Конспект - Развитие речи: «Путешествие в зимнюю сказку».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: развивать связную речь.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и закрепить представления детей о зиме и характерных ее признаках: состояние погоды, явлениях (снегопад ,метель ,вьюга, пурга, мороз);
- формировать умение детей подбирать к данным словам слова признаки
( прилагательные ) , слова действия (глаголы);
-знакомить детей со « родственными» словами .
Развивающие:
- развивать связную речь ребенка;
- развивать наглядно-образное мышление, воображение, память ,внимание;
- развивать коммуникативные навыки и умение ребенка передавать заданное эмоциональное состояние.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к русскому языку;
- воспитывать чувство сопереживания и дружелюбия;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект - Развитие речи: «Путешествие в зимнюю сказку».
Цель: развивать связную речь.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и закрепить представления детей о зиме и характерных ее признаках: состояние погоды, явлениях (снегопад ,метель ,вьюга, пурга, мороз);
- формировать умение детей подбирать к данным словам слова признаки
( прилагательные ) , слова действия (глаголы);
-знакомить детей со « родственными» словами .
Развивающие:
- развивать связную речь ребенка;
- развивать наглядно-образное мышление, воображение, память ,внимание;
- развивать коммуникативные навыки и умение ребенка передавать заданное эмоциональное состояние.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к русскому языку;
- воспитывать чувство сопереживания и дружелюбия;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие,
речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование:
Групповая комната разделена на зоны по порядку выполнения заданий.
Аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года .Вальс».
Мультимедийная презентация «Пришла красавица зима».
Демонстрационный материал: картинки-символы с изображением солнца ,зимнего неба, ветра, деревьев, снегопада ,одежды людей ,модель елочки из ватмана, ,конверт с загадкой.
Раздаточный материал: снежинки, вырезанные из салфеток.
Методические приемы : словесный, игровой, наглядный, ауди прослушивание.
Словарная работа:
Что означает слово салазки? (санки)
Кто такая крестная?
Уточнить, что значит «до полуночи» (до 12 часов ночи).
Предварительная работа:
Чтение сказки «Метелица» и других сказок о зиме.
Просмотр альбома «Времена года. Зима».
Беседа по приметам зимы.
Дидактические игры по теме: « Времена года»,«Когда это бывает», «Что сначала ,что потом», «Четвертый лишний», «Цепочка», « Продолжи предложение».
Пальчиковая, артикуляционная гимнастика по теме: «Снегири» , «Зима», «Новый год», «У кормушки».
Ход непрерывной образовательной деятельности:
I - Вводная часть:
Воспитатель читает стихотворение «Зима»
-Снег, да снежные узоры,
-В поле вьюги разговоры,
-В пять часов уже темно.
-День - коньки, снежки, салазки
Вечер - бабушкины сказки.
-Вот она, зима.
- Здравствуйте, ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)
-А я люблю их рассказывать, а помогать мне будет музыка.
-Вы сейчас попадете в настоящую зимнюю сказку, услышите мой голос и красивую музыку.
(Звучит красивая музыка)
-Раз, два, три ,четыре ,пять
-Будем сказку начинать
-Ты на месте не топчись,
-Лучше вправо повернись,
-Покружись еще разок
-Видишь зимний лес дружок.
(После волшебных слов все садятся на стульчики)
Идет демонстрация слайдов.
Рассказ воспитателя:
« На дворе зима. Стоит холодная погода. Кругом светло от снега. Пришла зимушка и в лесную чащу. Запушила деревья снегом. Красивый наряд лежит на деревьях. Посыпались с неба пушистые снежинки. Веселым ковром легли они на поля. Засверкал на солнце снег. Хорошо зимой!»
II – Основная часть:
- Вы сумели увидеть зимнюю сказку? (ответы детей)
Посмотрите, кругом деревья, украшенные снегом, и лес выглядит
сказочно, красиво.
- Давайте немного поиграем, я подарю вам снежок, а вы будете его передавать друг другу и рассказывать – какую зиму вы увидели…
1.Д\игра «Какую зиму вы представили?»
(Ответы детей : холодную, снежную, суровую, студеную ,ветреную, морозную, красивую ,сверкающую, пушистую, мягкую, веселую, нарядную ,хорошую).
-Что зима сделала с лесом? (запорошила, заколдовала, замела, заморозила)
-Какой лес зимой? (заколдованный, задумчивый, сказочный, заснеженный)
-Какой снег в лесу? (блестящий, искристый, холодный)
-Как выглядят деревья зимой? (тихие, задумчивые, замерзшие, продрогшие ,дремлют под снежным одеялом, у елки иголки ,как ледяные палочки.
-Молодцы. Продолжим наше путешествие. На столе лежит снежинка.
- Здесь написаны загадки, нам нужно их отгадать,чтобы узнать « про что так говорят»
(Дети переходят к магнитной доске и отгадывают загадки вывешивая на магнитную доску картинки - отгадки).
2. Д\игра «Про что так говорят»
- Ударил (мороз)
-Бушует (вьюга)
-Замерзли (руки, снежинки, льдинки, щеки)
-Метет (метель, ветер)
-Хрустит (мороз, снег, наст)
-Блестит (снег, солнце, сосулька)
-Морозный (денек, ветер)
-Холодное (небо, дыхание)
-Ледяная (горка, сосулька)
-Какую холодную зиму вы описали. Не замерзли? (немножко)
-Давайте погреемся.
3. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре
(загибают пальцы начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили
(лепят, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе )
И совсем - совсем не сладкий.
(грозят пальцем)
Раз – подбросим, два – поймаем.
(подбрасывают и ловят «снежок»)
Три – уроним
(роняют воображаемый снежок)
И… ломаем.
-Продолжим наше путешествие. (Дети и воспитатель подходят к елочке)
4. Составление рассказа
-Ой ребята, а что это за шкатулочка лежит под елочкой,
-Вы не знаете? (нет)
-Давайте попробуем ее открыть,
-Она не открывается. На ней написано «Эту шкатулку откроет тот, кто все знает про приметы зимы»
-Давайте попытаем счастье, согласны (да)
- Вспоминать и рассказывать о приметах зимы будем при помощи картинок символов.
(Воспитатель вывешивает на доску картинки – символы , а дети составляют рассказ:
«Наступила зима. Солнце светит, но не греет. Небо пасмурное, серое,
хмурое. Но в морозную погоду становиться ясным, чистым, голубым и ярко светит солнышко. Ветер зимой холодный ,ледяной, сильный. Часто бывают снегопады (вьюги, метели) Все деревья и кустарники стоят голые , их ветки покрыты снегом. День зимой становиться короче , а ночь- длиннее. Стоят трескучие морозы. Что бы не замерзнуть, люди одевают зимнюю, теплую одежду».
-Молодцы ребята, рассказ мы составили, а теперь давайте попробуем открыть шкатулку. (Открывается шкатулка, а в ней лежит письмо от Зимушки)
-Ребята, вы много знаете о зиме, поэтому я хочу вам сделать подарок.
Но сначала отгадайте загадку:
-Белые звездочки с неба упали.
Мне на ладошку сели и пропали. (ответы детей (снежинки)
(Всем детям раздаются снежинки из шкатулки).
-Я предлагаю всем на минутку превратиться в снежинок, и почувствовать себя легкими, мягкими, невесомыми, хотите ?
-Скажем дружно : - Вокруг себя ты повернись ,и в снежинку превратись…
(Дети совместно с воспитателем выполняют физкультминутку).
5. Физкультминутка:
Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)
Легкие пушинки. (покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга — (опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)
Белые подружки.
Заспешили на прогулку (шаги на месте)
Дети и старушки.
(После выполнения задания дети садятся на ковер)
-Ребята ,а в шкатулке еще письмо от кого-то
(Воспитатель читает загадку)
-Я – внучка Мороза и вьюги,
Являюсь сюда каждый год,
Со мною снежинки-подруги
Веселый ведут хоровод.
(снегурочка)
-Снегурочка написала в письме ,что был сильный ветер ,и он раздул весь снег с деревьев. Что может случиться с деревьями? (они могут замерзнуть)
-Снегурочка просит помочь ей, ведь мы в сказке, и здесь возможно все…
6. Словесная дидактическая игра «Слова-родственники»:
-От какого слова получилось имя Снегурочки? (снег)
-От слова «снег» произошло и много других слов,
-Я буду читать вас стихи от Снегурочки, а вы добавляйте слова ,связанные со словом снег.
-Каждым «снежным словом» и вашими снежинками будем укрывать елочку.
-Ведь недаром Зимушка превратила нас в снежинки.
(После каждого угаданного слова демонстрируется слайд)
-Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю (снег)
-С неба все скользят пушинки,
Серебристые (снежинки)
-На дорожку, на лужок
Выпал беленький (снежок)
-Вот веселье для ребят,
Все сильнее (снегопад)
-Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик)
-На снегу-то посмотри
В красных грудках (снегири)
-Ребята, какие слова встретились в отгадках?
(Снег, снегопад, снегири, снежинки, снеговик, снежок)
-Ребятки, чем они все похожи (У них есть одна общая часть – снег)
-Правильно, слова которые похожи по звучанию и произошли от одного общего слова (корня), называются словами – родственниками.
-Смотрите, какая елочка красивая стала. Принарядилась, укуталась снежинками. Теперь ей не страшны самые сильные морозы.
-Спасибо вам, ребята, за помощь.
-Я вижу, что вы чуткие, добрые и заботливые.
-Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
-Произнесем волшебные слова:
-Вокруг себя ты повернись
-И в ребенка превратись
III – Рефлексия:
-Ребята вам понравилось наше путешествие (Ответы детей)
-Что нового вы узнали?
- Ребята, кому мы сегодня с вами помогали? (Ответы детей).
- Для чего мы с вами помогали Снегурочке? (Ответы детей).
-Какие слова называются родственными, почему?
-Угощайтесь волшебными леденцами от Снегурочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в зимний лес" (1 мл. группа)
Яркое театрализованное музыкальное действо - "Путешествие в зимний лес". Сказка с участием кукольных персонажей, детей младшей группы и их воспитателей. Развивает воображение, внимание, речь, слуховое...

Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } 1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы. 2. Вызывать у детей положительный эмоциональный о...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в зимний лес"
Уточнять и закреплять правильное произношение звуков "ж" и "ш" в словах и фразах, дифференцировать звуки на слух, обогащать словарь детей образными словами и выражениями, формировать пред...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Путешествие в зимний лес"
Закреплять знания детей о зимних явлениях в жизни природы, о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме, воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

конспект образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в зимний лес"
занятие на закрепление названий и среды обитания диких животных, представлено в виде игрвой деятельности для детей 3-4 лет....

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в зимний лес"
Тема занятия: Зимний лесЦели:1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ИЗ-ЗА, НАД2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.3.Учить детей составлять предложения ...