"Опыты и эксперименты-как средство развития познавательных процессов"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Анисимова Татьянна Александровна

Этот материал могут использовать воспитатели в старших группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опыты и эксперименты-как средство развития познавательных процессов»

Экспериментирование - особый вид деятельности  детей, в процессе которого наиболее ярко  проявляется  их активность,  инициативность;  деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Познавательные способности

Развитие познавательных способностей у дошкольников условно состоит из 4 важных этапов: 

  • любопытство; через него развитие любознательности (формирует взрослый) и последняя стадия познавательная активность.
  • восприятие окружающего мира;
  • развитие наглядно-образного и словесно – логического мышления;
  • развитие памяти, внимания и воображения;
  • использование приобретённых навыков.
  • познавательные способности и познавательное развитие это то, что определяет познавательную активность, так же, как и формирование мотивационной сферы ребенка.

Познавательная активность

  • Познавательная активность выражается в стремлении ребёнка к познанию, приобретению нового опыта, знаний, в преодолении трудности на пути, в приложении волевых усилий и энергии в умственной работе.
  • Основывается на познавательном интересе-глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности-потребности в новых впечатлениях.
  • Познавательная активность-движущая сила познавательного развития ребёнка.

Три этапа развития познавательной активности

  • 1. Любопытство. С рождения. Качество, присущее любому человеку и животным.
  • 2. Любознательность. Развивается под воздействием взрослого.
  • 3. Познавательная активность. Развивается под педагогическим воздействием,                    любознательность + воля. Формируется к 7 годам.

Экспериментирование – это одна из ведущих технологий развития познавательной активности детей. Эксперименты составляют основу знаний, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. 

 Детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,  поэтому  дети очень любят экспериментировать; этот метод соответствует возрастным особенностям и является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Экспериментирование и ФГОС

  •  С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
  •     ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Достоинства экспериментирования:

  • Даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта
  • Формирует представления  о взаимоотношениях изучаемого объекта с другими объектами и средой обитания
  • Обогащает память ребёнка ,активизирует мыслительные процессы, формулирует закономерности и выводы, стимулирует развитие речи
  • Осуществляется положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие его творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья.

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ- КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:

  • Стимулирует развитие речи
  • Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,

о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания

  • Накапливает фонд умственных приемов и операций, которые рассматриваются как                  умственные умения.
  • Обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
  • Развивает творческие способности, формирует трудовые навыки и укрепляет здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

развитие речи, чтение художественной литературы, ФЭМП, труд, художественное творчество, познание, физическое воспитание, укрепление здоровья.

Методы экспериментирования: поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы; проведение практических опытов, беседы.

Структура детского экспериментирования: 

  • Постановка проблемы, которую необходимо решить;
  • Целеполагание  (что нужно сделать для   решения проблемы);
  • Поиск возможных путей решения  (выдвижение гипотез);
  • Проверка гипотез;
  • Анализ полученного результата  (подтвердилось или нет);
  • Вывод.

Варианты решения задач:

  • Дети проводят эксперимент, не зная его результата и таким образом приобретают знания;
  • Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Направление опытно-экспериментальной работы:

  • Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и т.д.);
  • Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, тепло и т.д.);
  • Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства; преобразование предметов и явлений и т.д.).

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ:

  • Правило №1. Во время проведения эксперимента не отвлекаться.
  • Правило №2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.
  • Правило №3. На столах ничего не трогай без разрешения воспитателя.
  • Правило №4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус.
  • Правило №5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал – убери на место.
  • Правило №6. Помни: некоторые опыты можно проводить только в присутствие взрослых.

Моделирование маленькими человечками:

Поочередно мы знакомим малышей с разными агрегатными состояниями. Можно сказать, что все предметы, которые нас окружают, состоят из мелких частиц-молекул, назовем их маленькими человечками.
1) Твердые   - это человечки, которые крепко держатся за руки, стоят на месте и никуда не двигаются. Это может быть камень, стекло, дерево, железо, пластмасса.
2) Жидкие   - это человечки, которые стоят рядышком, но не держатся за руки, могут разъединяться и принимать форму любого сосуда. Это может быть вода, чай, сок, молоко, дождь.
3) Газообразные    - это человечки, которые совсем не держаться за руки и они все время в движении. Например: воздух, газ, туман, дым, пар.

Как играть:

  • «Простое моделирование с помощью карточек». Для начала моделируем с помощью карточек-человечков простые предметы, состоящие из одного вещества (чашка, дождь, какао, запах). Попросите детей угадать, что за предмет вы загадали. Принимайте все ответы и анализируйте их вместе.
    Затем пробуем описать то, что состоит из двух и более веществ (чашка с горячим чаем, лужа на асфальте, воздушный шар).
    После вашего примера дети по очереди могут выложить свои предметы-загадки с помощью маленьких человечков.
  • «Эксперимент». Можем в виде эксперимента показать деткам, что такое «жидкий», «твердый» и «газообразный». Каждый пусть возьмет в руки карандаш или палочку. Предложите ребятам проткнуть стену.., затем стол.., пол? А теперь попросите рассказать об их ощущениях, что произошло? Мы не смогли это сделать, почему?
    Потому что эти предметы твердые - они состоят из твердых частиц - человечков, которые крепко-крепко держатся за руки и не могут сдвинуться с места.
    Аналогично можно объяснить о жидких (взять стакан воды и проткнуть палочкой) и газообразных веществах (взять пакетик и поймать воздух).
  • «Превращаемся в маленьких человечков». Попросите детей представить себя маленькими человечками. Как нужно себя вести? Что делать?
    Например, твердыми (кирпичная стена) - детки берутся за руки и стоят неподвижно.
    А если смоделировать стакан с водой? Дети делятся на две группы - твердые МЧ и жидкие МЧ. Твердые МЧ становятся в круг и крепко-крепко держатся за руки, а в середине жидкие МЧ - стоят просто рядышком, ручки по бокам.
    «Сложное моделирование». Здесь мы погружаемся в процессы перехода одного состояния вещества в другое, можно без подробной теории, но с захватывающей практикой. Например, сосулька тает, замерзание воды, сухой лед, образование росы, зимние узоры на окнах.
    «Схемы». Предлагаем ребенку заранее подготовленную схему явления (космос, река, газированная вода, коробка с шариками). Пусть попробует угадать, что это может быть. В конце задания, для наглядности, можно показать иллюстрированные картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников

Статья о детском экспериментировании. Здесь представлены приемы, помогающие развивать детское экспериментирование дошкольников....

Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"

Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...

ИКТ – как средство развития познавательных процессов и познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Знакомство педагогов с возможностями использования ИКТ на занятиях, во внеурочное время с детьми дошкольного возраста.Показать возможности ИКТ при создании пособий, дидактических игр, подготовке к НОД...

Актуальный педагогический опыт "Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Китайская пословица          Изменившаяся ситуация...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...