РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
статья (старшая группа)

Зайцева Наталья Александровна

развитие коммуникативных навыков посредством игры является актуальным для детей с ОВЗ дошкольного возраста, посещающих инклюзивные группы. Не имея возможности отдать в детский сад, родители ведут своих особых детей в группы кратковременного пребывания в учреждения ДО, где можно находиться вместе с ребенком во время образовательного процесса. Именно в таких группах, их дети получают навыки коммуникативного общения, а родители имеют возможность получить консультацию педагога, так же учатся вместе игровым приемам обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Игра как деятельность, имеющая особое значение для жизни и развития обычного ребенка и ребенка с ОВЗ, всегда находилась в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей, таких как Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б. Рубинштейн С. Л., Шипицина Л. М. [3, с. 65].

Несмотря на то, что многие работы отечественных дефектологов и психологов  Шипицина Л. М., Агавелян О. К. и др. затрагивают проблемы общения лиц с особенностями в интеллектуальном развитии, в данной литературе практически не рассматривается вопрос, связанный с развитием коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ. [7, с. 11]. В последние годы одним из приоритетов государства стало развитие инклюзивного образования. Именно поэтому проблема формирования  коммуникативных  навыков у детей с ОВЗ, посещающих группы с сохранными детьми  приобретает все большее  значение  в современном мире.  Дошкольники с ОВЗ, как правило, не включены в общество сверстников. Даже присоединяясь к обществу такие дети в ситуации познавательной деятельности чувствуют себя дискомфортно, не идя на контакт со взрослыми и сверстниками. Предпочитают оставаться в стороне, либо наблюдать за предметно-игровыми действиями других детей. Именно взрослый, являясь организатором игры, может включить ребенка с ОВЗ в коммуникативную деятельность с остальными детьми.  

Таким образом,  развитие коммуникативных навыков посредством игры является актуальным для детей с ОВЗ дошкольного возраста, посещающих инклюзивные группы. Не имея возможности отдать в детский сад, родители ведут своих особых детей в группы кратковременного пребывания в учреждения ДО, где можно находиться вместе с ребенком во время образовательного процесса. Именно в таких группах, их дети получают навыки коммуникативного общения, а родители имеют возможность получить консультацию педагога, так же учатся вместе игровым приемам обучения.

Педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу у детей с особенностями развития, формирует навыки самоорганизации, помогает адаптироваться ребенку среди сверстников. Если в группе дошкольников есть ребёнок с ОВЗ, то педагогу стоит сделать акцент именно на коммуникативные игры. Успешная реализация деятельности направленной на развитие коммуникативных навыков возможна при соблюдении принципов организации игр. Выделим основные принципы:

  • совмещение элементов игры и учения, с постепенным усложнением условий игры;
  • формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;
  • вариативность –  педагог предлагает несколько раз одну и ту же игру, каждый раз меняя вариант её проведения;
  • соблюдение единства воспитательного и обучающего воздействия на ребенка;
  • креативность - это принцип развития творческого мышления у детей с ОВЗ;
  • преемственность с изученными фольклорными произведениями: потешками, сказками, играми;
  • ритмичность – желательно, чтобы игра имела темп, заданный ритмом, например, стихотворения;
  • глаза в глаза – это установление зрительного контакта между детьми и детьми, или детьми и педагогом.

Коммуникативные способности - это такие особенности личности, имеющие  индивидуально-психологический характер, поддерживающие за качаство общения с другими людьми. Они включают:

1.Желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу!»).

2.Умение организовать общение («Я умею!»):

  • умение слушать собеседника,
  • умение эмоционально сопереживать,
  • умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Игра должна быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В процессе игры развиваются нравственные, интеллектуальные, эмоционально-волевые качества, формируются активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, личность ребенка в целом. В условиях многих игр ребенка сталкивают с ситуациями, характерными для его реальной, практически ежедневной деятельности. В результате создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.

Особенности коммуникативной деятельности детей с ОВЗ требуют от взрослого поиска новых эффективных путей развития и нормализации у детей коммуникативных навыков, которые предполагают адекватные проявления межличностного взаимодействия в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в кругу сверстников. Важно во время начать работу по формированию этих навыков, т.к. находясь постоянно в обществе, ребенок должен строить адекватные отношения с этим обществом и учиться управлять своим поведением в любой ситуации.

Эффективное формирование коммуникативных навыков детей с ОВЗ возможно  при условии правильного подбора игр, обязательно учитывая индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

Успешная реализация игр на развитие коммуникативных навыков невозможна без постановки цели игры:

  • обучение формам сотрудничества и общения с окружающими;
  • развитие легкости вступление в контакт;
  • развитие выразительности и эмоциональности невербальных средств общения.

В нашем учреждении был проведен эксперимент по включению игр на развитие коммуникативных навыков в группах школы для дошколят «Солнышко». Для изучения  коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста использовался тест «Лесенка» и игра «Секрет».

При проведении теста «Лесенка» детям раздавались опросные листы, на  которых изображена лесенка из десяти ступенек. Дети выполняли задание с интересом. После проведения теста «Лесенка», выявлено:

  • завышенный уровень самооценки показали – 12 (60%) человек, эти дети активно общаются с другими детьми, однако иногда они вступают в конфликтные ситуации с некоторыми своими сверстниками, например из-за игрушек.
  • заниженный уровень самооценки – 2 (10%) ребенка, они чаще пассивны, играют в одиночестве, не охотно идут на контакт с другими ребятами, поэтому необходимо  принимать меры для того чтобы эти дети вливались в коллектив.
  • средний уровень самооценки – 6 (30%) человек, за этими детьми наблюдается активное участие в общении с другими, они стараются не конфликтовать, ведут себя умеренно спокойно, но не пассивно.

Для изучения   межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) была проведена  игра-беседа «Секрет». По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям. 20%-это процентов детей оказались в группе изолированных, в том числе дети с ОВЗ.

По результатам анализа констатирующей части исследования, где были выделены «слабые» места в развитии коммуникативных навыков межличностного взаимодействия детей в процессе разнообразной деятельности, характера и содержания, имеющихся в возрастной группе межличностных отношений были обозначены задачи формирующей работы:

• Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении; развитие чувства принадлежности к коллективу;

• Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

• Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику;

• Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения; развитие навыков эффективного общения, необходимых при сосуществовании и выполнении функций, возложенных на каждого члена детского коллектива - развитие групповой сплоченности.

Исходя из поставленных задач, были определены блоки работы для формирующего эксперимента:

1. Языки общения. Цель: формирование навыков общения с внешним миром; развитие чувства групповой сплоченности.

2. Расскажи мне обо мне Цель: формирование потребности в общении со сверстниками; установление контакта с членами детского сообщества.

3. Я+ты= вместе. Цель: воспитание культуры общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров; развитие чувства принадлежности к группе.

После формирующего эксперимента (сентябрь-март) для оценки эффективности и результативности ᴨедагогического воздействия на процесс формирования навыков межличностного взаимодействия детей среднего дошкольного возраста посредством применения игр и игровых упражнений коммуникативной направленности использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня сформированности навыков межличностного взаимодействия детей и удовлетворенности состоянием отношений детей в коллективе сверстников. В исследования принимали участие дети той же группы.

Анализ сравнительных результатов уровня самооценки у детей позволяет говорить о положительной динамике за учебный год. Так, изменились в качественную сторону:

• Показатель завышенного уровня на сентябрь наблюдался у подавляющего большинства детей - 60% (12 человек), к марту стал составлять 20% (4 человека).

• Показатель среднего уровня также претерᴨел изменения - 30% (6 человек) - 75% (15 человек). Это можно объяснить значительным снижение показателя завышенного уровня и повышением показателя среднего уровня сформированности исследуемых навыков.

• Показатель заниженного уровня самооценки  на начало года был у 2-х детей  -10%, а в марте  1 ребенок – 5 % (и это не ребенок с ОВЗ).

Анализ полученных результатов выявил стабильную положительную динамику у детей в формировании навыков самооценки детей. Анализ сравнения результатов исследования свидетельствует о развитии детского коллектива в целом, и коммуникативной комᴨетентности каждого члена этого детского сообщества.

Результат всей проведенной работы выразился в наличии у детей навыков и умений конструктивного общения: навык построения эффективного общения и взаимодействия друг с другом в процессе разнообразной деятельности (умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реаᴦᴎровать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, проявление чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение соᴨереживать в неудачи, радоваться за усᴨех другого), согласованность своих желаний с мнением других участников взаимодействия. Ребенок с ОВЗ стал восприниматься как обычный член коллектива.

Так, целенаправленная и систематическая работа с выделенной группой дошкольников по использованию возможностей игр и игровых упражнений коммуникативной направленности позволила изменить качественные характеристики показателей сформированности  коммуникативных навыков межличностного взаимодействия, улучшила психологический климат в детском коллективе в целом и произошли существенные положительные изменения в принятие ребенка с ОВЗ в коллектив.

В ходе таких занятий дети с разными физическими возможностями получают не только новые знания, но и решают свои эмоциональные проблемы, развивают воображение, уверенность в себе. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание.

Мы предлагаем игры на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в группах инклюзивного образования.

"Передай мяч".

Цель: Снятие излишней двигательной активности.

Оборудование: мяч

Ход игры: Дети стоят или сидят в кругу, как можно быстрее стараются передать мяч соседу, не уронив его.

Усложнение: повернуться в круг, убрав руки за спину.  Либо передать мяч с закрытыми глазами.

  • "Дотронься".

Цель: развитие навыков общения, снятие телесного зажима.

Оборудование: игрушки

Ход игры: Дети становятся в круг, в центр круга кладутся игрушки. Ведущий просит: «Дотронься до…(головы, носа, левой руки, хвоста и т.д.).

  • "Круг приветствия".

Цель: психологическая разгрузка детей

Ход игры: дети с педагогом встают в круг и берутся за руки. Педагог начинает первый: - "Здравствуй, Ариша". И так дети здороваются друг с другом берясь за руки , смотря в глаза друг другу.

  • "Комплименты"

Цель: развитие легкости общения, вступление в контакт друг с другом, уверенности в себе.

Ход игры: Дети стоя в кругу по очереди говорят друг другу комплименты. В виде комплиментов  можно обратить внимание  на  настроение, личностные качества и др.

  • "Найди своего ребенка".

Цель: установка контакта между родителями и ребенком

Ход игры: такие игры замечательно проводить на праздниках. Дети встают в круг, родителю завязываются глаза и он должен узнать своего ребенка, например, по голове, по рукам, по ушам и т.д. Дети предупреждаются о том, что они не должны подсказывать. Можно так же путать родителей, меняясь какими-то частями одежды, или аксессуарами.

  • "Коробка примирения"

Цель: научить детей после ссоры разным способам примирения.

Оборудование: оформленная коробка с двумя отверстиям по бокам.

Ход игры: поссорившиеся дети вставляют руки в отверстия коробки и берутся за руки, произнося различные стихи-мирилки.

  • " Части тела"

Цель: развитие раскрепощенности, позитивного настроения.

Ход игры: педагог называет часть тела и одновременно показывает на себе: Уши, нос, руки, живот, плечи и т.д. Затем водящий усложняет, начиная путать детей, называет одну часть - показывает другую, ускоряя темп. Так же дети могут показывать части тела друг у друга. Игра вызывает бурю положительных эмоций.

Любой ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является. «Игра — важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребенка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений» [2, с. 23]. Это в равной степени относится и к нормальноразвивающимся детям и к детям с особыми потребностями.

Литература

1. Агавелян, O. K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития [Текст] : монография / О. К. Агавелян. — Челябинск : 2003. – 154 с. - (Академия). – ISBN 5-7695-1623-2.

2. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В. П. Арсентьева. – Москва : Форум-Инфа-М, 2012. – 144 с. - ISBN 978-5-91134-280-7.

3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Психология развития. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 512 с. – ISBN 5-8297-0038-7.

4. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 220 с. – ISBN 5-9268-0061-7.

5. Программа коммуникативного, творческого социально-личностного развития детей дошкольного возраста и их родителей [Текст] / под. ред. Е. В. Рыбак. - изд-е 2-е доп. и дораб. – Архангельск : Народная реклама, 2012 . – 50 с. – ISBN отсутствует.

6. Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 1986. – 192 с. – ISBN 978-5-314-00016-8.

7. Шипицина, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л. М. Шипицина. - Санкт-Петербург : Союз, 2004. – 146 с. - ISBN: 5-94033-166-1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством разыгрывания сказок

Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания...

Деловая игра для воспитателей "Использование сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"

В ходе деловой игры раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации сюжетно-ролевой игры и тактика его взаимодействия с детьми в игровой ситуации....

Игры для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Эти игры проводит воспитатель для преодоления психоэмоциональных и коммуникативных трудностей детей в группе новопришедших детей. При проведении игр важно наблюдать за каждым участником, чтобы все дет...

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

"Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством сюжетных картинок.

В данной консультации речь идет о важности развития коммуникативных способностей детей  дошкольного возраста, а также о том какую важную роль играет обучение рассказыванию по картине или серии ка...

Презентация на тему "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством напольных подвижных игр".

    В современном обществе, для успешной социализации, личность должна обладать высоким уровнем коммуникативных умений, которые помогут ей обеспечить успешную деятельность в любой сфе...