Конспект занятия в старшей группе по теме «Чтение произведений В. Драгунского «Друг детства» и А. Барто «Игрушки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Менщикова Марина Александровна

Конспект занятия в старшей группе по теме

«Чтение произведений В. Драгунского «Друг детства» и А. Барто «Игрушки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drug_detstva_i_a._barto_igrushki.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по теме

«Чтение произведений В. Драгунского «Друг детства» и А. Барто «Игрушки»

Тема: «Чтение произведений В. Драгунского «Друг детства» и А. Барто «Игрушки».

Цель: знакомство детей с произведением В. Драгунского «Друг детства».

Задачи:

вспомнить знакомые стихотворения А. Барто;

формировать умение передавать свое отношение к персонажам;

закрепить знания детей о жанровых особенностях рассказа;

учить понимать переносное значение пословиц;

развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

формировать положительные взаимоотношения между детьми, преданность в дружбе;

воспитывать доброе, внимательное отношение к человеку в окружающем мире, к игрушкам.

Материал и оборудование:

платочек, любимая игрушка каждого ребенка для оформления выставки, игрушки по стихотворениям А. Барто, картинки для проведения словарной работы, ватман, затонированный в голубой цвет, силуэты солнышек, тучек.

Предварительная работа:

чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки», чтение художественной литературы об игрушках, о дружбе, подбор пословиц, прослушивание и пение песен о дружбе.

Ход занятия

I. Вводная часть

Настрой на работу

– Здравствуйте, ребята!

В группе нашей все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа,

Вместе мы одна семья.

– Ребята, давайте выполним два упражнения, которые поднимут нам настроение.

Игровое упражнение «Подари улыбку»

Дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель поворачивает голову к ребенку, стоящему рядом, улыбается ему. Так по кругу каждый ребенок «передает» соседу улыбку, условие – смотреть доброжелательно в лицо другому ребенку.

Игровое упражнение «Я дарю тебе платочек»

Упражнение проводится в кругу. Ребенок берет платочек и подает тому, кому симпатизирует, тот молча, благодарит (кивком головы) и дарит платочек следующему и т. д. В игру должны быть включены все дети.

Введение в тему занятия

Дети садятся на стульчики. Воспитатель беседует с детьми.

– Ребята, у нас в группе, у вас дома много разных игрушек. Сегодня каждый из вас принес свою любимую игрушку, и мы организовывали выставку ваших любимых игрушек.

– Расскажите о своей любимой игрушке. (Выслушиваются рассказы 3 – 4 детей)

– Расскажите об игрушках, с которыми вы играли раньше. (Рассказы детей)

– Где сейчас находятся эти игрушки?

– Подумайте, всегда ли по - доброму вы относились к своим игрушкам?

II. Основная часть

Чтение стихотворений А. Барто по теме «Игрушки»

– Очень много стихотворений об игрушках написано Агнией Барто. Сейчас мы с вами эти стихотворения вспомним. Перед вами игрушки (игрушечный самолет, слон, грузовик, козленок, кораблик флажок, мячик, бычок). Вы сейчас будете выходить, брать одну игрушку и читать стихотворение А. Барто про эту игрушку.

Дети по желанию выходят, выбирают игрушку и читают стихотворение

А. Барто о данной игрушке.

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Слон

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

– Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Козлёнок

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

Кораблик

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

– Прокати, капитан!

Самолёт

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Флажок

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я

Огонь зажёг.

Дидактическая игра «Слушай и исправляй стихотворение…»

Сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Задание называется «Слушай и исправляй стихотворение…».

Я буду читать строчки стихотворений А. Барто, вы должны исправить те слова, которые я прочитала неверно. Будьте внимательны!

Уронили зайку на пол, (мишку)

Оторвали зайке лапу…

Идет медведь, качается (бычок)

Вздыхает на ходу…

Я люблю свою мартышку, (лошадку)

Причешу ей шерстку гладко…

Наша Маша громко плачет, (Таня)

Уронила в речку мячик.

Тише Машенька не плачь…

У меня живет слоненок, (козленок)

Я сама его пасу.

Рано утром в сад зеленый,

Я слоненка отведу…

Матросская шапка, веревка в руке,

Тяну я трактор, по быстрой реке…(кораблик)

Левой! Правой! Левой! Правой!

На парад идет отряд,

На парад идет отряд,

Трубочист очень рад! (Барабанщик)

– Послушайте еще два стихотворения А. Барто на тему «Игрушки».

Зайка

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не смог –

Весь до ниточки промок.

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Дидактическая игра «Три девочки»

Воспитатель предлагает детям картинку, на которой изображены три девочки.

– Посмотрите внимательно на картинки. Как вы думаете, какая из них зайкина хозяйка?

– Какими словами ее можно охарактеризовать? ( Равнодушная, безразличная…)

– Какая девочка оторвала мишке лапу?

– Какие слова характеризуют ее? (Бессердечная, жестокая…)

– Какая девочка пожалела мишку?

– Какие слова характеризуют ее? (Заботливая, добрая милосердная…)

– Ребята, как бы вы поступили с зайкой и мишкой? (Ответы детей)

Динамическая пауза: игра «Найди свою пару»

Дети делятся по парам (мальчик, девочка). Пока звучит музыка, дети свободно двигаются по группе. По сигналу воспитателя (музыкальное сопровождение прерывается) дети находят свою пару. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства», беседа по содержанию

– Послушайте, какая история произошла с мальчиком в произведении В. Драгунского «Друг детства».

Воспитатель читает рассказ.

– Что я вам прочитала рассказ, сказку или стихотворение?

– Почему вы решили, что это рассказ?

– Кому из вас понравился рассказ? Почему?

– Какие слова в рассказе вам были непонятны?

Словарная работа

Воспитатель объясняет значение слов, показывает иллюстрации.

Астроном – ученый, который занимается изучением небесных тел и явлений (Солнце, звезды, планеты, метеориты).

Приспичило – понадобилось срочно, неотложно, очень захотелось.

Перебейся – прожить какое-либо время без чего либо

Плюшевый – сшитый из ткани мягкой, ворсистой

Утиль – старые вещи, которые хотят выбросить

Сподручнее – удобнее

Облезлый – лишившийся волос, шерсти, потерявший верхний слой чего-либо.

Груша – спортивный снаряд для тренировки боксеров.

– Почему Дениска передумал быть боксером?

– Как отреагировал, обрадовался Дениска, когда только увидел мишку?

– Какие воспоминания вызвал у Дениса мишка?

Воспитатель зачитывает данный эпизод.

– Какие слова в тексте говорят о том, что мишка, когда – то для Дениски был самым лучшим другом, и он очень дорожил им. Какая фраза стала ключевой, и Денис передумал тренировать силу удара на игрушке?

– Какие чувства он испытывал к мишке?

– Почему Дениска назвал мишку своим лучшим другом детства? Разве игрушки могут быть другом?

– У кого из вас есть такой друг?

– Расскажите, как вы играли со своими старыми друзьями – игрушками детства. (Дети по желанию рассказывают истории из личного опыта).

Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Пусть соединятся

Их маленькие пальчики.

– Покажите мне свою правую руку, а теперь левую. Дотроньтесь своими пальчиками до пальчиков соседа. Замкните круг. А теперь поднимите руки вверх.

Работа с пословицами

– Ребята, почему говорят: «Старый друг лучше новых двух»?

– О верной дружбе сложено много пословиц и поговорок:

«Нет друга – ищи, а нашел – береги!»

«Дружба и братство дороже всякого богатства».

«Там, где дружат, живут – не тужат».

«Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

«Старый друг лучше новых двух».

«Без друга в жизни туго».

«Верному другу цены нет».

– О чем эти пословицы? Объясните значение каждой из пословиц.

– У каждого человека должен быть друг. Кого можно назвать другом?

– Как бы вы поступили, если бы вас предал друг?

III. Заключительная часть

Итог занятия.

С каким рассказом сегодня познакомились?

Кто автор рассказа?

Рефлексия

Что мы сегодня делали?

Что вам больше понравилось?

Каким было ваше настроение?

Почему?

– Посмотрите, на что это похоже?

Воспитатель показывает ватман голубого фона.

– Давайте украсим небо солнышками и тучками.

Дети выбирают изображения и прикрепляют на голубой фон.

Моё настроение похоже на:

солнышко;

солнышко с тучкой;

тучку;

тучку с дождиком.

Я держу в ладошках солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь это просто!

Лучик солнца – это вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе на тему Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик»

Задачи 1. Познакомить детей с чувашским фольклором. 2. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки и друг другу, чувство коллективизма, взаимопомощи, милосердия. 3. Учить точно отвечать на ...

Конспект занятия в средней группе по теме: «Чтение сказки «Зимовье зверей»

Конспект занятия по Мир природы в средней группе по теме: «Чтение сказки «Зимовье зверей»...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы по теме : Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму с

Учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к бли...

Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе На тему: Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Цель: показать нравственно- духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях....

Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе На тему: Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Конспект НОД в старшей группе по художественной литературеНа тему: Чтение рассказа  В. Ю. Драгунского «Друг детства»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского "Друг детства"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского  "Друг...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Конспект непосредственно образовательной деятельностив старшей группе по теме «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»...