Из опыта работы: "Роль мнемотехники в развитии познавательных процессов"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Темирбаева Наталья Валерьевна

Материал будет интересен воспитателям

Скачать:


Предварительный просмотр:

1629248_1 - копия - копия - копия (5) - копия - копия

Тема: Роль мнемотехники в развитии познавательных процессов дошкольников.

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личности ребёнка. Именно поэтому, эффективность программ и технологий, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, в первую очередь, зависит от квалификации педагогов, работающих с детьми. Внедрение в систему дошкольного образования развивающих педагогических технологий даёт возможность всем участникам педагогического процесса – родителям, воспитателям  не только получить новые знания, но и успешно применить их для всестороннего развития детей с учетом их индивидуальных способностей.

Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составляющая его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни, само по себе является сложным процессом, включающим в себя формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, владение речью.

Широкую возможность для развития познавательных интересов, в свою очередь, открывают игры, развивающие основные психические процессы:   память, внимание, мышление, воображение.

Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника.

       Технология мнемотехники выступает в качестве деятельности воспитателя, направленной на создание условий, соответствующих естественному развитию каждого ребёнка в образовательной среде.

 

             Мнемотехника – это система приемов для тренировки всех видов памяти. А так как память – это сложная функция мозга, состоящая их восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, то параллельно развиваются и такие психические процессы, как внимание, мышление, речь, воображение.

Мнемотехника представляет собой игровой тренинг, а так как игра является основным видом деятельности дошкольника, эта технология позволяет в интересной и доступной форме развивать интеллект ребёнка.

         Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза: «Каждый Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.

Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

       Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Обучая детей приемам мнемотехники, прежде всего, определяю цель и задачи.

Цель: разностороннее  развитие дошкольников посредством использования мнемотехники в образовательном процессе, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

-развитие познавательной активности;

-развитие основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления;

-развитие зрительной и слуховой памяти;

-развитие ассоциативного мышления, воображения;

--развитие связной речи;

-развитие мелкой моторики.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 

А так как память – это сложная функция мозга, состоящая из восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, то параллельно развиваются и такие психические процессы, как внимание, мышление, речь, воображение.

Мнемотехника представляет собой игровой тренинг, а так как игра является основным видом деятельности дошкольника, эта технология позволяет в интересной и доступной форме развивать интеллект ребёнка. Основными элементами мнемотехники являются:

Мнемоквадрат, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Одним из основных дидактических материалов   в работе с детьми по технологии мнемотехники является Мнемотаблица. Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Мнемотаблица представляет собой карточку 3 х 3 клетки (младшей дошкольный возраст) или 4 х 4 клетки, в которых изображены предметы, животные, геометрические фигуры и др.

Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия.  Например: картинка на шкафчике -это мнемоквадрат. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх придумывании загадок, либо заключаются в  мнемотаблицу. 

Примеры игр с использованием мнемоквадратов:

Игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Содержание:                           

 Воспитатель  просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря

Содержание:

 Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например:  рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

 После усвоения простых карточек усложняем задание, предлагая ребёнку готовую  мнемодорожку, — квадрат из 3-4 картинок.

   Мнемодорожка также несет развивающую информацию, но в небольшом количестве (несколько изображений, расположенных в ряд). Работая с мнемодорожкой, целесообразно примерять приемы наложения и приложения, избегая, на первых порах,  создания графических изображений.

В средней группе стала работать с мнемотаблицами. Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.

Графическая зарисовка

Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветное изображение, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка серая, ёлочка зелёная и т.д..  старшие- чёрно-белое. (Например: осень - жёлтая или оранжевая буква «О», зима –синяя или голубая буква «З», весна- зелёная «В», лето -красная «Л»). Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей.

Рекомендуется следующие размеры таблиц : для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших 9-16 клеток. Изображения должны быть  хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый образ предмета.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

       Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы), а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы (старшая, подготовительная группы). 

 Овладение этими приемами мнемотехники помогает детям в дальнейшем запоминать длинные цепочки слов, фраз, стихов, текста. Наглядный образ слова, созданный ребенком на бумаге самостоятельно, отображается в его памяти. Поэтому процесс запоминания проходит легче, быстрее, становится более устойчивым.

Использование технологии мнемотехники в образовательной среде дошкольного учреждения даёт возможность, наряду с развитием внимания, памяти, мышления, творческого воображения и речи, повышать общий интеллектуальный уровень каждого ребёнка, создаёт предпосылки к самообучению, закладывает навыки совершенного восприятия и запоминания. Позволяет детям усваивать новый материал без чрезмерного умственного и нервного напряжения.

Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, заучивать стихотворения, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения, и способствует развитию основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительная и слуховая память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Диагностика

Результаты диагностики познавательной активности детей на  на начальном этапе.

 Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень — не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень — большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий её выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень — проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Количественные и качественные результаты: - 2 детей (11%) имеют высокий уровень познавательной активности; - 9 детей (47%) средний уровень развития познавательной активности; - у 8 детей познавательная активность находится на низком уровне (42 %) Круговая диаграмма №1

После проеденной работы с целью определения её эффективности был проведён контрольный эксперимент с использованием того же диагностического материала, что и на констатирующем этапе. Материалы диагностического  исследования занесены в круговой диаграмме № 2.

6 детей (31%) имеют высокий уровень познавательной активности; - 9 детей (47%) средний уровень развития познавательной активности; - у 4 детей познавательная активность находится на низком уровне (21 %)

Сопоставление первичных и итоговых результатов опытно-экспериментальной работы позволяет сделать вывод том, что фиксируется позитивная динамика формирования познавательных интересов дошкольников, что было обусловлено отбором форм, средств и методов работы с ними; реализацией комплекса мероприятий, способствующих формированию данного феномена. Детям стало легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"

Представляю свой опыт работы на тему: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"В моей работе описывается актуальность, идеи, цели и задачи.А так же ре...

Из опыта работы: "Роль пальчиковых игр в развитии коммуникативных навыков и мелкой моторики у младших дошкольников"

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Тогда он уже ...

Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

Отчет(Из опыта работы) "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста"

Как театральная деятельность может помочь  повысить уровень речи детей....

"Опыты и эксперименты-как средство развития познавательных процессов"

Этот материал могут использовать воспитатели в старших группах...

Статья из опыта работы "Роль игрушки Матрешка в развитии детей дошкольного возраста"

Использование народной игрушки в воспитании и развитии, помогает детям накопить социальный опыт способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Воспитанники становятся более ракрепощенны...