Сценарный план занятия с детьми средней группы "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Яшная Наталья Владимировна

Сценарный план занятия по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Сценарный план занятия по развитию речи с детьми средней к школе группы

                                                             по теме «Зимушка-зима»

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.

Совершенствование слухового внимания и фонематического восприятия.

Задачи:

- обучающая: расширять словарный запас по теме. Учить подбирать прилагательные к существительным. Обогащать лексику родственными словами. Формировать звуковую культуру речи.

- развивающая: развивать умение детей называть приметы зимы, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

- воспитательная: воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности: взрослый-ребенок, ребенок-ребенок.

- средства обучения и воспитания: групповая и индивидуальная формы организации деятельности детей, беседа.

Предметно-практическая среда: снежок для игры, снежинки с заданиями, аудиозапись музыкального произведения «Зима», картон синего цвета, клей, соль, клеёнки и салфетки, снеговик, мнемотаблица, снежинки разные по размерам.

Ведущая образовательная область: речевое развитие.

Планируемые результаты: приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зима»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Предварительная работа:

  • Беседа о зиме;
  • Рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами;
  • чтение художественной литературы по теме;
  • дидактическая игра «Когда это бывает?»;
  • наблюдение за погодой на прогулках.

Примерный план деятельности:

   Этапы деятельности

                                          Содержание деятельности

    Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная          деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Приветствие.

Доброе утро лесам и полям!                  (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям!     (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад!   (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)

Воспитатель: - Ребята, отгадайте мою загадку:

              Во дворе замёрзли лужи,

              Целый день позёмка кружит,

              Стали белыми дома.

              Это к нам пришла. (Зима)

1 слайд (картина зима)

Воспитатель: - Да, верно, зима.

- Какое сейчас время года? А какая – зима? Как вы узнали, что наступила зима?

Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца.

Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). 

А сейчас какой месяц? (декабрь).

Чтение стихов о зиме. (дети)

1 ребёнок.  Белоснежным покрывалом.                                    

                    Приукрасились дома.                                          

                    Стужа лютая настала.                                            

                    Вот и к нам пришла зима.                                      

2 ребёнок.  Зима забавами полна,    

                    Нам не даёт скучать она!

                    Зима-пора снеговиков,        

                    Весёлых санок и коньков.

3 ребёнок.  Белый снег пушистый

                    В воздухе кружится

                    И на землю тихо

                    Падает, ложится.

Дети выполняют движения

Дети отгадывают загадку

Дети читают стихи

Основной

Рефлексивный

Воспитатель: - А хотели бы вы побывать в гостях у зимы в волшебной мастерской? Тогда отправляемся! Повертелись - покружились у зимы в гостях очутились. 

- Вот мы и очутились в гостях. Посмотрите вокруг, как красиво! Очень много снега намело, сугробы кругом. А нам же нужно попасть в мастерскую. Чтобы добраться до мастерской, нам необходимо перешагивать через огромные сугробы и выполнять все задания, которые нам приготовили. Будьте осторожны и внимательны по дороге. Ну что, в путь!

Воспитатель: Вот вам первое задание. (Достаёт снежинку с заданием).
 Дидактическая игра «Доскажите словечко».

       На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок).

       Вот веселье для ребят – всё сильнее… (снегопад).

       Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

       Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

       На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).

       Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

Воспитатель: - Какие же вы молодцы. Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны, сугробы очень большие поднимайте выше ноги.

- Ребята, давайте поиграем в снежки.

2 картина (дети играют в снежки)

Воспитатель: Следующее задание

Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель: - Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.     

Зима-зимушка

Горка-горочка

Санки-саночки

Снег-снежок

Ветер-ветерок

Лед-ледок.                              
          

Воспитатель: - Ребята! Снежки холодные, и руки у вас, наверное, замёрзли. Давайте с вами сядем на наши пенёчки и согреемся!

                       Упражнение «Снеговик»

Мы катаем снежный ком, (пальцами обеих рук проводить от середины лба до подбородка и обратно, не слишком надавливая).

Стал наш ко снеговиком:                                          

Шляпа, (приложить ко лбу ладони ребром и растирать его движениями от середины к краям).

Глазки,     (массировать веки лёгким поглаживанием пальцев рук).

Нос, (растирать крылья носа указательными пальцами рук).

Метла, (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону).

Его улыбка так светла!  (улыбнуться, потирая ладошки друг о друга).

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ну что согрелись? Тогда у меня для вас следующее задание (достаёт следующую снежинку).                   - Отправляемся дальше. Перешагиваем сугробы. Ой, кто же это (снеговик). Но почему-то очень грустный. Как вы думаете почему? (у него нет друзей, он совсем один). Вы сможете ему помочь? (да, мы с ним подружимся, развеселим его). А кажется я знаю, как его развеселить. Я предлагаю рассказать стихотворения снеговичку. Ой, смотрите, а снеговик стал веселее, ему очень понравилось, как вы рассказываете стихи.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Воспитатель: - Назовите слова, которые начинаются со звука «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке (на слайде).                                                                             Картинки – снежинки, сосулька, снег, санки.   Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до зимней мастерской, но чтобы в неё войти нужно сказать волшебные слова о снеге, но непросто сказать, а ещё выполнить движения. Ну что готовы?

Физкультминутка «Снег – снежок»

Снег - снежок, снег – снежок

По дорожке стелется. (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз).
Снег - снежок, снег – снежок белая метелица.
Снег - снежок, снег – снежок замело дорожки.  
(Плавно качают руками вправо - влево).
Снег - снежок, снег – снежок тает на ладошке.  
(Поочередно вытягивают вперёд то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков, вместе поиграем.  
(«Лепят снежки»).
И друг в друга снежки весело бросаем.

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

- Вы всё верно сделали и дверь в мастерскую открыта для вас.

Проходите и присаживайтесь за столы. Посмотрите, что у вас на столах лежит? (листочки).

- Обратите внимание на листочки. Они совсем пустые. Нужно украсить их снежинками. (Перед детьми стоит соль, клей).

- Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей).

- Правильно. С помощью клея и соли.

(Показ выполнения работы педагогом).

Но прежде, чем, приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий.   (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)                                                                          И совсем-совсем не сладкий.  (Грозят пальчиком.) Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок                                                                        Два — поймаем.  (Ловят воображаемый снежок.   Три — уроним    (Роняют воображаемый снежок.)                                                                 И... сломаем.  (Топают.)                Самостоятельная деятельность детей.  (Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой)(Во время работы звучит музыка).

Воспитатель: - Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, говорят волшебные слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

- Какое у вас настроение после путешествия?

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Что было для вас самым сложным  и что не получалось на пути к мастерской Зимы?

Воспитатель: Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось - то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не всё хорошо, или что-то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!

Дети кружатся

Ответы детей

Дети ловят снежок и называют слова

Повторяют движения за воспитателем

Отвечают

Отгадывают слова

Выполняют разминку

Повторяют разминку за воспитателем

Произносят «волшебные слова»

Отвечают

Выбирают снежинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план занятия по познавательному развитию для детей второй младшей группы.

Сценарный план по познавательному рвзвитию для детей второй младшей группы...

сценарный план занятия "Путешествие в Мультляндию"

игровое  занятие с использованием ИКТ для детей 6-7лет направлено на социально-познавательное развитие...

МАТРИЦА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ Сценарный план занятия с применением интерактивного оборудования в младшей группе

Тема: «Краденое солнце»  Целью методической разработки НОД «Краденое солнце» закрепить представление детей  о характерных признаках весны; развивать умение действоват...

Методическая разработка сценарный план занятия с применением интерактивного оборудования в средней группе Тема: «Краденое солнце»

Сценарий план занятия для детей среднего возраста с применением интерактивного оборудования. Тема:"Краденое солнце".Целью методической разработки НОД "Краденое солнце" является зак...

Сценарный план занятия по обучению грамоте "Знакомство со словом"

Дети знакомятся с понятием "слово". Учатся различать слово и звук, обозначать моделями, правильно задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам...

Сценарный план занятия по рисованию на тему "Портрет мамы"

В данном материале можно ознакомиться со сценарным планом по рисованию в подготовительной группе на тему "Портрет мамы".Цель:   закрепление знаний детей о жанре портрета.Задачи:обу...

Сценарный план занятия с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со знаком плюс»

Сценарный план занятия с детьми подготовительной группыТема: «Знакомство со знаком плюс»Цель:  продолжение знакомства детей с математическими знаками .Задачи:обучающая:- сформировать ...