"Опыты и эксперименты-как средство развития познавательных процессов"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Этот материал могут использовать воспитатели в старших группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_i_eksperimenty-kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnyh_protsessov.docx | 57.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опыты и эксперименты-как средство развития познавательных процессов»
Экспериментирование - особый вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их активность, инициативность; деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.
Познавательные способности
Развитие познавательных способностей у дошкольников условно состоит из 4 важных этапов:
- любопытство; через него развитие любознательности (формирует взрослый) и последняя стадия познавательная активность.
- восприятие окружающего мира;
- развитие наглядно-образного и словесно – логического мышления;
- развитие памяти, внимания и воображения;
- использование приобретённых навыков.
- познавательные способности и познавательное развитие это то, что определяет познавательную активность, так же, как и формирование мотивационной сферы ребенка.
Познавательная активность
- Познавательная активность выражается в стремлении ребёнка к познанию, приобретению нового опыта, знаний, в преодолении трудности на пути, в приложении волевых усилий и энергии в умственной работе.
- Основывается на познавательном интересе-глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности-потребности в новых впечатлениях.
- Познавательная активность-движущая сила познавательного развития ребёнка.
Три этапа развития познавательной активности
- 1. Любопытство. С рождения. Качество, присущее любому человеку и животным.
- 2. Любознательность. Развивается под воздействием взрослого.
- 3. Познавательная активность. Развивается под педагогическим воздействием, любознательность + воля. Формируется к 7 годам.
Экспериментирование – это одна из ведущих технологий развития познавательной активности детей. Эксперименты составляют основу знаний, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
Детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому дети очень любят экспериментировать; этот метод соответствует возрастным особенностям и является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Экспериментирование и ФГОС
- С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
- ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Достоинства экспериментирования:
- Даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта
- Формирует представления о взаимоотношениях изучаемого объекта с другими объектами и средой обитания
- Обогащает память ребёнка ,активизирует мыслительные процессы, формулирует закономерности и выводы, стимулирует развитие речи
- Осуществляется положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие его творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья.
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ- КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:
- Стимулирует развитие речи
- Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,
о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
- Накапливает фонд умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
- Развивает творческие способности, формирует трудовые навыки и укрепляет здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
развитие речи, чтение художественной литературы, ФЭМП, труд, художественное творчество, познание, физическое воспитание, укрепление здоровья.
Методы экспериментирования: поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы; проведение практических опытов, беседы.
Структура детского экспериментирования:
- Постановка проблемы, которую необходимо решить;
- Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- Поиск возможных путей решения (выдвижение гипотез);
- Проверка гипотез;
- Анализ полученного результата (подтвердилось или нет);
- Вывод.
Варианты решения задач:
- Дети проводят эксперимент, не зная его результата и таким образом приобретают знания;
- Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Направление опытно-экспериментальной работы:
- Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и т.д.);
- Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, тепло и т.д.);
- Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства; преобразование предметов и явлений и т.д.).
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ:
- Правило №1. Во время проведения эксперимента не отвлекаться.
- Правило №2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.
- Правило №3. На столах ничего не трогай без разрешения воспитателя.
- Правило №4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус.
- Правило №5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал – убери на место.
- Правило №6. Помни: некоторые опыты можно проводить только в присутствие взрослых.
Моделирование маленькими человечками:
Поочередно мы знакомим малышей с разными агрегатными состояниями. Можно сказать, что все предметы, которые нас окружают, состоят из мелких частиц-молекул, назовем их маленькими человечками.
1) Твердые - это человечки, которые крепко держатся за руки, стоят на месте и никуда не двигаются. Это может быть камень, стекло, дерево, железо, пластмасса.
2) Жидкие - это человечки, которые стоят рядышком, но не держатся за руки, могут разъединяться и принимать форму любого сосуда. Это может быть вода, чай, сок, молоко, дождь.
3) Газообразные - это человечки, которые совсем не держаться за руки и они все время в движении. Например: воздух, газ, туман, дым, пар.
Как играть:
- «Простое моделирование с помощью карточек». Для начала моделируем с помощью карточек-человечков простые предметы, состоящие из одного вещества (чашка, дождь, какао, запах). Попросите детей угадать, что за предмет вы загадали. Принимайте все ответы и анализируйте их вместе.
Затем пробуем описать то, что состоит из двух и более веществ (чашка с горячим чаем, лужа на асфальте, воздушный шар).
После вашего примера дети по очереди могут выложить свои предметы-загадки с помощью маленьких человечков. - «Эксперимент». Можем в виде эксперимента показать деткам, что такое «жидкий», «твердый» и «газообразный». Каждый пусть возьмет в руки карандаш или палочку. Предложите ребятам проткнуть стену.., затем стол.., пол? А теперь попросите рассказать об их ощущениях, что произошло? Мы не смогли это сделать, почему?
Потому что эти предметы твердые - они состоят из твердых частиц - человечков, которые крепко-крепко держатся за руки и не могут сдвинуться с места.
Аналогично можно объяснить о жидких (взять стакан воды и проткнуть палочкой) и газообразных веществах (взять пакетик и поймать воздух). - «Превращаемся в маленьких человечков». Попросите детей представить себя маленькими человечками. Как нужно себя вести? Что делать?
Например, твердыми (кирпичная стена) - детки берутся за руки и стоят неподвижно.
А если смоделировать стакан с водой? Дети делятся на две группы - твердые МЧ и жидкие МЧ. Твердые МЧ становятся в круг и крепко-крепко держатся за руки, а в середине жидкие МЧ - стоят просто рядышком, ручки по бокам.
«Сложное моделирование». Здесь мы погружаемся в процессы перехода одного состояния вещества в другое, можно без подробной теории, но с захватывающей практикой. Например, сосулька тает, замерзание воды, сухой лед, образование росы, зимние узоры на окнах.
«Схемы». Предлагаем ребенку заранее подготовленную схему явления (космос, река, газированная вода, коробка с шариками). Пусть попробует угадать, что это может быть. В конце задания, для наглядности, можно показать иллюстрированные картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников
Статья о детском экспериментировании. Здесь представлены приемы, помогающие развивать детское экспериментирование дошкольников....
Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"
Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...
Родительское собрание: «Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности дошкольников»
родительское собрание...
ИКТ – как средство развития познавательных процессов и познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Знакомство педагогов с возможностями использования ИКТ на занятиях, во внеурочное время с детьми дошкольного возраста.Показать возможности ИКТ при создании пособий, дидактических игр, подготовке к НОД...
Актуальный педагогический опыт "Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Китайская пословица Изменившаяся ситуация...
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...