ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»
материал (старшая группа)
Создание условий развития связной речи и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; внедрить современные ТРИЗ – технологии по развитию связной речи дошкольников; повысить личную компетентность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 50.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»
Сроки реализации: сентябрь 2021г – май 2023г
Учитель - логопед:
Поливанова
Алена Сергеевна
п. Красногвардейский
2021г.
ФИО: Поливанова Алена Сергеевна___________________________________
Специальность: учитель - логопед____________________________________
Место работы: МБДОУ № 27________________________________________
Стаж: _______5 месяцев_________ Категория ________________________
Образование: среднее профессиональное, ГБОУ СПО СО «Ирбитский гуманитарный колледж», дошкольное образование (г. Ирбит), 2014г
Дата начала работы над темой: ______________01.09.2021______________
Предполагаемая дата окончания работы: _____май 2023_______________
Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»_______________
Возраст: Старший дошкольный ______________________________________
Цель:
Создание условий развития связной речи и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; внедрить современные ТРИЗ – технологии по развитию связной речи дошкольников; повысить личную компетентность.
Задачи самообразования:
- Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы по проблеме развития речи дошкольников;
- Ознакомиться с инновационными и развивающими технологиями, использовать их в работе по развитию речи у дошкольников, ТРИЗ и РТВ – технологии;
- Создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры) по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
- Создать благоприятные условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
- Апробировать и использовать разработанный материал на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста и в совместной деятельности;
- Организовать взаимодействие с родителями по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
- Поделиться опытом работы с коллегами на муниципальном, региональном уровне и в сети Интернет.
Планируемый результат:
у детей:
- активизация познавательной деятельности дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- развитие системного мышления;
- развитие образной выразительности речи детей;
- развитие и улучшение качества речи;
- совершенствование грамматически правильной монологической и диалогической речью, развитие речевого творчества;
- обогащение словарного запаса;
- формирование положительных эмоций от творческой и игровой деятельности;
у воспитателя:
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- повышение своего теоретического познания в области развития связной речи;
- повышение мотивационной заинтересованности в использовании новых, более эффективных технологий, методов и приемов;
- пополнение РППС инновационными и развивающими технологиями.
Введение
Развитие речи – основа полноценного развития личности. Оно является одним из важнейших направлений образовательной работы ДОО, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка.
Речевое развитие предполагает овладение словарным запасом языка, грамматически правильной монологической и диалогической речью, развитие речевого творчества. Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Для полноценного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных, методов и приёмов, средств, направленных на формирование речевых умений и навыков.
Как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения (творческие способности).
Сегодня, на мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – теории решения изобретательских задач; РТВ – развитие творческого воображения; ТРИЗ и РТВ – мышление нового поколения.
Многие методы ТРИЗ – РТВ (составление загадок, метафор, лимериков, сказок и мн. др.) как раз и становятся «пусковым» механизмом в становлении речи детей.
Таким образом, данная технология актуальна в настоящие дни. Использование РТВ и ТРИЗ – технологий являются весьма интересными, познавательными и эффективно влияют на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, способствуют формированию словаря, лексико-грамматических категорий, развивают умение детей строить предложения разнообразных конструкций.
Формы работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год.
№ | Этапы | Действия. Мероприятия | Уровень | Сроки | Предполагаемый результат |
1 | Изучение научной и методической литературы. | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов (посещение сайтов Maam, NS – portal и т.д.) | ДОУ Региональный Всероссийский | Сентябрь-Ноябрь 2021г | Повышение теоретического, научно-методического уровня. |
2 | Ознакомление с передовым опытом педагогов ДОУ работающих по данной теме | Консультация с педагогами ДОУ, изучить материал по педагогическим наработкам в интернет источнике, КПК | ДОУ Региональный | Октябрь- Май 2021-2022гг | Повышение компетентности, перенять опыт педагогов работавших по данной теме |
3 | Подготовить конструкт НОД с учётом ФГОС | Проведение открытой НОД 2 раза в год | ДОУ | Декабрь 2021г Май 2022г | Поделиться опытом работы |
4 | Разработка долгосрочного проекта по теме самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий» | Утверждение на педагогическом совете | ДОУ | Ноябрь 2021г | Повышение профессионального мастерства и компетентности |
5 | Изучение, внедрение РТВ, ТРИЗ–технологий | 1. Пройти КПК по данной теме. 2. Самообразование при помощи интернет-источников. 3. Внедрить метод проектной деятельности | ДОУ | Ноябрь-Май 2021-2022гг | Повышение компетентности |
6 | Разработать и реализовать краткосрочные проекты: 1. «Помогай – ка» 2. «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» | Составление плана по реализации проекта | ДОУ | Ноябрь 2021 Март 2022г | Повышение профессионального мастерства и компетентности |
7 | Разработка картотек дидактических игр; оформление наглядно-иллюстративного материала, пополнение речевого уголка | Пополнение предметно-развивающей среды (Мнемотаблицы «Расскажи- ка", «Кольца Луллия» «Подбери рифму» «Чем отличаются слова?») | Группа ДОУ Логопункт | В течение года | Использование материалов в дальнейшей работе с детьми |
8 | Работа с родителями Оформление папок передвижек, консультаций, буклетов, размещение в ватцапе | 1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед; 2. Общение через интернет-ресурсы:
детей;
3. Проведение консультаций для родителей:
4. Оформление папки-передвижки «Речевые игры для детей 6-7 лет» 5. Проведение опросов, анкетирование: «Речевое развитие ребенка» 6. Проведение родительского собрания « Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей» 7. Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение» 8. Памятки для родителей по обучению связной речи. 9. Рекомендации для родителей «Обучение дошкольников пересказу» 10.Участие родителей в изготовлении игр, пополнении РППС, открытые мероприятия. | ДОУ | В течение года | Повышение компетентности родителей |
9 | Консультация для педагогов ДОУ | Выступление на педагогическом совете Публикации в социальных сетях работников образования | ДОУ | Февраль 2022г | Поделиться теоретическими и практическими знаниями по данной теме с педагогами ДОУ и на личном сайте |
10 | Доклад и презентация по теме | Выступление на семинаре-практикуме | ГМО УО АГО | Апрель 2022г | Поделиться опытом работы с педагогами ДОУ района по данной теме |
11 | Подготовить документы к муниципальному конкурсу | Участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя и др) | УО Региональный | По плану УО | Участие в профессиональных конкурсах |
12 | Мастер-класс для родителей по теме /родительское собрание/семинар/клуб по интересам | Разработка и проведение мастер-класса для родителей «Дидактические игры на развитие связной речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией» | ДОУ | Март 2022г | Повышение компетентности родителей и привлечения их к участию в данной программе |
13 | Анализ плана по самообразованию | Круглый стол | ДОУ | Май-июнь 2022 | Оценка деятельности |
14 | Повышение квалификации | Аттестация | ДОУ | Март | Повышение компетентности |
Форма отчета о реализации плана
Аналитический отчет май 2022г
Приложение 1
Работа с картинами
Работу с картиной можно условно разделить на четыре этапа.
I этап – подготовительный
II этап – Знакомство с картиной в НОД
III этап – Приемы ТРИЗ – технологии для более детального осмысления содержания картины;
IV этап – составление рассказа по картине.
На первом этапе необходимо подготовить детей к восприятию картины, а именно – обогатить их интеллектуальный и сенсорный опыт яркими впечатлениями.
Использование приема «Вхождение в картину» дает возможность детям воспринимать картину через разные органы чувств. Дети «входят» в пространство картины и, с помощью волшебников «Я слышу», «Я ощущаю», прислушиваются, вдыхают запахи, дотрагиваются рукой до предметов, отражают возможные ощущения в речи.
Следующий прием ТРИЗ – «Превращения» позволяет определить состояние, настроение героев картины. Предложить ребенку вжиться в образ персонажа и составить рассказ от первого лица.
Например, шофер снегоуборочной машины напевает песенку и думает: «Хорошо мне в кабине, тепло».
III этап
Следующие приемы ТРИЗ-технологии использую для более детального изучения картины, установления взаимосвязей и отношений между изображенными предметами, объектами.
Прием «Живые картинки» - учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве.
Каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре) .
Прием «Подзорная труба» упражняет детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентировки: центр картины, вверху, внизу, правый верхний угол, правый нижний угол, справа, слева и т. д.
Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: многоэтажный дом, фонари на столбе, синяя машина, гора снега и т. д.
Прием «Кто в кружочке живет», учит детей производить замену выделенных объектов схемами. Это упражнение развивает мышление, начальные приемы моделирования.
Каждый ребенок на своем листе бумаги фломастером схематично зарисовывает обнаруженный с помощью подзорной трубы предмет или объект и обводит в кружок, а затем называет, кто из персонажей картины живет в кружочке. В этом упражнении действует игровое правило: в кружке должен находиться только один объект.
Прием «Ищу родственников» формирует умение классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями. Предложить детям найти однородные объекты по заданному классификационному принципу:
1) Нерукотворный мир - рукотворный мир;
снег, вьюга, люди – природный (нерукотворный ) мир;
одежда людей, дома, машины – рукотворный мир;
2) живая - неживая природа;
3) целое - часть;
Руки, ноги, голова- часть, люди– целое; колеса, кабина, кузов– часть, машина – целое и т.д.
4) по месту нахождения;
В центре картины – снегоуборочная техника, в ней люди;
Дальний план – дома и т. д.
Прием «Ищу друзей (недругов)» способствует установлению эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами, а так же упражняет в использовании предложений со сложноподчинительной связью.
Заключительный этап работы с картиной – это составление сюжетного рассказа по картине. Предложить детям стать авторами рассказа и написать книгу.
Для понимания детьми структуры связного рассказа можно использовать модель «Домик», которая символизирует структурные части текста – «начало», «середину», «конец».
Затем вместе с детьми определили, что сюжет картины относится к середине рассказа.
Для того, чтобы узнать, что было раньше, чем закончилась история, на воображаемой машине Времени отправляемся в прошлое, затем в будущее. Этот прием называется «Преобразование объектов во времени», он формирует у детей умение представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ.
Приложение 2
Примерное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи
Тема, цель. | Содержание деятельности | Сроки |
1. Вводное. Создание сравнений. Цель: обучение детей созданию образных характеристик объектов. | Активизация словаря, подготовительная работа к составлению сравнений: Игра «Цепочка» Игра «Я назову признак, а вы перечислите его значения» Игра «Угадай по описанию» | Октябрь 2021 |
2. Составление загадок по модели «Какой – что бывает таким же». Цель: развитие образной выразительности речи детей. | Упражнение «Что такое же» по цвету, по форме и т.п. Обучение составлению загадок по модели «Какой? – что бывает таким же». | Октябрь 2021 |
3. Составление загадок «Что делает, кто делает так же». Цель: развитие образной выразительности речи детей. | Упражнение «Назови признаки и их значения» Повторение составления загадок по модели «Какой – что бывает таким же». Обучение составлению загадок «Что делает, кто делает так же» | Октябрь 2021 |
4. Составление загадок «На что похоже - чем отличается». Цель: развитие образной выразительности речи детей. | Упражнение «Увеличиваем предложение». Обучение составлению загадок по модели «На что похоже, чем отличается». | Октябрь 2021 |
5. Обобщающее. Составление загадок. Цель: закрепление технологии обучения детей составлению загадок. | Активизация словаря. Игры «Цепочка», «Я назову признак, а вы перечислите его значения». Повтор моделей составления загадок: Самостоятельное составление загадок по изученным моделям. Коллективное отгадывание. | Ноябрь 2021 |
6. Будущее предметов. Цель: формирование навыков мыслительных операций. | Упражнение «Что потом?» Активизация внимания, игра «Съедобное- несъедобное» Фантазирование «Что дальше» по цепочке. | Ноябрь 2021 |
7. «Системный оператор». Цель: формирование системного мышления. | Знакомство с моделью «пятиэкранки» (или «системного оператора»). Развитие внимания, игра «вверх- вниз- вперёд- назад». Путешествие по «пятиэкранке». | Ноябрь 2021 |
8. «Системный оператор» (обобщающее) Цель: систематизация объектов с помощью таблицы. | Анализ противоречий, игра «хорошо - плохо». Работа с «системным оператором», игра «Прокати игрушку». | Ноябрь 2021 |
9.Использование ресурсов для сочинения сказки. Цель: обучение детей творческому рассказыванию, фантазированию. | Сочинение загадок про ежика и колобка. Игра «Колючий - неколючий». Сочинение сказки с опорой на вопросы воспитателя. | Декабрь 2021 |
10.Прием фантазирования «Дробление - объединение». Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | Упражнение на дробление и соединение. Игры: «Раздели - соедини», «Какую сказку разделил волшебник». Коллективное фантазирование сказки из частей. | Декабрь 2021 |
11.Прием фантазирования «Увеличение - уменьшение». Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | Знакомство с волшебником «Увеличение - уменьшение». Решение проблемных ситуаций Подвижная игра «Великаны - крошки». | Декабрь 2021 |
12. Прием фантазирования «Оживление» Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | Знакомство с волшебником «Оживление». Проблемный диалог «Признаки живого». Подвижная игра «Замри - отомри» Фантазирование. Придумывание сказки с приёмом «Оживление». | Декабрь 2021 |
13. Прием фантазирования «Волшебник Времени». Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | Беседа «Быстро-медленно». Фантазирование с использованием приёма «Изменение времени». Подвижная игра «Времена года». | Январь 2022 |
14. Прием фантазирования «Волшебник Времени» (продолжение). Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | Беседа о часах. Обсуждение «Было так, стало наоборот» Игра на внимание «Наоборот». Упражнение «Путаница Времени». | Январь 2022 |
15.Прием фантазирования «Наоборот». Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | Упражнение «Антонимы». Игра «Перевёртыши». Подвижная игра «Наоборот». Фантазирование по приёму «Наоборот». | Февраль 2022 |
16. Прием фантазирования Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | Упражнение «Волшебный мешочек». Подвижная игра «Руки - ноги». Рисование иллюстрации к придуманной сказке. | Февраль 2022 |
17. Прием фантазирования (объект: велосипед) Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | Игра «Да-нетка». Игра на внимание «Стоп, машина». Практическая работа. Нарисовать придуманный велосипед. | Февраль 2022 |
18.Морфологический анализ. Цель: обучение детей составлению текстов сказочного содержания. | Игра «Да-нетка». Обсуждение рисунка «Новый дом». Знакомство с частями. Фантазирование с использованием морфо-логического анализа. | Март 2022 |
19.Прогнозирование: объект «самолет». Цель: закрепление технологии обучения детей составлению загадок. | Сочинение загадок с использованием разных моделей про самолёт. Противоречия в объекте «самолёт». Игра на внимание «слово - действие». Обсуждение «Самолёт будущего». | Март 2022 |
20.Анализ сказки по «системному оператору». Цель: развитие системного мышления. | Упражнение «Какую сказку загадали». Анализ сказки по модели «системный оператор». Подвижная игра «Лиса и колобок» Фантазирование «Чем может закончится сказка?» | Март 2022 |
21. «Раскадровка» текста. Цель: формирование навыков осознанного пересказа литературного текста. | Чтение сказки про Незнайку. Выделение последовательности событий. Коллективный пересказ сказки с опорой на картинки. | Март 2022 |
22. Игры со сказкой «Что за чем», «Раньше-позже». Цель: закрепление умений осознанного пересказа. | Игры со сказкой «Что за чем?» Подвижная игра «Что? когда?» Игры со сказкой «Раньше -позже». | Апрель 2022 |
23. Игры со сказкой: «Поймай ошибку», «Что потерялось». Цель:закрепление умений осознанного пересказа. | Дидактическая игра «Собери по порядку». Игры со сказкой «Поймай ошибку». Игра ос сказкой «Что потерялось». | Апрель 2022 |
24. Рассказ по картине: аналитико-синтетические виды работы. Цель: описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств. | Дидактическая игра «Проверка памяти». Работа по картине «Кто что делает». Игра на внимание «Уши, глаза, нос». | Апрель 2022 |
25. Рассказ по картине: «системный оператор». Цель: построение причинно-следственных цепочек. | Дидактическая игра «Что изменилось?» Работа по картине «Что было? Что будет?» Игра на внимание «Было, будет, сейчас». 5.Рассказ по картине с использованием «мнемотехники» | Апрель 2022 |
26. Рассказ по картине: выразительные средства речи. Цель:составление сравнений по признакам объектов. | Упражнение «Комплименты». Работа по картине: признаки и сравнения признаков. Упражнение «Разукрась картину словами» | Май 2022 |
27.Обобщающее занятие «Рассказ по картине». Цель: закрепление навыков составления рассказа по картине. | Повтор приёмов рассказывания по картине. 3. Конкурс на лучший рассказ по картине (по подгруппам). | Май 2022 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».
Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»
Работая с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая д...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. ...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение"
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение»....
Методическая разработка «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования г...