РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
статья (старшая группа)
развитие коммуникативных навыков посредством игры является актуальным для детей с ОВЗ дошкольного возраста, посещающих инклюзивные группы. Не имея возможности отдать в детский сад, родители ведут своих особых детей в группы кратковременного пребывания в учреждения ДО, где можно находиться вместе с ребенком во время образовательного процесса. Именно в таких группах, их дети получают навыки коммуникативного общения, а родители имеют возможность получить консультацию педагога, так же учатся вместе игровым приемам обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Игра как деятельность, имеющая особое значение для жизни и развития обычного ребенка и ребенка с ОВЗ, всегда находилась в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей, таких как Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б. Рубинштейн С. Л., Шипицина Л. М. [3, с. 65].
Несмотря на то, что многие работы отечественных дефектологов и психологов Шипицина Л. М., Агавелян О. К. и др. затрагивают проблемы общения лиц с особенностями в интеллектуальном развитии, в данной литературе практически не рассматривается вопрос, связанный с развитием коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ. [7, с. 11]. В последние годы одним из приоритетов государства стало развитие инклюзивного образования. Именно поэтому проблема формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, посещающих группы с сохранными детьми приобретает все большее значение в современном мире. Дошкольники с ОВЗ, как правило, не включены в общество сверстников. Даже присоединяясь к обществу такие дети в ситуации познавательной деятельности чувствуют себя дискомфортно, не идя на контакт со взрослыми и сверстниками. Предпочитают оставаться в стороне, либо наблюдать за предметно-игровыми действиями других детей. Именно взрослый, являясь организатором игры, может включить ребенка с ОВЗ в коммуникативную деятельность с остальными детьми.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков посредством игры является актуальным для детей с ОВЗ дошкольного возраста, посещающих инклюзивные группы. Не имея возможности отдать в детский сад, родители ведут своих особых детей в группы кратковременного пребывания в учреждения ДО, где можно находиться вместе с ребенком во время образовательного процесса. Именно в таких группах, их дети получают навыки коммуникативного общения, а родители имеют возможность получить консультацию педагога, так же учатся вместе игровым приемам обучения.
Педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу у детей с особенностями развития, формирует навыки самоорганизации, помогает адаптироваться ребенку среди сверстников. Если в группе дошкольников есть ребёнок с ОВЗ, то педагогу стоит сделать акцент именно на коммуникативные игры. Успешная реализация деятельности направленной на развитие коммуникативных навыков возможна при соблюдении принципов организации игр. Выделим основные принципы:
- совмещение элементов игры и учения, с постепенным усложнением условий игры;
- формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;
- вариативность – педагог предлагает несколько раз одну и ту же игру, каждый раз меняя вариант её проведения;
- соблюдение единства воспитательного и обучающего воздействия на ребенка;
- креативность - это принцип развития творческого мышления у детей с ОВЗ;
- преемственность с изученными фольклорными произведениями: потешками, сказками, играми;
- ритмичность – желательно, чтобы игра имела темп, заданный ритмом, например, стихотворения;
- глаза в глаза – это установление зрительного контакта между детьми и детьми, или детьми и педагогом.
Коммуникативные способности - это такие особенности личности, имеющие индивидуально-психологический характер, поддерживающие за качаство общения с другими людьми. Они включают:
1.Желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2.Умение организовать общение («Я умею!»):
- умение слушать собеседника,
- умение эмоционально сопереживать,
- умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Игра должна быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В процессе игры развиваются нравственные, интеллектуальные, эмоционально-волевые качества, формируются активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, личность ребенка в целом. В условиях многих игр ребенка сталкивают с ситуациями, характерными для его реальной, практически ежедневной деятельности. В результате создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.
Особенности коммуникативной деятельности детей с ОВЗ требуют от взрослого поиска новых эффективных путей развития и нормализации у детей коммуникативных навыков, которые предполагают адекватные проявления межличностного взаимодействия в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в кругу сверстников. Важно во время начать работу по формированию этих навыков, т.к. находясь постоянно в обществе, ребенок должен строить адекватные отношения с этим обществом и учиться управлять своим поведением в любой ситуации.
Эффективное формирование коммуникативных навыков детей с ОВЗ возможно при условии правильного подбора игр, обязательно учитывая индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.
Успешная реализация игр на развитие коммуникативных навыков невозможна без постановки цели игры:
- обучение формам сотрудничества и общения с окружающими;
- развитие легкости вступление в контакт;
- развитие выразительности и эмоциональности невербальных средств общения.
В нашем учреждении был проведен эксперимент по включению игр на развитие коммуникативных навыков в группах школы для дошколят «Солнышко». Для изучения коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста использовался тест «Лесенка» и игра «Секрет».
При проведении теста «Лесенка» детям раздавались опросные листы, на которых изображена лесенка из десяти ступенек. Дети выполняли задание с интересом. После проведения теста «Лесенка», выявлено:
- завышенный уровень самооценки показали – 12 (60%) человек, эти дети активно общаются с другими детьми, однако иногда они вступают в конфликтные ситуации с некоторыми своими сверстниками, например из-за игрушек.
- заниженный уровень самооценки – 2 (10%) ребенка, они чаще пассивны, играют в одиночестве, не охотно идут на контакт с другими ребятами, поэтому необходимо принимать меры для того чтобы эти дети вливались в коллектив.
- средний уровень самооценки – 6 (30%) человек, за этими детьми наблюдается активное участие в общении с другими, они стараются не конфликтовать, ведут себя умеренно спокойно, но не пассивно.
Для изучения межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) была проведена игра-беседа «Секрет». По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям. 20%-это процентов детей оказались в группе изолированных, в том числе дети с ОВЗ.
По результатам анализа констатирующей части исследования, где были выделены «слабые» места в развитии коммуникативных навыков межличностного взаимодействия детей в процессе разнообразной деятельности, характера и содержания, имеющихся в возрастной группе межличностных отношений были обозначены задачи формирующей работы:
• Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении; развитие чувства принадлежности к коллективу;
• Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
• Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику;
• Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения; развитие навыков эффективного общения, необходимых при сосуществовании и выполнении функций, возложенных на каждого члена детского коллектива - развитие групповой сплоченности.
Исходя из поставленных задач, были определены блоки работы для формирующего эксперимента:
1. Языки общения. Цель: формирование навыков общения с внешним миром; развитие чувства групповой сплоченности.
2. Расскажи мне обо мне Цель: формирование потребности в общении со сверстниками; установление контакта с членами детского сообщества.
3. Я+ты= вместе. Цель: воспитание культуры общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров; развитие чувства принадлежности к группе.
После формирующего эксперимента (сентябрь-март) для оценки эффективности и результативности ᴨедагогического воздействия на процесс формирования навыков межличностного взаимодействия детей среднего дошкольного возраста посредством применения игр и игровых упражнений коммуникативной направленности использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня сформированности навыков межличностного взаимодействия детей и удовлетворенности состоянием отношений детей в коллективе сверстников. В исследования принимали участие дети той же группы.
Анализ сравнительных результатов уровня самооценки у детей позволяет говорить о положительной динамике за учебный год. Так, изменились в качественную сторону:
• Показатель завышенного уровня на сентябрь наблюдался у подавляющего большинства детей - 60% (12 человек), к марту стал составлять 20% (4 человека).
• Показатель среднего уровня также претерᴨел изменения - 30% (6 человек) - 75% (15 человек). Это можно объяснить значительным снижение показателя завышенного уровня и повышением показателя среднего уровня сформированности исследуемых навыков.
• Показатель заниженного уровня самооценки на начало года был у 2-х детей -10%, а в марте 1 ребенок – 5 % (и это не ребенок с ОВЗ).
Анализ полученных результатов выявил стабильную положительную динамику у детей в формировании навыков самооценки детей. Анализ сравнения результатов исследования свидетельствует о развитии детского коллектива в целом, и коммуникативной комᴨетентности каждого члена этого детского сообщества.
Результат всей проведенной работы выразился в наличии у детей навыков и умений конструктивного общения: навык построения эффективного общения и взаимодействия друг с другом в процессе разнообразной деятельности (умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реаᴦᴎровать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, проявление чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение соᴨереживать в неудачи, радоваться за усᴨех другого), согласованность своих желаний с мнением других участников взаимодействия. Ребенок с ОВЗ стал восприниматься как обычный член коллектива.
Так, целенаправленная и систематическая работа с выделенной группой дошкольников по использованию возможностей игр и игровых упражнений коммуникативной направленности позволила изменить качественные характеристики показателей сформированности коммуникативных навыков межличностного взаимодействия, улучшила психологический климат в детском коллективе в целом и произошли существенные положительные изменения в принятие ребенка с ОВЗ в коллектив.
В ходе таких занятий дети с разными физическими возможностями получают не только новые знания, но и решают свои эмоциональные проблемы, развивают воображение, уверенность в себе. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание.
Мы предлагаем игры на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в группах инклюзивного образования.
"Передай мяч".
Цель: Снятие излишней двигательной активности.
Оборудование: мяч
Ход игры: Дети стоят или сидят в кругу, как можно быстрее стараются передать мяч соседу, не уронив его.
Усложнение: повернуться в круг, убрав руки за спину. Либо передать мяч с закрытыми глазами.
- "Дотронься".
Цель: развитие навыков общения, снятие телесного зажима.
Оборудование: игрушки
Ход игры: Дети становятся в круг, в центр круга кладутся игрушки. Ведущий просит: «Дотронься до…(головы, носа, левой руки, хвоста и т.д.).
- "Круг приветствия".
Цель: психологическая разгрузка детей
Ход игры: дети с педагогом встают в круг и берутся за руки. Педагог начинает первый: - "Здравствуй, Ариша". И так дети здороваются друг с другом берясь за руки , смотря в глаза друг другу.
- "Комплименты"
Цель: развитие легкости общения, вступление в контакт друг с другом, уверенности в себе.
Ход игры: Дети стоя в кругу по очереди говорят друг другу комплименты. В виде комплиментов можно обратить внимание на настроение, личностные качества и др.
- "Найди своего ребенка".
Цель: установка контакта между родителями и ребенком
Ход игры: такие игры замечательно проводить на праздниках. Дети встают в круг, родителю завязываются глаза и он должен узнать своего ребенка, например, по голове, по рукам, по ушам и т.д. Дети предупреждаются о том, что они не должны подсказывать. Можно так же путать родителей, меняясь какими-то частями одежды, или аксессуарами.
- "Коробка примирения"
Цель: научить детей после ссоры разным способам примирения.
Оборудование: оформленная коробка с двумя отверстиям по бокам.
Ход игры: поссорившиеся дети вставляют руки в отверстия коробки и берутся за руки, произнося различные стихи-мирилки.
- " Части тела"
Цель: развитие раскрепощенности, позитивного настроения.
Ход игры: педагог называет часть тела и одновременно показывает на себе: Уши, нос, руки, живот, плечи и т.д. Затем водящий усложняет, начиная путать детей, называет одну часть - показывает другую, ускоряя темп. Так же дети могут показывать части тела друг у друга. Игра вызывает бурю положительных эмоций.
Любой ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является. «Игра — важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребенка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений» [2, с. 23]. Это в равной степени относится и к нормальноразвивающимся детям и к детям с особыми потребностями.
Литература
1. Агавелян, O. K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития [Текст] : монография / О. К. Агавелян. — Челябинск : 2003. – 154 с. - (Академия). – ISBN 5-7695-1623-2.
2. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В. П. Арсентьева. – Москва : Форум-Инфа-М, 2012. – 144 с. - ISBN 978-5-91134-280-7.
3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Психология развития. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 512 с. – ISBN 5-8297-0038-7.
4. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 220 с. – ISBN 5-9268-0061-7.
5. Программа коммуникативного, творческого социально-личностного развития детей дошкольного возраста и их родителей [Текст] / под. ред. Е. В. Рыбак. - изд-е 2-е доп. и дораб. – Архангельск : Народная реклама, 2012 . – 50 с. – ISBN отсутствует.
6. Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 1986. – 192 с. – ISBN 978-5-314-00016-8.
7. Шипицина, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л. М. Шипицина. - Санкт-Петербург : Союз, 2004. – 146 с. - ISBN: 5-94033-166-1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством разыгрывания сказок
Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания...
Деловая игра для воспитателей "Использование сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"
В ходе деловой игры раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации сюжетно-ролевой игры и тактика его взаимодействия с детьми в игровой ситуации....
Игры для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Эти игры проводит воспитатель для преодоления психоэмоциональных и коммуникативных трудностей детей в группе новопришедших детей. При проведении игр важно наблюдать за каждым участником, чтобы все дет...
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....
«Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Консультация для родителей...
"Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством сюжетных картинок.
В данной консультации речь идет о важности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, а также о том какую важную роль играет обучение рассказыванию по картине или серии ка...
Презентация на тему "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством напольных подвижных игр".
В современном обществе, для успешной социализации, личность должна обладать высоким уровнем коммуникативных умений, которые помогут ей обеспечить успешную деятельность в любой сфе...