Статья из опыта работы "Роль игрушки Матрешка в развитии детей дошкольного возраста"
статья (младшая группа)

Яборева Наталья Владимировна

Использование народной игрушки в воспитании и развитии, помогает детям накопить социальный опыт способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Воспитанники становятся более ракрепощенными, любознательными, доброжелательными, у них развивается чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность и это все необходимо для того, чтобы дети научились жить в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы воспитателя МАДОУ №3 «Журавушка»

Яборевой Натальи Владимировны.

Я - матрешка!

Я – кругляшка!

Улыбаюсь я всегда,

И ребята мне – друзья!

Деревянной родилась

И на славу удалась!

Щечки пухленькие,

Сама кругленькая,

А на голове платок,

Словно солнечный цветок!

К. Липатова

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей я отвожу народной игрушке, которая интересна детям, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.

Речь поведем сегодня о русской народной игрушке – матрешке.

 Матрёшка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша.

 Матрена, Матреша, Матрешечка такое русское имя дали  деревянной фигурке, девушки  в сарафане  с платочком на голове, которая невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.

Почему так любят эту игрушку дети? Потому что она особенная. Разбирается матрешка на две части. Снимешь верхнюю и увидишь – внутри ещё матрешку. Такая же матрёшка, только поменьше, и тоже раскрывается. Раскроешь – и увидишь такую же матрёшку, только ещё меньше, и она раскрывается.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую игрушку «матрешку», как игровой яркий образ в дидактических играх, как средство развития у детей знаний о своей семье, о родном крае, о культуре народа, его истории, традициях.

Матрешку использую в ролевых играх и театральной деятельности. Для того чтобы было интересней и познавательней использую художественное слово: сказки, потешки, загадки, песенки и частушки о матрешке.

Сказка «Матрешки»

Жила на свете Матрешка, да ни одна, а целых семь. Все они были кругленькие, друг на дружку похожие, мал, мала меньше. Сделаны из стройной березы, просушенные на ласковом, теплом солнышке, расписаны заботливыми руками мастеров. И имена у них были красивые, как на подбор: Маша, Маняша, Глаша, Таша, Стеша, Наташа и самая маленькая Нюрочка. Жили, не грустили, всегда вместе неразлучные сестренки. Порой встанут в хоровод, ручки друг другу протянут и запоют:

Мы веселые матрешки

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пестрых

Ладушки, ладушки!

Мы похожи словно сестры

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наша щечки

Ладушки, ладушки!

Весело вокруг становится, все радуются и в хоровод с матрешками становятся. Так бы и жили матрешки, не тужили, если бы не приключилась с ними такая история. Однажды старшая матрешка Маша сказала: «Надоело мне с вами вместе хороводы водить, нянчиться, гулять, слезы вытирать. Хочу быть сама себе хозяйкой». Как ни старались сестренки – матрешки уговорить ее остаться, ничего не вышло. Так и ушла Маша, помахав на прощанье красным платочком. Поплакали, погоревали девчушки, и остались вшестером: Маняша, Глаша, Таша, Стеша, Наташа, и маленькая Нюрочка. Снова водят хороводы, людей радуют. Теперь за старшую Маняша. Но однажды говорит Маняша: «Посватался ко мне Ванька-встанька, зовет к себе в терем жить». Опять упрашивали матрешки  Маняшу остаться, но не согласилась она и ушла, махнув желтым платочком. Поплакали – погоревали матрешки и остались впятером: Глаша, Таша, Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка. Но делать нечего, хоть впятером, но все – таки вместе. Живут, не тужат, песни поют, хороводы водят. Приходить однажды Глаша и говорит сестренкам: «Не хочу больше с вами хороводы водить, хочу сама учиться танцевать. Уезжаю в город. Хочу стать настоящей танцовщицей». Сестренки ей в ответ: «Да ты что, Глашенька! А как же мы без тебя? Ты ж нам и за мать и за старшую сестрицу была». Но непреклонна Глаша, сказала, как отрезала, помахала зеленым платочком и скрылась из виду. Остались матрешки вчетвером: Таша, Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка. Снова хороводы водят, песни поют, правда, не так весело уже. Однажды  и Таша говорит: «Сестрицы – матрешки, вместе нам хорошо, а порознь лучше. Хочу и я в город податься, на других посмотреть, себя показать. Авось выбьюсь в люди, певицей стану». Уж и не отговаривали ее девчушки. Так и ушла Таша, взмахнув синеньким платочком. Вот и остались матрешки втроем: Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка. Грустно им, хороводы уж не водят, песни веселые не поют. Тут и Стеша с Наташей  решили уйти, ума – разума набираться, в школу податься. Помахали на прощанье маленькой Нюрочке разноцветными платочками, и пошли в путь – дорогу. Осталась Нюрочка одна – одинешенька. Страшно ей без сестер милых, грустно. Никто не защитит от напастей, не подставит плечо, песенку на ночь не споет, кашкой вкусной не накормит. Погоревала Нюрочка, но делать нечего, надо жить – поживать в одиночку учиться. Напекла однажды Нюрочка пирогов, наварила киселя, села за стол и затянула грустно песенку:

Мы веселые матрешки

Ладушки, ладушки.

А тут вдруг раздался стук в дверь – и на пороге появились сестренки. Бросились они к Нюрочке, обнялись все, расцеловались и решили больше никогда не расставаться. Вместе то - оно всегда веселее!

Частушки

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к вам идут матрешки

Ложки деревянные

Матрешечки румяные.

Очень любим мы матрешки

Разноцветные одежки

Сами ткем и прядем

Сами в гости к вам идем

Весь народ глядит в окошки

Танцевать пошли матрешки

Шесть тут водят хоровод,

А седьмая всем поет.

Мы – матрешки, мы – сестрички

Мы – толстушки, невелички.

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть!

Загадки

В этой молодице прячутся сестрицы

Каждая сестрица – для меньшей темница  (матрешка)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка  (матрешки).

Анализируя свою работу, я убедилась в том, что  данная форма, т. е. использование народной игрушки в воспитании и развитии, помогает детям накопить социальный опыт, способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Воспитанники становятся более раскрепощенными, любознательными, доброжелательными, у них развивается чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность и это всё необходимо для того, чтобы дети научились жить в обществе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Статья раскрывает значение народных игр и народной культуры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....

Статья на тему "Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания"

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет...

Статья "Развивающие игры как средство интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста"

В статье указаны задачи развивающих игр, методы и приёмы: сказки, логические задачи, вопросы, проблемные ситуации, экспериментирование, обследование, схемы - модели. Раскрыты этапы работы с развивающи...

Статья «РОЛЬ СКАЗКИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....

Самоанализ педагогической деятельности из опыта работы по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста (ФГОС)

"Познание начинается с удивления» - Аристотель. Стандарт дошкольного детства – это, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех! Актуальность проблемы: Обучение д...

Статья Из опыта работы по обучению пожарной безопасности детей дошкольного возраста

В данной статье я обобщила свой опыт по обучению дошкольников мерам пожарной безопасности,совместно с детьми на итоговом занятии по теме  мы изготовили макет пожарного щита....

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития  детей дошкольного возраста с учетом современных требований  ФГОС ДОО"...