Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Идиятуллина Оксана Юрьевна

Закреплять знания детей о зимних явлениях в жизни природы, о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме,   воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_puteshestvie_v_zimniy_les.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Тема: Путешествие в зимний лес.

Программное   содержание:

  1. Закреплять знания детей о зимних явлениях в жизни природы, о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме.
  2. Закреплять правильное, отчетливое произношение звука «ш».
  3. Совершенствовать  умение согласовывать существительное с прилагательными.
  4. Продолжать учить правильно отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
  5. Продолжать учить выразительно читать стихи.
  6. Развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать  воображение.
  7. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
  8. Приобщать детей к русской национальной культуре.

Активизация словаря:

        Чудесная, развесистая, шероховатая, серебристая, рассыпчатый, хвоя, смешанный, зимующие, стая, деревянная, стеклянная, металлическая.

Словарная работа:

Плошка, рушник, прялка.

Индивидуальная работа:

        Активизировать на занятии ………(малоактивных на повторе ответов других детей).

Материал и оборудование:

        Макеты деревьев «сугробы», пеньки, бревна, занавес, старинная русская мебель: скамья, сундук, стол, прялка, печь. Посуда: чугунок, самовар, деревянные ложки, плошки, кружки, рушник, корзина с морковкой, кормушка, тряпичный мячик, шишки, снежинки, письмо, испеченные орешки.

Предварительная работа:

        Экскурсия в городской парк. Целевая прогулка в уголок леса. Рассматривание картин и иллюстраций о лесе и зверях. Рисование осеннего и зимнего леса. Проведение бесед о зимних явлениях, о том, как звери готовятся к зиме. Чтение художественной литературы о животных и птицах. Работа в тетрадях «Здравствуй, мир».

Подготовка воспитателя:

        Подготовка оборудования, подбор музыки, изготовление макетов деревьев.

Работа с методической литературой: 

«Здравствуй, мир» Е. Кочемасова, «Развитие речи детей» Н. Новоторцева, «Стихи и загадки о зиме».

Методические приемы:

Словесный: беседа, вопросы, дополнение и уточнение ответов детей.

Художественное слово:  загадки, стихи.

Наглядный: использование атрибутов.

Практический: имитация, игра.

        Использование игрового приема (использование сюрпризного момента: во время прогулки встречаемся со стариком – Лесовиком).

Организация детей:

        Занятие проводится в музыкальном зале в виде путешествия, в начале занятия сюрпризный  момент (дети получают письмо от Старика – Лесовика).

        Дети стоят около воспитателя.

Структура занятия.

  1. Сюрпризный  момент, загадывание загадок, дидактическое упражнение «Оденься правильно».
  2. Беседа с детьми, игра «Снежинки».
  3. Составление рассказа «Опиши дерево»
  4. Чтение стихов.
  5. Игровой момент (появление Лесовика, отгадывание загадок, рассказы детей о животных), рассматривание мебели и посуды в русской избе, словесная игра «Стеклянный, деревянный, металлический»).
  6. Анализ занятия.

Ход занятия

        Дети входят в зал.

        Зал оформлен как «зимний лес». Стоят макеты деревьев: береза, рябина, дуб, ель, сосна, вокруг «сугробы», пеньки, лежит бревно, вокруг снежинки. За тюлью находиться избушка старичка – Лесовика, обставленная под русскую избу.

Воспитатель:Сегодня рано утром прилетела сорока – белобока и принесла в клюве вот это письмо (береста, свернутая в рулон). В этом письме нас приглашают в лес. Но чтобы попасть туда, надо отгадать загадки. Первая загадка, слушайте внимательно.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Дети: Снежинка.

Вторая загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети Зима.

Третья загадка:

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

Дети: Мороз.

Четвертая  загадка:

Превратилась в лед вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал  медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто кажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Воспитатель:  Молодцы, отгадали все загадки, значит мы сможем попасть в лес. Я взяла с собой корзину с гостинцами для зверей и птиц.

Дети, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас зима.

Воспитатель: Значит мы попали в какой лес?

Дети: Мы попали в зимний лес.

Воспитатель: Зима – это чудесное время года, но в тоже время зима бывает разной. Как можно сказать, какая погода, если на улице мороз.

Дети: Морозная.

Воспитатель: Если холод?

Дети: Холодная.

Воспитатель: Если идет снег?

Дети: Снежная.

Воспитатель: Если дует ветер?

Дети: Ветреная.

Воспитатель: Что мы надеваем зимой?

Дети: Валенки, шубы, шапки. т.д.

Воспитатель: Но как же мы пойдем в лес в одних рубашках и платьях?

Давайте представим, что мы одеваемся. Что наденем сначала. Что после? (имитация) . Теперь мы готовы. Идемте.

Заходим в «лес». Звучит музыка.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Давайте негромко поздороваемся с ним:

Здравствуй лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Здороваются.

Воспитатель: Мы с вами попали в необычный лес, сказочный, волшебный, поэтому старайтесь ничего не трогать. Иначе мы сможем превратиться в лед.

Дети, посмотрите как красиво вокруг, какой чистый воздух!

Чем пахнет зимний лес?

Дети: Морозной свежестью, хвоей, снегом.

Воспитатель: Давайте вспомним каким был лес осенью, чем он отличается от зимнего?

Дети: На земле лежат сухие листья, деревья одеты в разнообразные платья – желтые, оранжевые, красные. Звери и птицы готовятся к зиме.

Воспитатель: Правильно. Сейчас вместо листьев лежит снег. Обратите внимание на снег. Какого он цвета? Какой он?

Дети: Белый, пушистый, сверкает на солнце.

Воспитатель: Если морозная погода, снег какой?

Дети: Снег рассыпчатый, не липкий. Если подбросить, то разлетается.

Воспитатель: А если погода теплая?

Дети: Снег подтаивает, и из него можно лепить.

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Что это за кучи снега?

Дети: Сугробы.

Воспитатель: Про снег говорят так: «Одеяло бело, всю землю одело». Почему снег называют одеялом?

Дети: Снег не пропускает сильный мороз. Если снега мало будет, то деревья, кусты могут погибнуть.

Воспитатель: Да, чем больше снега, тем теплее земле и деревьям. Поэтому Зимушка – зима заботливо укрывает всю  землю снежным одеялом.

Игра «Снежинки»

        Кругом лежат снежинки, предложить взять по одной и самим стать снежинками.  Звучит музыка, дети изображают полет снежинок.

Воспитатель: Подул ветер –ш-ш-ш-! Все дети произносят этот звук, прячутся за деревьями, приседают.

        Ветер перестал дуть. Вставайте и посмотрите, кто за каким деревом оказался. Сможете ли вы определить?

Дети: По коре, по стволу, веткам.

Воспитатель: Какое это дерево? (показываю на березу)

Дети: Береза.

Воспитатель: Как вы определили?

Дети: Ствол белый, с черными пятнами, ветки тонкие, висят сережки.

Дети: А вы под каким деревом?

Дети: Под рябиной. У нее висят гроздья ягод, ствол коричневый, гладкий.

Воспитатель: А это какое дерево?

Дети: Дуб у него ствол толстый и кора шероховатая.

Воспитатель: А это что за красавица?

Дети: Елка и сосна.

Воспитатель: Что у них общего, чем похожи?

Дети: У елки ветки растут к низу и короткая хвоя, а у сосны ветки – кверху и хвоя длинная. Похожи тем, что всегда зеленые.

Воспитатель: Деревья в этом лесу и лиственные и хвойные. Значит лес какой?

 Дети: Смешанный.

Предлагаю детям немного отдохнуть, присесть на пеньки и бревна.

Воспитатель: О зиме есть очень много прекрасных стихов. Вы хотите их послушать. Усаживайтесь по удобнее, слушайте внимательно.

Стихи рассказывают:  дети

Есенин «……» (отрывок)

Пушкин «Зимнее утро»

Авдиенко «Зима».

Воспитатель: Послушайте еще одно стихотворение С.Есенина «Береза» (читаю).

Какая чудесная рисуется картина. Снег сравнивается с чем?

Дети: С серебром.

Воспитатель: Дети, что – то птицы не поют. Почему?

Дети: Потому что наступила зима, а зимой птицы не поют.

Воспитатель: Какие птицы остались зимовать?

Дети: Синица, сорока, дятел, сова, воробей. Прилетает снегирь.

Воспитатель: Куда делись другие птицы?

Дети: Улетели на юг, в теплые страны.

Воспитатель:  А почему они улетели?

Дети: Эти птицы питаются насекомыми, а зимой насекомых нет.

Воспитатель: Куда они делись?

Дети: Спрятались под кору деревьев, под сухие листья и спят до весны

Воспитатель: Какая из зимующих птиц питается насекомыми? И как?

Дети: Дятел. Он стучит клювом по дереву и под корой находит насекомых

Воспитатель: Трудно зимой птицам, их нужно подкармливать. Как мы с вами помогаем птицам? Что мы сделали на участке?

Дети: Повесели на дерево кормушку и насыпали зерна, семечки, крошки хлеба, а для синичек положили кусочек сала.

Воспитатель: Я взяла с собой кормушку, давайте повесим ее на дерево, покормим птичек, угости их.

Встаем и подходим к дереву.

Старик Лесовик. Здравствуйте, дети! Добро пожаловать ко мне в лес!

Дети: Здравствуйте!

Старик: Вы узнали меня? Я хозяин леса, старичок – Лесовичок.  Как мне приятно, что вы пришли ко мне в гости. Вам здесь нравиться?

Дети: Да, очень нравиться.

Старик: Вы, молодцы, не шумели, ничего не трогали, не потревожили моих маленьких друзей – зверей, птиц.

Воспитатель: Старичок – Лесовичк, как хорошо в твоем саду: стучит дятел, тенькают синицы, белка прыгает по веткам, все как нужно.

Старичок: Да, все в моем лесу так, как и должно быть. А вы знаете кто из лесных зверей спит всю зиму?

Дети: Медведь и ежик.

Старик: А где спит медведь?

Дети:  В своей берлоге спит всю зиму.

Старичок: Почему же ему кушать не хочется?

Дети: Он много летом ел, накопил много жира.

Старичок: А где спит ёжик?

Дети: В своей норе, в ней много сухих листьев и тепло.

Старичок: Вы любите загадки?

Дети: Да

Старичок: И я их люблю очень, сейчас загадаю вам загадки про моих зверей.

Вот загадка, слушайте:

Кто зимой холодный

Ходит злой, голодный?

Дети: Волк.

Старичок: Дети, как вы считаете, тяжело волку зимой?

Дети: Волку голодно и холодно зимой.

Старичок: Чем он питается зимой?

Дети: Волк нападает на зайцев, кабанов, оленей и лосей.

Воспитатель: А почему волки зимой собираются в  стаи ?

Дети: Так легче охотиться. Одному волку с оленем или лосем не справиться. Олени и лоси защищаются. У них острые рога и тяжелые копыта. Или они просто убегают.

Старичок: А чем питаются лоси и олени зимой?

Дети: Ветками кустов, корой молодых деревьев.

Старичок: Молодцы! Следующая   загадка:

Какой зверь опасный

Одет в шубе красной.

Снег разгребает

Мышек хватает?

Дети: Лиса.

Старичок:  Чем кормится лиса зимой?

Дети: Ловит мышей, зайцев или может залезть в курятник.

Старик: Легко зайца поймать?

Дети: Нет, он старается обмануть лису, убегает от нее, он бегает кругами, петляет.

Старик: Чем питается сам заяц?

Дети: Молодыми веточками, корой молодых деревьев.

Старик: Меняет ли он шубку и почему?

Дети: Серую летнюю шубку меняет на белую, чтобы легче было спрятаться в лесу.

Старик: Сколько вы знаете!

Еще загадаю загадку:

Зверь узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

Дети: Это белка.

Старик: Как она приготовилась к зиме?

Дети: Осенью делает запас грибов и ягод, сушит их и прячет в дупле. Орехи и шишки прячет в ямке под кустом. Так же ест семена еловых шишек. Меняет шубку рыжую на серую.

Старик: Вы много знаете, а не хотите ли со мной поиграть?

Дети: Хотим.

Старик: Сейчас я буду вас превращать в лесных зверей.

Старик – Лесовичок колдует: дети имитируют движения зверей под музыку.

Старик: Вы наверное уже замерзли? Я приглашаю вас в свою избушку.

Воспитатель: А где же твоя избушка? Наверное нужно долго идти?

Старик: Совсем нет, вы забыли, что находитесь в сказочном лесу. Закройте глаза, я скажу волшебные слова. Дети приседают и закрывают глаза. Открывается тюлевый занавес. За ним оборудована комната в стиле деревенской русской избы.

Старик: Дети, откройте глаза.

Воспитатель: Вот чудеса!

Старик: Прошу вас проходите, присаживайтесь. У меня тепло.

Воспитатель: Как у тебя уютно, необычно. Дети, вам нравится здесь? Сколько разной посуды, мебели. У тебя все по – старинному.

Старик: Да, а что это, вы знаете? Для чего она нужна? (показывает на печь).

Дети: Это печка. Она нужна, чтобы дома было тепло, ее топят дровами на ней спят и в ней готовят еду.

Воспитатель: А что это стоит в печи?

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Посмотрите на стол, что это за чудо?

Дети: Это самовар. В нем кипятят воду для чая.

Воспитатель: А из чего сделана вся посуда?

Дети: Она деревянная.

Воспитатель: Предлагаю потрогать посуду.

А какую посуду вы видите?

Дети: Ложки, кружки, плошки, бочонок для меда.

Воспитатель?

Дети: : На чем мы сидим?

Дети: На скамейках, стульях, сундуке.

Воспитатель: Из чего они сделаны?

Дети:  Мебель сделана из дерева.

Старик: А вы знаете как называется это красивое полотенце? (если дети затрудняются, отвечает сам).

Дети: Рушник.

Старик: Вы знаете почему он так называется?

Дети: Потому что им вытирают руки.

Старик: А это что, вы знаете? (показывает на прялку).

Дети: Это прялка.

Старик: Для чего она нужна?

Дети: Прясть пряжу.

Воспитатель: Для чего нужна пряжа?

Дети: Чтобы вязать варежки, носки, шапочки.

Старик: Сижу вечерами и пряжу пряду. Еще я люблю играть. У меня есть такой мячик. О сшит из тряпочек.

Игра «Стеклянный, деревянный, металлический».

Я буду называть слова, например «Стеклянный» а вы будете называть предмет из текла.

Проводится игра.

Ну, что же, дорогие мои дети, мне вы очень понравились, вы все умные и добрые.

Воспитатель: Спасибо тебе, старичок –Лесовичок. Мы много узнали и увидели, давайте скажем старичку-Лесовичку, что мы много интересного узнали и увидели.

Дети: Отгадывали загадки, говорили о птицах, о зверях, изображали животных, угощали птиц и зверей, рассказывали о деревьях, играли в игру «Стеклянный, деревянный, металлический», читали стихи.

Воспитатель: Ну, что же, нам пора возвращаться в детский сад.

Старик: Просто так я вас не отпущу. Я хочу вас угостить орешками, которые собрала белочка. Угощайтесь. Растите здоровыми и послушными. Приходите еще.

Дети: Спасибо. До свидания. Приходите к нам в детский сад.

Дети прощаются с лесом:

До свидания, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Литература:

  1. А. Леонтьев Программа «школа 2100»
  2. А. Вахрушев, Е. Кочемасова: Методические рекомендации «Здравствуй мир».

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей 5- 6 лет "Путешествие в зимний лес".

Программное содержание:-уточнить и углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,-познакомить детей с ежом,-формировать чувство причастности к окружающему миру,-закрепить названия детенышей...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей средней группы «Зимние забавы»

При помощи мультимедийного оборудования ребята совершат путешествие в зимний лес. Найдут на картинке предметы не относящиеся к зимнему времени года. Отправятся на прогулку с Сашей и Машей. Вспомнят лю...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Зимние забавы"

Занятие обобщает и систематизирует  знания детей о зимних забавах...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Зимние забавы"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Зимние забавы"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Зимние забавы"

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миром в старшей группе"Зимние забавы"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей средней группы «Зимние забавы»

Расширить представление детей о зимних забавах. (Катание на лыжах, коньках, санках, лепка из снега).Закреплять знания о характерных признаках зимы (снег, замерзает вода, холодно, тепло одеваются).Прод...