«Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольников»
консультация по развитию речи

«Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольников»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchie_igry_i_tehnologii_word.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольников»

Важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».   К. Д. Ушинский.

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. 

 В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Одним из эффективных средств развития речевых способностей у дошкольников является обобщение и систематизация опыта педагогических инноваций при применении игровых технологий.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Речевое развитие включает:

·        владение речью как средством общения и культуры;

·        обогащение активного словаря;

·        развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

·         развитие речевого творчества;

·         развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

На основании этого в целях обеспечения полноценного речевого развития воспитанников мы включаем в образовательный процесс игровые технологии.

Игровая педагогическая технология -это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь. С помощью игровых технологий стараемся поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Применяем эти технологии на занятиях по развитию речи и в работе с детьми индивидуально.

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т.д.

 Для ребенка хорошо сформированная речь – это успех в обучении.

В процессе обучения речевых способностей ребенка  используем разнообразные методы и игровые технологии: артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, арт-терапию: музыкотерапию, звук терапию, куклотерапию, сказкотерапию, разнообразные вопросы, планы, схемы, мнемотаблицы, изображения, речевые и дидактические игры, направленные на развитие определенных компонентов речи.

1. Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты. Эта гимнастика очень полезна детям (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка). Все упражнения проводятся перед зеркалом в виде игры. Необходимо заинтересовать ребенка: «Давай поиграем с язычком…» Сначала упражнения проводим медленно, не спеша, 4–5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

 

2. Дыхательная гимнастика.

Дыхание – важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Правильное дыхание способствует правильному формированию речевой, нервной и иммунной систем. Для развития дыхания ребенка используем дыхательные игры: сдуваем снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; играем с султанчиками, вертушками; используем такое игровое упражнение, как «Загони мяч в ворота».

3. Сказкотерапия – (сочинение детьми сказок).  Метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Работая со сказкой, стараемся совершенствовать лексико-грамматические средства языка; развиваем диалогическую и монологическую речь;

 «Что будет, если…?» (сюжет задаёт воспитатель).

«Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад).

 «Введение в сказку новых атрибутов» (волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.).

«Введение новых героев» (как сказочных, так и современных).

«Тематические сказки» (цветочные, ягодные и т.д.).

4. Куклотерапия.

При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклатерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата.

5. Мнемотехника.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

 Их используем для обогащения словарного запаса:

обучении составлению рассказов;  

пересказах  художественной литературы;

отгадывании и загадывании загадок;

заучивании стихотворений, пословиц и поговорок.

6. Игры направленные на развитие мелкой моторики рук (игры со шнуровками, прищепками, мозаика и т.д.)

Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость. В психологии хорошо известно исследование М.В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.

 

7. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

8. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

- игры – драматизации;

-режиссерские игры.

 В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

 В режиссерской игре «артистами» являются игрушки, ребенок организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

9. Дидактические игры

Дидактическая игра как вид игровой технологии в ДОУ способствует развитию обозначенных стандартом направлений речевого развития.

Виды дидактических игр:

игры с предметами (игрушками),

настольно печатные игры,

словесные игры.

Главная цель дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, речь ребенка. Поэтому значительное место на занятиях по развитию речи дошкольников занимают дидактические игры. Дидактические игры, используем на занятиях, с целью закрепления и систематизации знаний. В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи используем скороговорки, чисто говорки, загадки, стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса (медленно, умеренно, быстро). Игра «Скажи с разной интонацией» – позволяет дошкольникам пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Для формирования грамматического строя речи дошкольников используем дидактические игры «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто кем был?».

Одни игры учат детей вести диалог, например, игра «О чём спросить при встрече» учит детей вступать в контакт.

 Предлагаю детям передавая мяч, сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече, и ответить на него.

Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает «Как живёте?» — «Хорошо».

«Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

Игра «Вопрос - ответ» развивает у детей умение отвечать на вопросы партнёра

Дети стоят в кругу. Начинаю игру, произнеся реплику-вопрос бросаю мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. («Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с мамой  на каток». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.)

Игра «Что бывает круглым?» расширяет словарь детей за счет прилагательных. Развивает воображение, память, ловкость. 

Перебрасывая мяч, задаю детям вопросы, на которые они, поймав мяч, отвечают, после чего возвращают мяч. 

Например:

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...) 

Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...) 

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...) 

Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...) 

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...) 

Так же активизирует словарный запас дошкольников игра «Как назвать того, кто...?». Давайте поиграем вместе.

Как назвать того, кто ...

Кто на машине ездит? (Шафер.)

Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен.)

Кто песни сочиняет? (Композитор.)

В игре «Закончи предложение» дети учатся правильно строить предложения с причинно-следственной связью.

Предлагаю детям закончить предложение.

Ксюша взяла утюг, она будет… (гладить белье).

Саша взял карандаш, чтобы… (рисовать).

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

10. Квест-игра

Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе  (перемещаясь из группы в музыкальный зал, другие помещения детского сада)

 Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но  такая организация игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности  направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Цель квест- игры в дошкольном образовательном учреждении: это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Задачи:

Образовательные- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.

Виды квест-игры:

1. Одиночные,

2. Групповые.

По продолжительности:

1. Кратковременные.

2. Долговременные.

По содержанию:

1. Сюжетные.

2. Несюжетные

По структуре сюжетов:

1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.

3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».

По форме проведения:

1. Соревнования.

2. Проекты, исследования, эксперименты.

Задания для квестов:

1. Поиск «сокровищ».

2. Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности).

3. Помощь героям.

4. Путешествие.

5. Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми- ходилками).

Достоинства квестов для детей дошкольного возраста:

1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая.

Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого. Квест-игра создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Квест уникальный продукт возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

Как проходят квесты в детском саду?

Ведущие мероприятия заранее подготавливают местность к игре. Желательно, чтобы дети об этом не знали.

1. Определить цели и задачи

2. Выбрать место проведения игры.

3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.

4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников.

5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий (конспект).

6. Подготовить задания, реквизит для игры

Так же при подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка.

4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

 

 

 

11.Нетрадиционная технология речевого развития – Синквейн.

Синквейн (сочинительство)– один из эффективных методов развития речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

1. его простота.

2.в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

3.является игровым приемом.

4.используется как заключительное задание по пройденному материалу.

5.используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Схема составления синквейна:

1 строка: одно существительное, выражающее главную тему синквейна

2 строка: два прилагательных, выражающие главную мысль;

3 строка: три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка: предложение, несущее определенный смысл;

5 строка: существительное ассоциация с первым словом

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

Лексическая тема: «Наш город»

 Выкса

большой, чистый.

Чистят, готовит, убирает.

Я живу в этом городе

Выкса-город промышленный.

 

Лексическая тема: «Время года»

Зима

Снежная, холодная

морозит, метет, восхищает

серебристым снегом укрывает землю,

волшебница.

При составлении синквейна с дошкольниками необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Чем поможет синквейн в речевом развитии дошкольников:

·        пополнить словарный запас;

·        учит краткому пересказу;

·        находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн помогает развить речь и мышление,облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.  

Результативность  в процессе речевого развития с использованием игровых технологий:

·        Наблюдение положительной динамики речевого развития

·        Обогащение, и активизация словаря

·        Целенаправленное развитие речи как средства общения

·        Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук

 

Таким образом, использование игровых технологий является эффективным средством речевого развития дошкольников.

Заключение: использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме.

 

Список литературы:
  1.  «Игровые технологии как вид педагогических технологий»,

  Михайленко Т. М., 2011г.

  2. «Игра в образовательном процессе»: методическое пособие,

  Ермолаева М.Г, 2005г.

  3. «Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного  возраста», О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова., 2012 г.

  4. «Теория и практика развития речи дошкольника: развиваем речь»,   Ушакова, О.С , 2008 г.

  5. «Методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»,

  Ушакова О.С., 2006г.

  6. «Игры и игровые упражнения для развития речи », Швайко С., 2003 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Музыкальные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция....

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников»

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются...

Из опыта работы на тему «Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста».

В последнее время наиболее актуальным является внедрение в образовательную практику в ДОУ педагогических игровых технологий.Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основн...

Театрализовано – игровая деятельность ,как средство развития эмоциональной сферы дошкольников.

Данная презентация содержит материал по развитию у детей дошкольного возраста театральных способностей....

Доклад на тему: «Игровые технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста»

Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Отсюда понятно, что формирование эмоциональной сферы должно рассматрив...

«Игровая ситуация как средство развития речевой активность дошкольников»

Речевые умения являются необходимыми компанентами общения. В этом помогают игровые ситуации. Создавая определенную ситуацию взрослый вовлекает детей в игру, через которую ребенок усваивает и развивает...

Игровые технологии как средство развития познавательной активности дошкольника

Что такое игра? Игра — это такая деятельность, которая осознаётся как ненастоящая воображаемая ситуация, не связанная с обыденной деятельностью, способная полностью захватить играющего....