластилином. Представлены теоретические аспекты пластилинотерапии, а также практические задания, выполняемые на занятиях с детьми.

Ключевые слова: пластилинотерапия, тяжелое нарушение речи, пластилин, учитель-логопед, лепка.

Учеными давно выявлена связь между активным движением пальцев и формированием его речевого аппарата. Развитие речи и движений рук, пальцев идут параллельно друг с другом. В случае если двигательная активность руки не развивается в соответствии с нормой, то и речевая активность ребенка задерживается. При этом общая физическая активность может быть в норме. Поэтому, если у ребенка нарушена речь, при обследовании стоит обратить внимание на развитие крупной и мелкой моторик по отдельности.

Одним из самых лучших способов развить подвижность рук и пальцев считается лепка из пластилина. Пластилин имеет способности тянуться, смешиваться друг с другом, приобретать разные формы. Он очень интересный и самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Лепка из пластилина благоприятно влияет на развитие пространственной мышления, когнитивности взглядов, памяти и мышления, формирует ощущения цвета, формы предметов, создает опыт тактического восприятия уровня «мягкая-твердая», «теплая-холодная», «мокрая-сухая». Ребёнок, манипулируя пластилином, формирует различные элементы, соединяя их и изменяя их форму. Этот процесс способствует развитию мелкой моторики рук, что сказывается на улучшении речевых навыков, координации движений, памяти и логического мышления. Во время занятия малыш сосредотачивается на конкретной задаче, что помогает ему развивать терпение и усидчивость. Воссоздавая окружающий мир, он учится проявлять больше терпимости к взрослым, сверстникам, животным и природе, а также формирует навыки для построения успешных социальных связей и активного общения. Когда ребёнок использует обе руки для создания шариков или колбасок, у него активируются оба полушария мозга, что укрепляет связи между ними и способствует улучшению внимания и саморегуляции. Лепка обладает успокаивающим эффектом, что может помочь нормализовать сон и снизить уровень активности, а также уменьшить раздражительность и возбудимость.

Занятия лепкой вызывают широкий спектр ощущений: от тактильных до эмоциональных, таких как радость, интерес и огорчение. Эти эмоции имеют важное значение для эстетического воспитания и формирования чувства прекрасного у детей. Психологи также используют лепку как метод арт-терапии, особенно полезный для детей с речевыми нарушениями.

Логопедическая работа является основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи.

Логопедические занятия были разделены на три основных аспекта, на которые я опиралась во время проведения занятий:

  1. Развитие звуковой стороны речи, включающие в себя постановку отсутствующих или искаженных звуков, формирование фонематического слуха.
  2. Развитие лексики и грамматики, включающие в себя понимание речи, формирование словаря, грамматически правильной речи, развитие связной речи.
  3. Развитие слоговой структуры речи, включающие в себя закрепление навыков четкого воспроизведения 3-4сложных слов различной звуконаполняемости, простых предложений. Надо учесть, что развитие слоговой структуры речи идет как индивидуальное занятие, так и включается в этапы занятий по постановке звука и развитию лексики и грамматики.

Упражнения на уровне звука, звукоподражаний.

Перечисляю упражнения с лепкой в работе с неговорящими детьми:

  1. Лепим «Гласные звуки и их артикуляция».

Лепим гласные звуки (а,о,у,и,э,ы,ю,я,е), их артикуляции (а- большой круг, 0- средний круг, у- длинную трубочку, и- трубочку в виде «улыбки», э- овал, ы- прямоугольник, ю- произносим. Сначала по отдельности, потом соединяем.

  1. Лепим «Пластилиновых змей». Проходим по ним

пальчиками и на длинном выдохе проговариваем гласные звуки. Змеи разные: одноцветные – типа «ааааа», двухцветные – типа «ааааааууууу», трехцветные – типа «ааааауууууиииии».

  1. Путем смазывания проговариваем слоги. Заранее готовим

маленькие кружочки, смазываем кружочки в «лучики солнца», «капают дожди» из облака, делаем «реснички» для глаз, «иголки» для ежика и т.д.

  1. Лепим животных: корову, собаку, кошку. Во время лепки

учим части тела. Учимся различать, звукоподражать «муу», «гав», «мяу».

  1. Лепим «стрелку». Стрелка на себя- говорим «я», стрелка на

другого «ты».

  1. Лепим «фрукты». Учимся говорить «на», «дай».
  2. Лепим буквы. Учимся различать букву от звука.
  3. Лепим «Изображение звука». Используем при постановке

звука, при дифференциации звуков.

  1. Упражнение «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на

пластилиновом кубике».

Пластилин является хорошим материалом и при постановке звука, так как развивает кинетические ощущения органов артикуляционного аппарата. При знакомстве с артикулемой звука я предлагаю ребенку слепить из пластилина губы и язычок, потом на примере данных фигур показываю, как должны выглядеть они при произнесении какого-либо звука. Ребенок моделирует пластилиновый язычок и губы, пытаясь одновременно положить органы артикуляционного аппарата в том положении как на модели.

На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.

1. Форма языка:

2. Положение языка:

3. Динамика языка:

Такой подход к различению звуков кажется более продуктивным, поскольку дети не просто различают слышимые звуки, но и укрепляют слуховое восприятие с помощью визуальных образов. Они видят эти звуки в виде интегрированного изображения на тарелочке (например, слова с шипящими звуками). Визуальные образы дополняются тактильными ощущениями: дети не только наблюдают интеграторы звука «С» и звука «Ш», но и создают их сами, работая с пластилином. Следовательно, в процессе дифференциации активно участвуют три системы восприятия: зрительная, слуховая и тактильная.

Упражнения на уровне слога:

Нарушение слоговой структуры речи встречается в большинстве случаев у детей с общим недоразвитием речи. Далее перечислены упражнения и игры, с которыми знакомы все логопеды. Название и ход данных упражнений остались такими, какими они были раньше, просто в моем случае я изменила дидактические материалы на пластилин.

  1. Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: слепить из пластилина небольшой кубик с точками.

Ход упражнения:

Ребёнок хлопает в ладоши столько раз, сколько точек выпало на пластилиновом кубике.

2. Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: пластилиновые фишки, длинные и короткие змейки из пластилина, картинки.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт пластилиновую фишку на длинную или короткую змейку.

Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной змейке и к короткой.

3. Упражнение «Произнеси правильно». Произносить цепочку слогов с одновременным построением башенки из пластилиновых кубиков, перекладыванием бусинок из пластилина.

Упражнения на уровне слова:

  1. Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: пластилиновые шарики.

Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает шарики. Сравнить слова: где шариков больше, то и слово длиннее.

Также были придуманы новые упражнения, которыми я активно пользуюсь на занятиях.

  1. Игра «Сосчитай слоги»

Материал: пластилиновые шарики, лист бумаги.

Ход: сколько в слове слогов, столько и ставим шариков в бумагу. Произносим каждый слог в отдельности, и, давя на шарик, смазываем его по листу по направлению вниз. На ударном слоге делаем акцент – смазываем его по листу длиннее всех остальных.

Упражнение на уровне предложений:

На формате бумаги А5 делаем 3-5 столбов из пластилина, каждая колонна состоит из 6-8 пластилиновых шариков. Каждая колонна (сверху вниз) – это отдельное слово целого предложения, а каждый шарик в колонне – это отдельный слог одного слова. Поочередности называя слово предложения, мы делим его на слоги, дотрагиваясь пальчиком до каждого шарика.

Таким образом, лепка пластилином в логопедической работе способствует становлению речи, развивает мелкую моторику рук, совершенствует мелкие движения пальцев, повышает работоспособность коры головного мозга; стимулирует развитие внимания, воображения, фантазии. Дети овладевают умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета, умение использовать разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы: придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединение частей; развивается творческое воображение и целостное восприятие, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия.

Список использованной литературы

1. Бондарева Галина. Консультация для родителей «Влияние лепки на развитие ребенка» /

2. Голубева Г.Г. Коррекция фонетической стороны речи у дошкольников: метод. пособие/ Г.Г. Голубева- СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.

3. Лыкова И.Ф. Я леплю из пластилина / И.Ф. Лыкова. -М.: Мир книги, 2009.

4. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении / Е.В. Новикова. -М.: ГНОМ и Д., 2006.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем /В.В. Цвынтарный. СПб.: Лань, 1999.

6. Шорох-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств: сб. упражнений/ М.К.Шорох-Троцкая.-М.: Сфера,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песка в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он об...

Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР

У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к снижению памяти,...

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда, в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации

В современных   условиях мы  ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и ...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Семинар-практикум Тема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»

Семинар-практикумТема: «Использование   биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми  имеющими тяжелые нарушения речи»...