Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему
У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к снижению памяти, внимания, восприятия, познавательных процессов. Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКОВ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОНР
Развитие речи является сложным многоплановым процессом, тесно связанным с развитием и становлением психических процессов человека.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка. Эта проблема находится в центре многих современных исследований. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, 1983; А.Р. Лурия, 1956 и др.
Основной функцией слова является его обозначающая роль, предметная соотнесенность. Слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций. Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения.
Общее недоразвитие речи у младших школьников является очень распространенным нарушением, оно имеет стойкий характер и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с речевой патологией. По признанию многих специалистов (Н. С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексическими и грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексики и грамматической стороны речи.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой и смысловой стороны речи. Для общего недоразвития речи характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к снижению памяти, внимания, восприятия, познавательных процессов. Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе. При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) учитель – логопед должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в коррекционный процесс его родителей.
На мой взгляд, внедрение новых подходов к развитию школьников с ОНР должно способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Поэтому в своей работе с такими детьми использую, как традиционные, так и современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с их родителями.
В связи с внедрением ФГОС школьного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное методическое пособие – лэпбук.
Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. Он разработан в связи с тем, что у детей с ОНР отмечаются нарушения развития лексико-грамматической стороны речи, которые характеризуются наличием аграмматизмов, отмечаются трудности в словообразовании и словоизменении, лексические замены. Восприятие и понимание новых речевых категорий детьми с ОНР требует огромных усилий и это связано с их психофизиологическими особенностями.
Чтобы добиться устойчивости результатов по лексико-грамматическому развитию речи детей с ОНР необходимо обеспечить стимулирование различных каналов получения информации из окружающей среды (визуальных, аудиальных, кинестетических), интерактивность взаимодействия в ходе совместной коррекционной деятельности и лэпбук как методическое пособие поностью соответствует ранее указанным критериям.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Лэпбук – можно рассматривать как: форму совместной деятельности участников образовательного процесса (детей, родителей, педагога), часть предметно-развивающей среды, продукт коллективного творчества. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Согласитесь, что позитивный опыт лучше запоминается и хочется его еще раз повторить.
Лэпбук – сравнительно новое явление, это книжка -раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – это хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Цель использования лэпбука - повысить уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи через создание и использование лэпбука.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• определить особенности создания и использования лэпбуков в коррекционно-развивающем процессе с детьми школьного возраста с ОНР;
• создать лэпбук совместно родителями и детьми по каждой лексической теме;
• системно использовать созданные лэпбуки в коррекционно развивающей работе по развитию лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР;
• провести количественный и качественный анализ результатов по развитию лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР.
Методологическую основу составляют исследования Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Н.С. Жуковой, О.С. Грибовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой, К.В. Комаровым, С.Н. Цейтлин, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко и др.
Программно-методической обеспечение использования лэпбука как методического пособия включает содержание коррекционной программы «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).
Построение системы логопедической работы с использованием создания лэпбука для развития лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР опиралось на следующие принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»)
2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей воспитанников).
5. Принцип совместной деятельности. Вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексико-грамматического строя речи. Проект предусматривает «интерактивное взаимодействие» всех участников коррекционно-развивающего процесса, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексико-грамматического строя речи.
Это выражается в том, что родители вместе со своими детьми ищут необходимый материал по определенной теме, будь то загадки или вырезанные из журнала картинки. Ребенок должен принимать активное участие в подборе материала, а не оставаться в стороне. В ходе совместного поиска одновременно происходит общение родителей с ребенком.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Работа по развитию лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР включала в себя:
-беседы по лексической теме недели;
- дидактические игры и упражнения;
- чтение художественной литературы;
- показ презентаций; - практические задания;
- отгадывание загадок;
- составление рассказа-описания, составление рассказа по сюжетной картине;
- речевые пятиминутки;
- викторины.
Эффективность работы по развитию лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР зависит от всех участников коррекционно-развивающего процесса, в связи с этим необходимо привлечь родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность по данному направлению. Для решения поставленных задач я использую следующие формы работы с родителями:
• родительские собрания;
• индивидуальные беседы;
• консультации;
• совместные презентации детей и родителей;
• открытые мероприятия;
• выставки совместной деятельности педагогов и детей.
Мониторинг достижений планируемых результатов проекта является важным условием успешного усвоения материала. Для этого проводится контрольно-аналитическая работа, которая направлена на выявление уровня эффективности логопедического воздействия (декабрь, май).
Использование лэпбука в логопедической работе со школьниками с ОНР как самостоятельное методическое пособие может быть применено в любых общеобразовательных учреждениях, так как затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей с ОНР и позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.
В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии и исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться. Задача учителя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Список литературы
- Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи.- М., 1997.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб:, 2004.
- Грибова О.С, Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР.- М.,1992.
- А.Н. Гвоздева Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
- Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.- М., 2000.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.- СПб.,2001.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб., 1999.
- Максаков А.И., Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи.- М., 2005.
- Максаков В.А.Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.,2005.
- Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. - М., 1993.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.- М.,1980.
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.- М., 2003.
- Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми- М., 2005.
- Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Совершенствование связной речи. - М., 1994.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование лэпбука в работе учителя-логопеда"
"Использование лэпбука в работе учителя-логопеда" Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, ок...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...
Использование песка в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он об...
Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов 2020 год. "Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС"
Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС...
Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"
Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"...
Презентация по теме "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда" (выдержки). Шипелочка
Использование лэпбука в работе учителя-логопеда. Шипелочка. Работаем со звуком "ш"...
«Использование лэпбука в работе учителя – логопеда»
В настоящее время растет поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Кроме того, ув...