План по самообразованию "Мнемотехника как средсво развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Тихонова Оксана Геннадьевна

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Теремок»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Тихоновой Оксаны Геннадьевны

Тема: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

 

г.Назарово

Тема: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность:  В настоящее время в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

    Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

   В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

- маленький словарный запас
    - неумение согласовывать слова в предложении
    - нарушение звукопроизношения
    - низкий уровень развития связной речи
    - несформированность психических процессов
    - несовершенство различных видов мышления.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

      На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.   

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

    Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.       

    Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности родителей в вопросе развития связной  речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Задачи:

• Развитие связной монологической и диалогической речи.

• Обогащение словарного запаса детей.

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Изучить литературу авторов:

1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».

3. Т. В. Большова «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».
    4. О. А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».

5. В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники, Система запоминания «Джордано».
    6. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

План работы по теме самообразования  на учебный год.


п/п

                 
                 
Содержание работы

        Сроки

    проведения

1.

 1. Подбор и изучение методического материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

2. Постановка целей и задач по данной теме.

В течение года.

1-2 неделя сентября

2.

1. Знакомство детей с мнемоквадратами, а также со значками моделями.

2. Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

В течение октября

Октябрь

3.

1. Знакомство с мнемодорожкой, как последовательностью изображений, которые расположены в ряд.

2. Проведение бесед по темам "Осень" и "Перелетные птицы". Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели (мнемодорожке).

В течение ноября

Ноябрь

4.

1. Разучивание стихотворений к Новогоднему утреннику с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек.

2. Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».

В течение декабря

Декабрь

5.

1. Знакомство детей с мнемотаблицами, как более сложными конструкциями с большим объёмом информации.

2. Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам»

2 неделя января

Январь

6.

1.Работа над темой «Защитники отечества». Составление описательного рассказа  про папу или дедушку солдата при помощи мнемотаблицы.

Февраль

7.

1.  Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике «Найди лишнюю картинку», «Мемо» и др.

2. Папка-передвижка для родителей «Использование мнемотехники дома».

Март

Март

8.

1. Проведение с детьми цикла занятий с использованием средств мнемотехники.

2. Досуг «Вечер загадок» с использованием приёмов мнемотехники.

В течение года

3 неделя апреля

9.

1. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»

Создание условий развития связной речи и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; внедрить современные ТРИЗ – технологии по развитию связной речи дошкольников; повысить личную...

План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи  Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...