Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Менщикова Марина Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе по теме «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._dragunskiy_sverhu_vniz_naiskosok.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе по теме «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Тема: «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Цель: знакомство с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», раскрытие замысла автора в произведении.

Задачи:

образовательные:

продолжать знакомить детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор»;

познакомить детей с биографией и творчеством Виктора Драгунского;

способствовать формированию умения детей оценивать поступки героев, отличать хорошие поступки от плохих;

обогащать словарный запас детей;

развивающие:

развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

развивать чувство юмора, творческое воображение;

воспитательные:

воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Материал и оборудование:

дудочка, фотография детского сада, картинки с изображением людей, работающих в детском саду: повар, медсестра, рабочая прачки, дворник и другие.

Предварительная работа:

экскурсия по детскому саду, чтение художественной литературы о детском саде, о дружбе, подбор пословиц, прослушивание и пение песен о детском саде, дружбе.

Ход занятия

I. Вводная часть

Настрой на работу.

Колокольчик дал сигнал –

Для занятий час настал.

Время даром не теряйте

Все скорее в круг вставайте.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим.

Введение в тему.

Дети садятся на стульчики. Воспитатель предлагает обратить внимание на портрет писателя.

– Кто из вас узнал чей это портрет?

Кто такой Виктор Драгунский?

Виктор Драгунский автор произведений для детей.

Как вы понимаете кто такой автор произведений?

Знакомство с биографией В.Ю. Драгунского.

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов. Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

Всего он написал около 90 рассказов. Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев.

С каким рассказом Виктора Драгунского мы уже познакомились? («Друг детства»)

– Сегодня я познакомлю вас с еще одним произведением Виктора Драгунского, которое называется «Сверху вниз, наискосок!»

– Во время чтения постарайтесь подумать, почему автор так назвал свое произведение.

II. Основная часть

Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием произведения.

Вам понравилось это произведение?

Чем понравилось?

Что я вам прочитала рассказ, сказку или стихотворение?

Почему вы решили, что это рассказ?

Рассказ – это литературное произведение в прозе, в котором речь идёт о реальных событиях и героях, их переживаниях.

Как вы думаете, почему рассказ В. Драгунского так назван?

(Дети с восторгом красили и приговаривали: «Сверху вниз, наискосок!» Очевидно, автор хотел подчеркнуть отношение ребят к своей «работе»)

Какие слова в рассказе вам были непонятны?

Словарная работа.

Воспитатель объясняет значение слов, показывает иллюстрации или предметные картинки.

Шланг гибкая труба из водонепроницаемой ткани, резины и т. п. для подачи жидкости, газа.

Бочонок маленькая (небольшая) бочка

Насос механизм, служащий для накачивания куда-либо или выкачивания откуда-либо жидкостей, газов.

Кегля фигура для игры в виде точёного деревянного или пластмассового суживающегося кверху столбика.

Кто такие маляры? (Рабочие, специалисты по окраске зданий, внутренних помещений и различных крупных предметов)

Что значит «нахлобучка с дырочкой», каким другим словосочетанием можно заменить это выражение? (Крышка, верхняя, закрывающая часть какого ни будь сосуда)

Как вы понимаете выражение «я моментально покрасил ее?» (Покрасил очень быстро, сразу)

Физкультурная минутка «Маляры»

Маляры пришли втроем, (шагают на месте)

Будут красить старый дом: (изображают крышу над головой)

Сверху вниз, наискосок! («красят»)

Аккуратнее, дружок.

Дом готов. (хлопки в ладоши)

Ура! Ура!

Был облезлый, скучный, голый – (руки разводят в стороны)

Стал нарядный и веселый. (изображают крышу над головой)

В какое время года происходят события, описанные в этом рассказе?

Почему детям было весело? (Они любят смотреть на то, как работают взрослые. Тем более, что это был ремонт. Интересно все: кучи песка, кирпичи и доски, интересно, как вообще идет ремонт дома).

С кем подружились ребятишки?

Что можно сказать об этих взрослых? (Они добрые, любят детей, понимают их любопытство)

Во что играли дети? Как это «просто так, играли ни во что?»

Как ребята помогали рабочим?

Как были одеты девушки маляры?

Почему детям их одежда показалась очень красивой? (Одежда маляров была измазана краской, ребята, наверно, представляли, как здорово вот так красить и не бояться испачкать одежду. Здорово быть малярами!)

На что нравилось смотреть детям?

Можно ли назвать детей любопытными?

Если бы вы увидели оставленные рабочими вещи, чтобы вы сделали? Вы знаете, что трогать можно, а что нельзя?

Смешная это история или печальная?

Этот рассказ веселый, забавный и интересный, но он также и поучительный: все-таки стройка это не место для игр. Рассказы В. Драгунского учат нас осторожности, осмотрительности в поступках, учат тому, что спор не всегда заканчивается хорошим делом.

Вы думаете, что случай во дворе стал ребятам уроком? Чему они научились? А вы?

Составление плана рассказа.

Из скольких частей состоит каждый рассказ?

Какие это части?

В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.

Вспомните, как начинается рассказ «Сверху вниз, наискосок!», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?

О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует ей?

Чем закончилась история про ребят? Какое название можно дать третьей части рассказа?

III. Заключительная часть

Итог занятия

– С каким рассказом сегодня познакомились?

– Кто автор рассказа?

Рефлексия.

Что мы сегодня делали?

Каким было ваше настроение?

Почему?

Что вам больше понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»

1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». 2. Задачи:1. Художественная литература. Познакомить дете...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, который познакомит детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». На этом занятии дети знакомятс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в зимнюю сказку".

Знакомство со сказкой "Снегурочка", развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления. Расширение словаря по лексической теме "Зима"....

Конспект открытой интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Народные художественные промыслы России»

Конспект открытой интегрированной НОД для детей старшей группы по художественно- эстетическому воспитанию...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»»

Основная идея рассказа в том, что неважно кем быть по профессии, главное — оставаться человеком....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

Конспект непосредственной образовательной деятельности  в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин  «Золотой  луг»....