План по самообразованию "Мнемотехника как средсво развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 «Теремок»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Тихоновой Оксаны Геннадьевны
Тема: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
г.Назарово
Тема: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность: В настоящее время в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- маленький словарный запас
- неумение согласовывать слова в предложении
- нарушение звукопроизношения
- низкий уровень развития связной речи
- несформированность психических процессов
- несовершенство различных видов мышления.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности родителей в вопросе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Задачи:
• Развитие связной монологической и диалогической речи.
• Обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
Изучить литературу авторов:
1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».
3. Т. В. Большова «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».
4. О. А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».
5. В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники, Система запоминания «Джордано».
6. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.
План работы по теме самообразования на учебный год.
№ | | Сроки проведения |
1. | 1. Подбор и изучение методического материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» 2. Постановка целей и задач по данной теме. | В течение года. 1-2 неделя сентября |
2. | 1. Знакомство детей с мнемоквадратами, а также со значками моделями. 2. Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей». | В течение октября Октябрь |
3. | 1. Знакомство с мнемодорожкой, как последовательностью изображений, которые расположены в ряд. 2. Проведение бесед по темам "Осень" и "Перелетные птицы". Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели (мнемодорожке). | В течение ноября Ноябрь |
4. | 1. Разучивание стихотворений к Новогоднему утреннику с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек. 2. Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами». | В течение декабря Декабрь |
5. | 1. Знакомство детей с мнемотаблицами, как более сложными конструкциями с большим объёмом информации. 2. Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам» | 2 неделя января Январь |
6. | 1.Работа над темой «Защитники отечества». Составление описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи мнемотаблицы. | Февраль |
7. | 1. Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике «Найди лишнюю картинку», «Мемо» и др. 2. Папка-передвижка для родителей «Использование мнемотехники дома». | Март Март |
8. | 1. Проведение с детьми цикла занятий с использованием средств мнемотехники. 2. Досуг «Вечер загадок» с использованием приёмов мнемотехники. | В течение года 3 неделя апреля |
9. | 1. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
план по самообразованию на тему развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
План содержит работу с педагогами, родителями, учащимися...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»
Создание условий развития связной речи и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; внедрить современные ТРИЗ – технологии по развитию связной речи дошкольников; повысить личную...
План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цели и задачи Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...
План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом...