Конспект занятия Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка. Дидактические упражнения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Грачева Наталья Владимировна

Речевое развитие «Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка. Дидактические упражнения» старшая группа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Теремок»

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Конспект занятия по речевому развитию

Речевое развитие  

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка. Дидактическое упражнение»

Старшая группа

 

Грачева Наталья Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад «Теремок»

Конспект занятия

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: «Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка. Дидактические упражнения»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» посредствам мнемотаблицы.

Задачи занятия*

Образовательная задача:

Связная речь: совершенствование диалогической формы речи, развитие умения составлять рассказ.

Формирование словаря: обогащение речи детей существительными и прилагательными; закрепление обобщающего слова «Игрушки».

Развивающая задача: развитие мыслительных процессов (анализ, обобщение), зрительное восприятие, слуховое внимание, наблюдательности

Воспитательная задача: воспитание бережное отношение к игрушкам, воспитание культуры речевого общения и поведения

Дополнительные задачи: ОО «Познавательное развитие»- расширять кругозор детей об игрушках

Планируемый результат занятия:

  1. Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы полным предложением; дети составляют рассказ «Моя любимая игрушка» опираясь на мнемотаблицы; дети используют существительные и прилагательные, характеризующие игрушки, используют в речи обобщающее понятие «игрушки».
  2. Дети умеют делать выводы, обобщают ответы, внимательно слушают, рассматривают и наблюдают.
  3. Дети знают правила обращения с игрушками, во время занятия дети доброжелательно общаются со сверстниками, воспитателем, не перебивают друг друга, выслушивая ответ сверстников до конца.
  4. Дети знают, что игрушки изготавливают мастера, работающие на фабрике.

Подготовительная работа:

Материалы и оборудование: мягкие игрушки (зайчик, бегемот), объявление, мнемотаблица.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Воспитательная задача: воспитание культуры речевого общения и поведения.

Образовательная задача: Формирование словаря:

закрепление обобщающего слова «Игрушки».

Развивающая задача: развитие мыслительных процессов (обобщение)

В.: Ребята, давайте вспомним правила поведения на занятии? Ответы детей. (Нельзя вертеться, а то прослушаешь вопрос, собьешь товарища, и он может что-то забыть. Надо слушать ответ товарища, чтобы суметь помочь ему, если понадобится, не выкрикивать).

А ещё на занятиях надо вести себя сдержанно, не перебивать товарища, который отвечает.

Недисциплинированным поведением можно сбить товарища, не дать ему сосредоточиться и хорошо ответить.

Выполняя эти правила, вы сумеете еще многому научиться, будете еще больше знать и уметь.

Ребята, сегодня, когда я шла к вам на занятие, в коридоре   нашла мягкую игрушку.

Посмотрите кто это? (ответы детей)

Правильно это игрушка – зайчик. Наверное, кто – то из детей потерял зайку. А ведь может это была любимая игрушка и сейчас хозяину этой игрушки очень грустно.

Игровая ситуация

Выражают

отношение к предстоящей деятельности, включаются в игровую ситуацию.

Зайчик

во время занятия дети доброжелательно общаются со сверстниками, воспитателем, не перебивают друг друга, выслушивая ответ сверстников до конца.

дети используют в речи обобщающее понятие «игрушки».

Дети умеют делать выводы, обобщают ответы,

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Образовательная задача: связная речь совершенствование диалогической формы  речи

В. - Что же делать? Как нам узнать, чья это игрушка? 

В -Как найти хозяина?  

В - А как же правильно составить объявление? 

В – Чтобы написать объявление будем учиться говорить связно и красиво.

Словесный метод: беседа,

прием – вопросы   поискового характера

Нужно найти хозяина.

Дать объявление.

Описать игрушку

 

Дети слушают и отвечают на вопросы.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Развивающая задача:

Развитие мыслительных процессов (анализ)

зрительное восприятие,

Образовательная задача:

Связная речь: совершенствование диалогической формы речи, развитие умения составлять рассказ.

Дополнительные задачи: ОО «Познавательное развитие»- расширять кругозор детей об игрушках

В. - Вы уже хорошо знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. У нас в группе есть схема для составления правильного рассказа. Поэтому составлять рассказ об игрушках мы будем с опорой на схематично нарисованный план.

В.Сначала расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету. Форме, величине. Из какого материала сделана игрушка. Что есть у игрушки и как с ней можно играть.
( ДЕТИ ОПИСЫВАЮТ  ИГРУШКУ С ОПОРОЙ НА МНЕМОТАБЛИЦУ)

В – Послушайте какое хорошее объявление у нас с вами получилось! «Внимание! Уважаемые ребята детского сада «Теремок»! Найдена игрушка - заяц. *********** Описываешь по схеме. Кто нашёл, пожалуйста, обращайтесь по адресу: Детский сад «Теремок», старшая группа.

- Ребята, я знаю, что у вас в саду есть доска объявлений, давайте поместим наше объявление туда и в родительский чат.

В.: -    Я уверена, что хозяйка зайца обязательно   найдётся!  

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.(Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.(Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись

(Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

(Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.(Выполнение прыжков, стоя на месте)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал.(Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

А что бы зайчику было не скучно, давайте с вами поиграем.

Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек.

(матрешка, шкаф, мишка, стол, юла, вилка, машинка, дверь, стул, кукла, зайка, домик, книга, мяч)

 

Наглядный метод – наблюдение,

прием –рассматривание схемы.

(Приемы воспитателя – объяснение, подсказ слова, указание

Практический метод – описание игрушки с опорой на схему

Практический метод –дидактическое упражнение

Давайте

Дети умеют составлять рассказы, описывают предметы по схеме

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы полным предложением; дети составляют рассказ «Моя любимая игрушка» опираясь на мнемотаблицы;

Дети умеют делать выводы, обобщают ответы, внимательно слушают, рассматривают и наблюдают.

У детей расширен кругозор об «игрушках».

2.3.

Этап практического решения проблемы

Совершенствование диалогической формы речи (беседа, прием вопросы); развитие умения составлять рассказ.

В. –Ребята, а у вас есть любимая игрушка?

(Высказывание детей) Расскажите о ней, но не забываем, что в любом рассказе должен быть порядок, поэтому составляя рассказ об игрушках мы будем с опорой на схематично нарисованный план.

(Описание игрушек детьми, спросить у воспитателя, сколько детей будет описывать свою игрушку. В случае затруднений помогаешь.)

В.-А как вы думаете, откуда берутся игрушки? Верно, но в магазинах продают уже готовые игрушки, а делают их на фабрике игрушек. На фабрике много цехов (больших комнат), в каждом из них делают игрушки из разных материалов: из дерева (какая игрушка?), резины, ткани, пластмассы. Людей, которые делают игрушки называют мастером по изготовлению игрушек.

В -Вы знаете, ребята, игрушки могут обижаться на детей. Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какие правило нужно помнить? (Ответы детей)

В. – Да, верно с игрушками надо обращаться бережно, бережно к ним относиться, прибирать на место, не пачкать, чтобы они радовали нас долгое время.

Практический метод – описание игрушки с опорой на схему

В магазине

Деревянная

Резиновая

Тканевая

Пластмассовая  

Дети умеют составлять рассказы, описывают предметы по схеме

3.

Заключительный этап

Развивающая задача: развитие мыслительных процессов (анализ, обобщение), зрительное восприятие, слуховое внимание, наблюдательности

Мы сегодня с вами очень хорошо поработали! Чему мы научились (Научились рассказывать о своей любимой игрушке, писать объявление…)

Вот, как много нового и интересного вы узнали сегодня на занятии про любимые игрушки. Хозяин зайки обязательно найдется.

Я принесла для вас интересное задание, внимательно рассмотрите картинку, назовите всё, что здесь нарисовано. Вы можете раскрасить понравившуюся картинку-игрушку, не выходя за контур изображения. Сделаете это в удобное для вас время

  

Словесный метод: беседа,

прием – вопросы  

Наглядный метод – наблюдение

Составляли рассказ про любимую игрушку,

Писали объявление.

2.        Дети умеют делать выводы, обобщают ответы, внимательно слушают, рассматривают и наблюдают.

 

Объявление

Найдена мягкая игрушка - зайчик.

Зайчик белого цвета с желтым платьем.

Не большого размера, с овальным туловищем и круглой головой.

Связанный из плющевого материала.

У зайчика есть большие ушки, тапки, платьишко.

Зайка мягкая на ощупь.

С зайкой можно играть «………»

Кто потерял пожалуйста, обращайтесь по адресу: Детский сад «Теремок», старшая группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Моя любимая игрушка».

                   по физическому развитию дете дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи "Любимые игрушки"

Данный материал помогает детям закрепить названия игрушек, повторить и закрепить знания детей стихов Агния Барто...

Конспект занятия на тему: «Моя любимая игрушка». по физическому развитию детей младшей группы (3-4 года).

Конспект занятия на тему: «Моя любимая игрушка».  по физическому развитию детей  младшей группы (3-4 года)....

Конспект занятия "Составление рассказа о любимой игрушке"

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа о любимой игрушке" для детей 4-5 лет...

Конспект занятия по лепке "Моя любимая игрушка"

Познавательное развитие и воспитательное значение лепки огромно. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепк...

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово»

Учить детей рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа по мнемотаблице....