Из опыта работы: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"
материал по математике (старшая группа) по теме
Представляю свой опыт работы на тему: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"
В моей работе описывается актуальность, идеи, цели и задачи.
А так же результаты диагностики
Итоги проделаной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_0.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети могут делать то, что они хотят.
А вот захотеть они должны то,
что хочет взрослый.
Ж.Ж.Руссо
Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме:
«Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Идея опыта: Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений.
Цель: Формирование интеллектуальных способностей дошкольника по средствам развития логического мышления.
Задачи:
- Создавать условия для полноценного развития детей.
- Способствовать росту зоны ближайшего развития, повышение зоны актуального развития детей дошкольного возраста.
- Внедрять в воспитательно-образовательный процесс новые
формы развития дошкольников.
Я.А. Коменский рассматривает игру как необходимую для ребёнка форму деятельности.
А.С.Макаренко обращал внимание родителей на то, что “воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего ребёнка, гражданина”
Проблема формирования логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности на протяжении трёх лет.
Для решения проблемы я прежде всего создала в группе соответствующею развивающею среду, центр «Занимательной математики», куда вошли разнообразные дидактические игры, математические развлечения. Работая над опытом формирования логического мышления у старших дошкольников я предположила, что использование дидактических игр при развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса. Для этого я провела исследование в игровой форме, целью которого было:
1.Изучение эффективности развития мышления дошкольников с использованием дидактических игр, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности.
2.Определить педагогическую эффективность дидактических игр, как одной из форм развития логического мышления в дошкольном возрасте
Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. У детей слабо развито представление о множестве,(сравнение, классификация, абстрагирование) Дети недостаточно владеют знаниями: алгоритма кодирования и декодирования информации, кодирования со знаком отрицания.
Поэтому мною были проведены контрольные срезы. На основании этих контрольных срезов я провела диагностику детей.
Результаты диагностики показали: с высоким уровнем - % детей, со средним уровнем - % детей, с низким уровнем - % детей.
Работая по программе «Детство» В.И, Логиновой и Т. И. Бабаевой я определила цели и задачи своей работы.
Цель: развитие познавательных и логических способностей детей (личностное развитие).
Задачи, которые я поставила перед собой:
1. Обучение детей операциям: анализа - синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.
2. Развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.
Наблюдая за игровой деятельностью детей я отметила, что наибольший интерес для детей составляют дидактические игры именно на развитие логики. Поэтому я решила провести работу по обогащению содержания настольных , творческих и дидактических игр. Я составила перспективный план, который определяет следующие формы работы по решению основных задач:
-организация предметно развивающей среды
-организация работы на непосредственно образовательной
деятельности
-организация совместной и самостоятельной деятельности
Организация работы на непосредственно образовательной деятельности , я предпочла перспективное планирование.
На непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию внесла Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Танграм», счетные палочки и другие развивающие игры
В ходе непосредственно образовательной деятельности использую следующие игровые приемы:
1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.
3. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому мною материалу, создание эмоционального фона занятия.
4. Метод предварительной ошибки - так же эффективен, особенно при закреплении материала.
• Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).
• Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).
• Индивидуальная работа.
Считаю целесообразным детей с низким уровнем с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общей непосредственно образовательной деятельности и способствует, как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.
• Предлагаемые мною игры предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.
.
Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю план - схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности Здесь я определила следующие пункты:
• Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в
самостоятельную;
• Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
• Учитывание временных рамок.
Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще - по группам (3-5человек) и в парах. Используется состязательный характер игр.
В группе организована работа с родителями по развитию интеллектуальной культуры детей. Провожу анкетирование родителей с целью осведомлённости по теме: «Логическое мышление в развитии интеллектуальной культуры детей». Организован информационный стенд для родителей «Занимательная математика», система адресных консультаций, картотека игр «Поиграем дома», оказывается методическая помощь в их проведении.
Ежеквартально проводятся дни открытых дверей «Приходите в гости к нам», совместные праздники «Весёлые встречи».
Родители привлекаются к изготовлению дидактических материалов и атрибутов к играм.
Результативность опыта
Проанализировав результаты своей работы, я провела диагностику на конец учебного года и пришла к выводу, что моя деятельность даёт положительные результаты.
Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирования логико-математического мышления.
Результаты диагностики показали динамику роста развития детей. %%%%%%%%%%
Пожалуй, еще сложно судить об изменении уровня психического развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Однако, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:
а) Все дети знакомы с приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации.
б) Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.
Результаты диагностики показывают , что за время работы мой опыт способствовал повышению уровня математического развития детей.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие.
В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей». ...
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления и творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ - технологий.
Представленный материал показывает нужность и важность использования в современном образовании новых технологий, в данном случае ТРИЗ - технологий, для развития творческой личности ребенка, способной ...
Педагогический опыт «Развитие логического мышления и математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры»
Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развити...
Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"
Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ, методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....
Развитие логического мышления как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста
Развитие мыслительной активности у детей идет через доказательства, рассуждений, поиска решений и умственного напряжения...
«Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей дошкольного возраста»
Важнейшим навыком является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – ре...
Представление опыта по теме: «Игры «Да – нет», как средство формирования навыков логического мышления, внимания, памяти, воображения у детей дошкольного возраста».
Формирование мыслительных процессов дошкольника - одна из важнейших задач дошкольного образования. От владения процессами мышления, умение усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зав...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить ...