Конспект - Развитие речи: «Путешествие в зимнюю сказку».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: развивать связную речь.

Задачи:

 Образовательные:

 - уточнить и закрепить  представления  детей о зиме и характерных ее признаках: состояние погоды, явлениях (снегопад ,метель ,вьюга, пурга, мороз);

- формировать умение детей подбирать к данным словам слова признаки

( прилагательные ) , слова действия (глаголы);

-знакомить детей со « родственными» словами .

Развивающие:

- развивать связную речь ребенка;

- развивать наглядно-образное  мышление, воображение, память ,внимание;

- развивать  коммуникативные навыки и умение ребенка передавать заданное эмоциональное состояние.

Воспитательные:

- воспитывать  у детей интерес к русскому языку;

- воспитывать чувство сопереживания и дружелюбия;

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_na_temu.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект - Развитие речи: «Путешествие в зимнюю сказку».

 

Цель: развивать связную речь.

Задачи:

 Образовательные:

 - уточнить и закрепить  представления  детей о зиме и характерных ее признаках: состояние погоды, явлениях (снегопад ,метель ,вьюга, пурга, мороз);

- формировать умение детей подбирать к данным словам слова признаки

( прилагательные ) , слова действия (глаголы);

-знакомить детей со « родственными» словами .

Развивающие:

- развивать связную речь ребенка;

- развивать наглядно-образное  мышление, воображение, память ,внимание;

- развивать  коммуникативные навыки и умение ребенка передавать заданное эмоциональное состояние.

Воспитательные:

- воспитывать  у детей интерес к русскому языку;

- воспитывать чувство сопереживания и дружелюбия;

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие,

речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование:

Групповая комната разделена на зоны по порядку выполнения заданий.

Аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года .Вальс».

Мультимедийная презентация  «Пришла красавица зима».

Демонстрационный материал: картинки-символы с изображением солнца ,зимнего неба, ветра, деревьев, снегопада ,одежды людей ,модель елочки из ватмана, ,конверт с загадкой.

Раздаточный материал: снежинки, вырезанные из салфеток.

Методические приемы : словесный, игровой, наглядный, ауди прослушивание.

Словарная работа:

Что означает слово салазки? (санки)

Кто такая крестная?

Уточнить, что значит «до полуночи» (до 12 часов ночи).

Предварительная работа:

Чтение сказки «Метелица» и других сказок о зиме.

Просмотр альбома  «Времена года. Зима».

Беседа по  приметам зимы.

Дидактические игры по теме: « Времена года»,«Когда это бывает», «Что сначала ,что потом», «Четвертый лишний», «Цепочка», « Продолжи предложение».

Пальчиковая, артикуляционная гимнастика по теме: «Снегири» , «Зима», «Новый год», «У кормушки».

 

 

 

Ход непрерывной образовательной деятельности:

 

     I - Вводная часть:

 

Воспитатель читает стихотворение «Зима»

-Снег, да снежные узоры,

-В поле вьюги разговоры,

-В пять часов уже темно.

-День - коньки, снежки, салазки

Вечер - бабушкины сказки.

-Вот она, зима.

- Здравствуйте, ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)

-А я люблю их рассказывать, а помогать мне будет музыка.

-Вы сейчас попадете в настоящую зимнюю сказку, услышите мой голос и красивую музыку.

(Звучит красивая музыка)

-Раз, два, три ,четыре ,пять

-Будем сказку начинать

-Ты на месте не топчись,

-Лучше вправо повернись,

-Покружись еще разок

-Видишь зимний лес дружок.

(После волшебных слов все садятся на стульчики)

Идет демонстрация слайдов.

Рассказ воспитателя:

 « На дворе зима. Стоит холодная погода. Кругом светло от снега. Пришла зимушка и в лесную чащу. Запушила деревья снегом. Красивый наряд лежит на деревьях. Посыпались с неба пушистые снежинки. Веселым ковром легли они на поля. Засверкал на солнце снег. Хорошо зимой!»

 

 II – Основная часть:

 

- Вы сумели увидеть  зимнюю сказку? (ответы детей)

Посмотрите, кругом деревья, украшенные снегом, и лес выглядит

сказочно, красиво.

- Давайте немного поиграем, я подарю вам снежок, а вы будете его передавать друг другу и рассказывать – какую зиму вы увидели…

 

1.Д\игра  «Какую зиму вы представили?»

 

(Ответы детей : холодную, снежную, суровую, студеную ,ветреную, морозную, красивую ,сверкающую, пушистую, мягкую, веселую, нарядную ,хорошую).

-Что зима сделала с лесом? (запорошила, заколдовала, замела, заморозила)

-Какой лес зимой? (заколдованный, задумчивый, сказочный, заснеженный)

-Какой снег в лесу? (блестящий, искристый, холодный)

-Как выглядят деревья зимой? (тихие, задумчивые, замерзшие, продрогшие ,дремлют под снежным одеялом, у елки иголки ,как ледяные палочки.

-Молодцы. Продолжим наше путешествие. На столе лежит снежинка.

- Здесь написаны загадки, нам нужно их отгадать,чтобы узнать « про что так говорят»

 (Дети переходят к магнитной доске и отгадывают загадки вывешивая на магнитную доску картинки - отгадки).

 

 

2. Д\игра «Про что так говорят»

 

- Ударил (мороз)

-Бушует (вьюга)

-Замерзли (руки, снежинки, льдинки, щеки)

-Метет (метель, ветер)

-Хрустит (мороз, снег, наст)

-Блестит (снег, солнце, сосулька)

-Морозный (денек, ветер)

-Холодное (небо, дыхание)

-Ледяная (горка, сосулька)

-Какую холодную зиму вы описали. Не замерзли? (немножко)

-Давайте погреемся.

 

3. Пальчиковая  гимнастика

 

Раз, два, три, четыре                                          

(загибают пальцы начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили                             

(лепят, меняя положение ладоней)       

Круглый, крепкий, очень гладкий                   

(показывают круг, сжимают ладони вместе )

И совсем - совсем не сладкий.                          

(грозят пальцем)          

Раз – подбросим, два – поймаем.                      

(подбрасывают и ловят «снежок»)

Три – уроним                                                       

(роняют воображаемый снежок)

И… ломаем. 

    -Продолжим наше путешествие. (Дети и воспитатель подходят к елочке)   

                                                

4. Составление рассказа

 

-Ой ребята, а что это за шкатулочка лежит под елочкой,

-Вы не знаете? (нет)

-Давайте попробуем ее открыть,

-Она не открывается. На ней написано «Эту шкатулку откроет тот, кто все знает про приметы зимы»

-Давайте попытаем счастье, согласны (да)

- Вспоминать и рассказывать о приметах зимы будем  при помощи картинок символов.

(Воспитатель вывешивает на доску картинки – символы , а дети составляют рассказ:

«Наступила зима. Солнце светит, но не греет. Небо пасмурное, серое,

 хмурое. Но в морозную погоду становиться ясным, чистым, голубым и ярко светит солнышко. Ветер зимой  холодный ,ледяной, сильный. Часто бывают снегопады (вьюги, метели) Все деревья и кустарники стоят голые , их ветки покрыты снегом. День зимой становиться короче , а ночь- длиннее. Стоят трескучие морозы. Что бы  не замерзнуть, люди одевают зимнюю, теплую одежду».

-Молодцы ребята, рассказ мы составили, а теперь давайте попробуем открыть шкатулку. (Открывается шкатулка, а в ней лежит письмо от Зимушки)

-Ребята, вы много знаете о зиме, поэтому я хочу вам   сделать подарок.

Но сначала отгадайте загадку:

-Белые звездочки с неба упали.

Мне на ладошку сели и пропали. (ответы детей (снежинки)

(Всем детям раздаются снежинки из шкатулки).

 -Я предлагаю всем на минутку превратиться в снежинок, и почувствовать себя легкими, мягкими, невесомыми, хотите ?

-Скажем дружно : - Вокруг себя ты повернись ,и в снежинку превратись…

(Дети совместно с воспитателем выполняют физкультминутку).

 

 5.  Физкультминутка:

 

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)

Легкие пушинки. (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга — (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)

Белые подружки.

Заспешили на прогулку (шаги на месте)

Дети и старушки.

(После выполнения задания дети садятся на ковер)

-Ребята ,а в шкатулке еще письмо от кого-то

(Воспитатель читает загадку)

-Я – внучка Мороза и вьюги,

Являюсь сюда каждый год,

Со мною снежинки-подруги

Веселый ведут хоровод.

 (снегурочка)

-Снегурочка написала в письме ,что был сильный ветер ,и он раздул весь снег с деревьев. Что может случиться с деревьями? (они могут замерзнуть)

-Снегурочка просит помочь ей, ведь мы в сказке, и здесь возможно все…

 

6. Словесная дидактическая игра «Слова-родственники»:

 

-От какого слова получилось имя Снегурочки? (снег)

-От слова «снег» произошло и много других слов,

-Я буду читать вас стихи от Снегурочки, а вы добавляйте слова ,связанные со словом снег.

-Каждым «снежным словом» и вашими снежинками будем укрывать елочку.

-Ведь недаром Зимушка превратила нас в снежинки.

(После каждого угаданного слова демонстрируется слайд)

-Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю (снег)

-С неба все скользят пушинки,

Серебристые (снежинки)

-На дорожку, на лужок

Выпал беленький (снежок)

-Вот  веселье для ребят,

Все сильнее (снегопад)

-Словно в  белый пуховик

Нарядился (снеговик)

-На снегу-то посмотри

В красных грудках (снегири)

-Ребята, какие слова встретились в отгадках?

(Снег, снегопад, снегири, снежинки, снеговик, снежок)

-Ребятки, чем они все похожи (У них есть одна общая часть – снег)

-Правильно, слова которые похожи по звучанию и произошли от одного общего слова (корня), называются словами – родственниками.

-Смотрите, какая елочка красивая стала. Принарядилась, укуталась снежинками. Теперь ей не страшны самые сильные морозы.

-Спасибо вам, ребята, за помощь.

-Я вижу, что вы чуткие, добрые и заботливые.

-Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

-Произнесем волшебные слова:

-Вокруг себя ты повернись

-И в ребенка превратись

 

III – Рефлексия:

-Ребята вам понравилось наше путешествие (Ответы детей)

-Что нового вы узнали?

- Ребята, кому мы сегодня с вами помогали? (Ответы детей).

- Для чего мы с вами помогали Снегурочке? (Ответы детей).

-Какие слова называются родственными, почему?

-Угощайтесь волшебными леденцами от  Снегурочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в зимний лес" (1 мл. группа)

Яркое театрализованное музыкальное действо - "Путешествие в зимний лес". Сказка с участием кукольных персонажей, детей младшей группы и их воспитателей. Развивает воображение, внимание, речь, слуховое...

Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } 1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы. 2. Вызывать у детей положительный эмоциональный о...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в зимний лес"

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков "ж" и "ш" в словах и фразах, дифференцировать звуки на слух, обогащать словарь детей образными словами и выражениями, формировать пред...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Путешествие в зимний лес"

Закреплять знания детей о зимних явлениях в жизни природы, о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме,   воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

конспект образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в зимний лес"

занятие на закрепление названий и среды обитания диких животных, представлено в виде игрвой деятельности для детей 3-4 лет....

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в зимний лес"

Тема занятия: Зимний лесЦели:1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ИЗ-ЗА, НАД2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.3.Учить детей составлять предложения ...