«Игровая ситуация как средство развития речевой активность дошкольников»
консультация
Речевые умения являются необходимыми компанентами общения. В этом помогают игровые ситуации. Создавая определенную ситуацию взрослый вовлекает детей в игру, через которую ребенок усваивает и развивает все речевые навыки и речевое общение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igrovye_situatsii.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Игровая ситуация как средство развития
речевой активность дошкольников»
Одним из важных направлений в развитии детей дошкольного возраста является развитие коммуникативных способностей и речи. Речевые умения являются необходимыми компонентами общения. В процессе общения формируются психические процессы дошкольника и полноценное его развитие, от которых впоследствии будет зависеть учебная и трудовая деятельности, отношения с людьми.
Коммуникативное развитие помогает становлению и развитию у детей разных сторон речи: звуковой культуры речи, обогащению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи. С помощью речи у детей развиваются разные виды деятельности, такие как бытовая, познавательная, трудовая, игровая. В процессе общения у детей формируются речевые навыки и умения. У детей речь формируется постепенно, от возраста к возрасту идет усложнение обучения, дошкольники больше усваивают слов и понятий. С помощью методов и приемов у малышей формируется четкость произношения слов, мыслительные навыки, растет грамотность речи, развиваются связная речь.
Ведущей деятельностью для ребенка была и остается игра. Именно в игре он свободно общается, сочиняет, придумывает, ведет себя естественно, это и способствует его речевой активности. Для развития полноценного игрового общения для детей используют игровые ситуации.
Игровая ситуация - это конкретная ситуация, которая возникает в процессе игры, определяющаяся целями и правилами игры, в которой игроки должны принимать решения и действовать в соответствии с этими правилами.
Игровую ситуацию взрослые организуют намеренно и проводят как сюжетно-ролевую игру. Характеризуется сюжетно-ролевая игра как сюжет из жизни или литературного произведения, он должен быть коротким, несложным и хорошо знакомым ребенку.
Для игры организуют пространство и предметную среду, оснащают необходимыми игрушками и предметами. Взрослый руководит процессом игры, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, взаимоотношениями, помогает насыщать игру диалогом и игровыми действиями.
Игровые ситуации делятся на:
Ситуации-иллюстрации.
Ситуации-иллюстрации используют обычно в работе с детьми младшей группы. Взрослый разыгрывают простые сценки из жизни детей. С помощью игр и дидактических пособий детям демонстрируют образцы правильного поведения в обществе и навыки общения.
Примерная ситуация-иллюстрация:
Игра «Домашние животные». Цель данной игры обогащать речь детей словами: кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет, умение слушать, отвечать на вопросы, воспитывать интерес и заботу о животных.
Игра «Построй домик животному» Цель данной игры закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах"; формировать умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных.
Ситуации-упражнения.
Ситуации-упражнения используют для детей средней группы. В этом виде игры ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дошкольники выполняют отдельные игровые действия в определенном сюжете, учатся взаимодействию со сверстниками в игре.
Пример ситуации – упражнения:
Игра «Мы идем в лес». Задачи игры расширить представления дошкольников о диких животных, познакомить с животными занесенными в красную книгу, развивать речь детей, выражать свои эмоции словами, воспитывать бережное отношение к животным.
Ситуации-проблемы.
С детьми в старшей группе применяют ситуации-проблемы. Эти игры помогают усвоению направлений в социальных отношениях между детьми, их усвоению и выстраиванию своего поведения в мире людей. В ситуациях-проблемах педагог привлекает внимание ребенка к эмоциональному состоянию участников и персонажей, принимающих участие в данной ситуации. Принимая активное участие в ситуациях-проблемах, ребенок проявляет свои чувствам и переживаниям, учится осознавать их и принимать. Со временем научившись понимать последствия своих поступков ребенок будет стараться выстраивать сюжет игры по - своему, менять игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок задействован и активен.
Пример ситуации –проблемы:
Игра «Кому нужна вода?». Задачи игры: знакомит детей с местожительством растения, его внешним видом, в каких местах любит расти; какое оно – влаголюбивое или нет, светолюбивое, или растет в тени?
Игра «Чудо-цветок». Задачи направлены на закрепление знания детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок и плод).
В игре «Приготовь лекарство». Задачи строятся на закреплении знаний о строении растения, где оно растет, его лекарственные свойства.
Ситуации-оценки.
Ситуации-оценки используют с детьми в подготовительной группе. Эти ситуации предполагают самими детьми анализ и обоснование принятого решения, его оценку. Когда игровая проблема уже решена, взрослый должен помочь ребёнку оценить ситуацию, проанализировать и обосновать решение.
Пример ситуации –оценки:
Игра «Придумай другой конец». Вспоминая чем закончилась сказка, можно предложить ребенку придумать свой конец к сказке, эмоционально прочувствовать ее, выразить мимикой разных персонажей.
Игра «Пирамида добра». Стоя в кругу, детям можно предложить высказать пожелания друг другу. Определить правила игры, кто придумал пожелание –выходит из круга, или произнеся свое пожелание, положит руку сверху на ладонь рядом стоящего ребенка.
Игровые ситуации решают разные задачи в том числе и речевые. В Игре обогащается и активизируется словарь детей, воспитывается звуковая культура речи, формируется грамматический строй языка, развивается связная речь. Это происходит благодаря выполнению речевых заданий и практических действий, развитию сюжета, воображаемой ситуации, игровых действий с игрушками, эмоционального вхождения в роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников.
Консультация для родителей....
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современные требования к дошкольному образованию прямоуказывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.На первый план выходят активные методы интеллектуального ...
Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»
laquo;Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, ...
Использование игровых сеансов как средство развития речевой активности детей раннего дошкольного возраста
презентация...
Статья «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников...
Обобщенный опыт работы «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Резвитие речевой активности у дошкольников через пластилинографию...
"Музыкально- игровая деятельность, как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей....