"Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством сюжетных картинок.
план-конспект занятия по развитию речи

Шукюрова Антонина Петровна

В данной консультации речь идет о важности развития коммуникативных способностей детей  дошкольного возраста, а также о том какую важную роль играет обучение рассказыванию по картине или серии картинок в  развитии связной речи. В консультации говорится о  требованиях к отбору картин,  организации работы с картиной; о видах рассказывания по картинам; предложена структура проведения данных ООД; описаны методы и приемы, используемые на данных занятиях; подробно рассмотрены все этапы обучения детей рассказыванию по картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного  возраста посредством сюжетных картинок.

Согласно ФГОС дошкольного образования развитие речи является одним из главных механизмов развития ребенка. Полноценное освоение речью именно в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания ребенка. Чем раньше обратить внимание и начать обучение владению речью, тем свободнее дошкольник будет общаться со своими сверстниками и окружающими в дальнейшем.

Современные исследования показали, что дети испытывают большие трудности в свободном владении речью, умением оперировать представлениями, выражать своё отношение, высказываться. Особые сложности у детей вызывает развитие связной речи.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь планирование, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Развитие связной речи через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок является очень актуальным, интересным и в то же время сложным видом речевой деятельности для дошкольников.

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного, эстетического и речевого воспитания.

Существуют определенные требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Существуют также требования к отбору картин:

1.Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

2.картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

3.картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного

            Работая над обучением детей рассказыванию по картинам, педагоги используют:

1.Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

Все эти занятия имеют определенную структуру:

1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Для достижения целей на занятиях используются разнообразные методические приемы.

Для полноценного развития связной речи ребенку необходимо пройти все этапы обучения рассказыванию по картине:

Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

С целью активизации интеллектуальной и речевой деятельности детей в процессе восприятия картины, нужно тщательно продумывать первую часть занятия.

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно. Для этого используются различные дидактические игры с предметными картинками (малыш должен подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают).

Основной вид занятия в этом возрасте - беседа. У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме. Могут быть использованы потешки, загадки, стихи. Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя,' который объединяет детские высказывания: показать картину и рассказать о ней кукле, новой девочке, маме и т. д.

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

В среднем дошкольном возрасте картины по содержанию становятся сложнее, следовательно, цель вводной беседы - актуализация приобретенных детьми знаний, нужных для обсуждения картины. Обращение к собственному и коллективному опыту детей, решения проблемной ситуации, близкой к отраженной на картине, лексико-грамматические упражнения на подбор слов определенного лексического поля. Эти и другие методические приемы подготовят детей к восприятию   картины.

Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному описанию сюжетной картины, в основе которого лежит подражание речевому образцу. Для рассказывания предлагаются картины, которые использовались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию.

Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более 3). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. В процессе рассматривания выделяются начало, середина и конец сюжета.

В среднем дошкольном возрасте можно поиграть в лексико-грамматические упражнения «Продолжи предложение».

- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

Например,: (по картине «Кошка с котятами»)

- я думаю, что кошка с котятами живет дома, потому, что…

- кажется, один котенок проголодался, потому, что…..

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения усложняются. Дети должны связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах.

 В старшем дошкольном возрасте содержание, тематика картин требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника - автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных. человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в диалоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин:

- на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;

- вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, остальные закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии. Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

Одно из центральных мест, в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми.

Как уже отмечалось, вопрос является главным методическим приемом в обучении детей рассмотрения картины. Основную группу вопросов, которую педагог готовит заранее, должны составлять вопросы об общем содержании, характере картины, а также касающиеся описания действий главных персонажей картины, и вопросы, направленные на анализ эмоционального состояния, средств выражения экспрессии, на эстетическую оценку изображенного.

Правильнее, подбирать проблемные вопросы, требующие от ребенка поиска ответа на самой картине, аналитических действий, которые находят выход в самостоятельно составленном малышом суждении.

Даже в младшей группе беседа по картине будет более результативной, если вопрос будет побуждать малышей к поисково-аналитической деятельности.

Педагог (после рассмотрения картины) позволяет им свободно выразить свои впечатления по поводу изображенного, не спешит с вопросами, чтобы не подавить их инициативу. Далее приглашает внимательно рассмотреть картину, предлагает детям дать имена персонажам, побуждает к ответу: «Расскажите, что делают дети на картине?»

Эффективным приемом, кроме вопросов, есть творческое задание «виртуальные диалоги», которое помогает мысленно войти в ситуацию, что изображено на картине.

Воспитатель. Если бы мы могли быть рядом с детьми, мы бы услышали, о чем они разговаривают. Как вы считаете, о чем говорят дети, которые слепили снеговика?

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

Наиболее высоким уровнем развития связной речи является способность детей к творческому рассказыванию.

Варианты творческого рассказывания:

1.придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

2.придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;

3.придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

Оценка рассказов.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Реклама


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством разыгрывания сказок

Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания...

Деловая игра для воспитателей "Использование сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"

В ходе деловой игры раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации сюжетно-ролевой игры и тактика его взаимодействия с детьми в игровой ситуации....

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

развитие коммуникативных навыков посредством игры является актуальным для детей с ОВЗ дошкольного возраста, посещающих инклюзивные группы. Не имея возможности отдать в детский сад, родители ведут свои...

"Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством сюжетных картинок.

В данной консультации речь идет о важности развития коммуникативных способностей детей  дошкольного возраста, а также о том какую важную роль играет обучение рассказыванию по картине или серии ка...