ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕПКИ ПЛАСТИЛИНОМ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТНР
статья по развитию речи
В статье описывается логопедическая работа, в которую включена лепка пластилином. Представлены теоретические аспекты пластилинотерапии, а также практические задания, выполняемые на занятиях с детьми.
Ключевые слова: пластилинотерапия, тяжелое нарушение речи, пластилин, учитель-логопед, лепка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Спиридонова Мари-Энн Алексеевна
учитель-логопед МБДОУ д/с №1 «Звездочка»
г. Якутск, Россия
г. Якутск, ул. Ларионова 14, Губинский округ
+79142285466
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕПКИ ПЛАСТИЛИНОМ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТНР
Аннотация
В статье описывается логопедическая работа, в которую включена лепка пластилином. Представлены теоретические аспекты пластилинотерапии, а также практические задания, выполняемые на занятиях с детьми.
Ключевые слова: пластилинотерапия, тяжелое нарушение речи, пластилин, учитель-логопед, лепка.
Учеными давно выявлена связь между активным движением пальцев и формированием его речевого аппарата. Развитие речи и движений рук, пальцев идут параллельно друг с другом. В случае если двигательная активность руки не развивается в соответствии с нормой, то и речевая активность ребенка задерживается. При этом общая физическая активность может быть в норме. Поэтому, если у ребенка нарушена речь, при обследовании стоит обратить внимание на развитие крупной и мелкой моторик по отдельности.
Одним из самых лучших способов развить подвижность рук и пальцев считается лепка из пластилина. Пластилин имеет способности тянуться, смешиваться друг с другом, приобретать разные формы. Он очень интересный и самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Лепка из пластилина благоприятно влияет на развитие пространственной мышления, когнитивности взглядов, памяти и мышления, формирует ощущения цвета, формы предметов, создает опыт тактического восприятия уровня «мягкая-твердая», «теплая-холодная», «мокрая-сухая». Ребёнок, манипулируя пластилином, формирует различные элементы, соединяя их и изменяя их форму. Этот процесс способствует развитию мелкой моторики рук, что сказывается на улучшении речевых навыков, координации движений, памяти и логического мышления. Во время занятия малыш сосредотачивается на конкретной задаче, что помогает ему развивать терпение и усидчивость. Воссоздавая окружающий мир, он учится проявлять больше терпимости к взрослым, сверстникам, животным и природе, а также формирует навыки для построения успешных социальных связей и активного общения. Когда ребёнок использует обе руки для создания шариков или колбасок, у него активируются оба полушария мозга, что укрепляет связи между ними и способствует улучшению внимания и саморегуляции. Лепка обладает успокаивающим эффектом, что может помочь нормализовать сон и снизить уровень активности, а также уменьшить раздражительность и возбудимость.
Занятия лепкой вызывают широкий спектр ощущений: от тактильных до эмоциональных, таких как радость, интерес и огорчение. Эти эмоции имеют важное значение для эстетического воспитания и формирования чувства прекрасного у детей. Психологи также используют лепку как метод арт-терапии, особенно полезный для детей с речевыми нарушениями.
Логопедическая работа является основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи.
Логопедические занятия были разделены на три основных аспекта, на которые я опиралась во время проведения занятий:
- Развитие звуковой стороны речи, включающие в себя постановку отсутствующих или искаженных звуков, формирование фонематического слуха.
- Развитие лексики и грамматики, включающие в себя понимание речи, формирование словаря, грамматически правильной речи, развитие связной речи.
- Развитие слоговой структуры речи, включающие в себя закрепление навыков четкого воспроизведения 3-4сложных слов различной звуконаполняемости, простых предложений. Надо учесть, что развитие слоговой структуры речи идет как индивидуальное занятие, так и включается в этапы занятий по постановке звука и развитию лексики и грамматики.
Упражнения на уровне звука, звукоподражаний.
Перечисляю упражнения с лепкой в работе с неговорящими детьми:
- Лепим «Гласные звуки и их артикуляция».
Лепим гласные звуки (а,о,у,и,э,ы,ю,я,е), их артикуляции (а- большой круг, 0- средний круг, у- длинную трубочку, и- трубочку в виде «улыбки», э- овал, ы- прямоугольник, ю- произносим. Сначала по отдельности, потом соединяем.
- Лепим «Пластилиновых змей». Проходим по ним
пальчиками и на длинном выдохе проговариваем гласные звуки. Змеи разные: одноцветные – типа «ааааа», двухцветные – типа «ааааааууууу», трехцветные – типа «ааааауууууиииии».
- Путем смазывания проговариваем слоги. Заранее готовим
маленькие кружочки, смазываем кружочки в «лучики солнца», «капают дожди» из облака, делаем «реснички» для глаз, «иголки» для ежика и т.д.
- Лепим животных: корову, собаку, кошку. Во время лепки
учим части тела. Учимся различать, звукоподражать «муу», «гав», «мяу».
- Лепим «стрелку». Стрелка на себя- говорим «я», стрелка на
другого «ты».
- Лепим «фрукты». Учимся говорить «на», «дай».
- Лепим буквы. Учимся различать букву от звука.
- Лепим «Изображение звука». Используем при постановке
звука, при дифференциации звуков.
- Упражнение «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на
пластилиновом кубике».
Пластилин является хорошим материалом и при постановке звука, так как развивает кинетические ощущения органов артикуляционного аппарата. При знакомстве с артикулемой звука я предлагаю ребенку слепить из пластилина губы и язычок, потом на примере данных фигур показываю, как должны выглядеть они при произнесении какого-либо звука. Ребенок моделирует пластилиновый язычок и губы, пытаясь одновременно положить органы артикуляционного аппарата в том положении как на модели.
На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.
1. Форма языка:
- «горка» или «чашечка»;
- узкий язычок – «иголочка» или широкий язычок - «лопатка».
2. Положение языка:
- вверх, вниз.
3. Динамика языка:
- как формируются боковые края язычка;
- как углубляется средняя часть спинки язычка или выгибается «горкой»;
- как формируется узкий и широкий язычок;
- как язычок упирается, отталкивается.
Такой подход к различению звуков кажется более продуктивным, поскольку дети не просто различают слышимые звуки, но и укрепляют слуховое восприятие с помощью визуальных образов. Они видят эти звуки в виде интегрированного изображения на тарелочке (например, слова с шипящими звуками). Визуальные образы дополняются тактильными ощущениями: дети не только наблюдают интеграторы звука «С» и звука «Ш», но и создают их сами, работая с пластилином. Следовательно, в процессе дифференциации активно участвуют три системы восприятия: зрительная, слуховая и тактильная.
Упражнения на уровне слога:
Нарушение слоговой структуры речи встречается в большинстве случаев у детей с общим недоразвитием речи. Далее перечислены упражнения и игры, с которыми знакомы все логопеды. Название и ход данных упражнений остались такими, какими они были раньше, просто в моем случае я изменила дидактические материалы на пластилин.
- Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: слепить из пластилина небольшой кубик с точками.
Ход упражнения:
Ребёнок хлопает в ладоши столько раз, сколько точек выпало на пластилиновом кубике.
2. Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: пластилиновые фишки, длинные и короткие змейки из пластилина, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт пластилиновую фишку на длинную или короткую змейку.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной змейке и к короткой.
3. Упражнение «Произнеси правильно». Произносить цепочку слогов с одновременным построением башенки из пластилиновых кубиков, перекладыванием бусинок из пластилина.
Упражнения на уровне слова:
- Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пластилиновые шарики.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает шарики. Сравнить слова: где шариков больше, то и слово длиннее.
Также были придуманы новые упражнения, которыми я активно пользуюсь на занятиях.
- Игра «Сосчитай слоги»
Материал: пластилиновые шарики, лист бумаги.
Ход: сколько в слове слогов, столько и ставим шариков в бумагу. Произносим каждый слог в отдельности, и, давя на шарик, смазываем его по листу по направлению вниз. На ударном слоге делаем акцент – смазываем его по листу длиннее всех остальных.
Упражнение на уровне предложений:
На формате бумаги А5 делаем 3-5 столбов из пластилина, каждая колонна состоит из 6-8 пластилиновых шариков. Каждая колонна (сверху вниз) – это отдельное слово целого предложения, а каждый шарик в колонне – это отдельный слог одного слова. Поочередности называя слово предложения, мы делим его на слоги, дотрагиваясь пальчиком до каждого шарика.
Таким образом, лепка пластилином в логопедической работе способствует становлению речи, развивает мелкую моторику рук, совершенствует мелкие движения пальцев, повышает работоспособность коры головного мозга; стимулирует развитие внимания, воображения, фантазии. Дети овладевают умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета, умение использовать разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы: придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединение частей; развивается творческое воображение и целостное восприятие, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия.
Список использованной литературы
1. Бондарева Галина. Консультация для родителей «Влияние лепки на развитие ребенка» /
2. Голубева Г.Г. Коррекция фонетической стороны речи у дошкольников: метод. пособие/ Г.Г. Голубева- СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.
3. Лыкова И.Ф. Я леплю из пластилина / И.Ф. Лыкова. -М.: Мир книги, 2009.
4. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении / Е.В. Новикова. -М.: ГНОМ и Д., 2006.
5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем /В.В. Цвынтарный. СПб.: Лань, 1999.
6. Шорох-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств: сб. упражнений/ М.К.Шорох-Троцкая.-М.: Сфера,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песка в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он об...

Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР
У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к снижению памяти,...

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.
Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда, в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации
В современных условиях мы ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и ...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время существует множество традиционного практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, применение которых способст...

Семинар-практикум Тема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»
Семинар-практикумТема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»...