Конспект по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели: познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.
Задачи:
- формировать умение строить сложноподчиненные предложения;
- развивать логическое мышление. Расширять знания о пингвинах через художественную литературу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» | 441.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»
Цели: познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.
Задачи:
- формировать умение строить сложноподчиненные предложения;
- развивать логическое мышление. Расширять знания о пингвинах через художественную литературу;
Ход занятия: 1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Дети сегодня к нам на занятие пришел очень интересный гость. Узнаем и увидим мы его, только когда отгадаем загадку.
Слушайте внимательно:
Я недавно из яйца,
И похож я на птенца.
Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я…
Дети: Пингвин.
Воспитатель: Как вы догадались, что это пингвин? А что вы знаете про пингвинов? (Ответы детей.)
А я хочу добавить к вашему сказанному, что родственные связи пингвинов с другими птицами неясны. На земле пингвины появились 60 миллионов лет назад. Живут они от 7 до 20 лет. Крылья у них есть, но не годные для полетов, а годные для плавания ныряния. Рыбы, кальмары, крабы и рачки – это добыча пингвинов.
- Ребята, вы знаете, какой материк я показываю? (На глобусе показать материк Антарктида.)
– На каком полюсе находится Антарктида? – На Южном полюсе.
- А каким цветом она обозначена? – Голубым. Да, потому что этот цвет обозначает снег и лед. Там всегда очень холодно, независимо от времени года.
Вот как раз-таки, пока у нас лежит снег, пингвин Миша решил отправиться к нам в путешествие, чтобы рассказать, как живут пингвины – удивительные птицы. Послушаем, ребята?
- Да!
- Понять, почему пингвины - удивительные птицы, помогут рассказы Г. Снегирева «Про пингвинов». А когда вы будете слушать рассказ, вы должны выполнить и задание: слушать очень внимательно, а потом ответить на вопросы: «Где мы побывали?», «С кем встретились?», «Какой момент больше всего понравился?
Чтение глав рассказа Г. Снегирёва «Про пингвинов»: «Пингвиний пляж», «Любопытные», «Отважный пингвинёнок», «Камушки».
Физминутка:
- Ой, что-то холодом повеяло, а, чтобы мы не замерзли, давайте выполним следующие упражнения:
Пингвин наклоны делать рад,
Вправо, влево, вперед, назад.
Много-много раз подряд,
Влево, вправо, вперед, назад.
Пингвин все время закаляется,
В ледяной воде купается.
Беседа по рассказу
- О ком читали?
- Какие они? (Пингвины любопытные, неуклюжие.)
- Что делали пингвины? (Пингвины столпились, танцевали, слушали.)
- Как пингвины слушают? (Пингвины слушают - молча стоят, головы набок и слушают.)
- Где живут пингвины? (Пингвины живут В Антарктиде.)
- Какие вещи увидели пингвины этого рассказа?
- Почему обычные для нас вещи были удивительными для пингвинов?
- Как вели себя пингвины? Почему?
- Какое настроение создал этот рассказ?
- Какие пингвины в этом рассказе? Подберите слова для ответа.
- Что значит слово «любопытные»?
- Почему звуки примуса и умывальника привлекли внимание пингвинов?
Показать фото пингвинов
- Ребята, пингвин Миша очень удивился, когда приехал в Москву. Его удивило, что у нас везде текут ручьи, что по утрам на крышах висят сосульки, а вечером их нет, а солнце светит так, что слепит глаза. Почему, как Вы думаете?
- Да, конечно же, потому что у нас наступила весна. Ребята, а давайте расскажем нашему гостю, какая бывает у нас весна.
Для этого выполним упражнение «Закончи предложение». Я начинаю, вы продолжаете.
-Весной солнце так хорошо греет, что (снег начал таять, что стало тепло).
- Скоро на проталинах расцветут подснежники, потому что (наступила весна, становится теплее)
- Весной на крыше появляются длинные сосульки, так как (днем с крыши тает снег, а ночью вода замерзает в сосульку)
- Весной нужно идти осторожно, потому что (на дороге гололёд и скользко)
- Весной падают с крыш сосульки и сходит снег, поэтому (под крышей стоять нельзя).
- Скоро проснётся медведь в берлоге, потому что (весной просыпаются животные после зимней спячки)
- Снег становится мягким, рыхлым и грязным, потому что (с приходом весны он тает).
- Скоро прилетят грачи, ласточки, скворцы, так как (весной прилетают перелётные птицы).
- У зайца шубка из белой становится серой, потому что (весной многие животные линяют и меняют теплую шерсть на более лёгкую.
- Весной травка светло-зелёная, шелковистая, нежная, так как (она ещё молодая).
- Мать-и-мачеха (или одуванчики) символ солнца, потому что (имеет круглую форму и желтого цвета).
-Молодцы, ребята, я думаю, пингвин Миша понял, что такое настоящая весна, и обязательно расскажет своим собратьям, какую весну он увидел в Москве.
Пингвин Миша говорит всем «До свидания, до скорых встреч», ему у нас понравилось. А вам, ребята, понравилось слушать рассказ про пингвинов? – Да.
- А что больше всего понравилось на занятии?
- С какими трудностями столкнулись? Сложно было выполнять упражнение «Доскажи предложение»?
Сегодня, ребята, мы с вами прочитали рассказ «Про пингвинов» и учились составлять сложноподчиненные предложения. Над этим мы еще будем работать.
Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня потрудились. Спасибо всем за занятие!
Пингвиний пляж
Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами.
И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.
Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!
Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр… Каррр…»
Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось, задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.
Вдруг слышу: сзади кто-то танцует.
У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.
Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.
Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай, — думаю, — повеселятся, они, наверное, радуются, что мы приехали».
Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.
Любопытные
Сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины ко мне подходят и в рот заглядывают — никак не могут понять, что это я делаю. Очень они любопытные.
Вечером я повесил умывальник на доску. Пока я его к доске прибивал, один пингвин стоял и внимательно смотрел, даже кивал головой.
Утром вышел я умываться, а к умывальнику не подойти: целая толпа пингвинов собралась. Вода из умывальника капает, а пингвины вокруг молча стоят, головы набок и слушают, как капли разбиваются о камни. Для них это, может быть, музыка.
Раз я в палатке разжёг примус. Примус шумит. Я ничего не замечаю.
Хотел выйти из палатки и не смог: у входа столпились пингвины, слушают примус. Я чай согрел и выключил примус.
Пингвины закричали, загалдели. Хотят ещё послушать. Я им примус просто так зажигал — пусть слушают.
Забияки
Пингвины не только любопытные, были среди пингвинов и драчуны.
Один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон зазвенел.
Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит, пингвин с криком на него налетает и бьёт крыльями.
Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.
Но самое страшное было ходить за водой.
Идёшь по дорожке, а сам боишься.
За камнями жил пингвин-забияка. Он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепится клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.
Я, когда ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит — я его половником. Он очень половника боялся.
Хитрый поморник
Иду я раз по острову, слышу: пингвины кричат за камнями, хлопают крыльями.
Это кружится над ними поморник, хочет схватить пингвинёнка.
А поморник самый главный их враг на суше.
Если пингвинёнок заболеет или отстанет от других, поморник оттаскивает его в сторону и клюёт насмерть.
Кружится поморник над пингвинами. Они в кучу сгрудились: птенцы в середине, взрослые по краям. Видит поморник, что не схватить ему пингвинёнка, тогда он схитрил: сел на землю, к пингвинам подошёл и стоит не шевелится. Долго стоял.
Пингвины к нему привыкли, успокоились.
Птенцы стали играть. Один птенец отошёл в сторону. Поморник набросился на него и утащил.
К морю
Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе по снегу. Первый пингвин ляжет на живот — и вниз, за ним второй, третий… и покатились…
Внизу отряхнутся от снега, выстроятся в цепочку и снова в путь. Молча идут они, все в ногу, серьёзные.
Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!
Первый пингвин растопырит крылышки — и вниз головой.
И прыгают с кручи один за другим, по очереди. Вынырнут из воды, наберут воздуха — опять под воду. Нырнут, поймают рачка, опять вверх — глотнуть воздуха. В воде они тоже цепочкой плавают, кувыркаются, играют.
Морской леопард
Вдруг все пингвины стали выскакивать из воды.
Кто был ближе к берегу — на берег. А кто далеко — на льдины. Как будто их выталкивали из моря.
Один пингвин выпрыгнул из воды на льдину.
За ним второй.
Первый пингвин не успел отойти, второй ему на голову сел.
Всё море опустело. На льдинах молча стоят пингвины, и на берегу целые толпы стоят — друг на друга смотрят.
И в этой тишине из воды вынырнул ужасный зверь. Вытянул свою шею, посмотрел на пингвинов, глаза налились кровью, ноздри раздуваются. Фыркнул зверь, нырнул под воду и уплыл.
А пингвины ещё долго молча стояли на берегу и на льдинах: никак не могли опомниться от страха. Потом задние нетерпеливо закричали, напёрли на передних, и опять пингвины скатились в море.
Зверь этот был морской леопард — огромный, хищный тюлень с острыми зубами.
В море он пингвина хватает, подбрасывает в воздух и разрывает.
Отважный пингвинёнок
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Камушки
Я заметил, что пингвины идут с пляжа молча. Оказывается, они держат в клювах камушки. Если уронит пингвин камушек на землю, то обязательно остановится и поднимет его.
Бывает и так: другому пингвину этот камушек покажется лучше. Он свой выбрасывает и хватает чужой.
Начинается драка за камушек, и достаётся он самому сильному.
Пингвинам камушки нужны не играть, а гнёзда строить. Ведь остров их весь каменный, ни одной травинки не растёт. Поэтому пингвины строят гнёзда из камушков.
Пингвиниха сидит на гнезде и со всех сторон камушки под себя подгребает. А рядом стоит пингвин, посматривает кругом — караулит.
Пингвин зазевается, сосед его камень схватит и положит к себе в гнездо. Из-за этого пингвины всегда кричат и дерутся — отнимают друг у друга камушки.
До свидания!
Завыл ветер. Поднялась пурга. Ничего кругом не видно, всё занесло снегом. Я пошёл прощаться с пингвинами.
Пингвинов я не нашёл, только остались от них снежные бугорки.
Копнул я один бугорок ногой. Смотрю: клюв торчит. Толкнул я тогда второй бугорок.
Вдруг бугорок зашевелился, и выскочил из него пингвин, закричал на меня, заругался…
В пургу все пингвины ложатся на камни. Их заносит снегом. Они лежат в снежных домиках, клювом протыкают окошечки.
А птенцы так и остаются стоять на камнях. Их залепляет снегом, и получаются снежные комочки. Я подошёл к такому комочку, а он от меня убежал.
Я снял шапку и сказал пингвинам: «До свидания!»
Но они лежали занесённые снегом. И только пингвин-забияка бежал за нами до самого берега.
Никак я его не мог прогнать, потому что половник был спрятан в мешке.
(Илл. Митурича М.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».
Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху, вниз, наискосок»
Цель. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом....
Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе " Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства"
Конспект занятия разработан по В.В. Гербовой Развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, март, занятие 6...
Конспект по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки""
Учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя....
НОД по развитию речи в старшей группе Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».
познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать поступки героев, сти...
Конспект по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по Г. Снегирёву)
Цель: создать условия для связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (старшая группа)
20 января омечается день пингвинов.Данный материал поможет познакомиться детям с пингвинами на основе художественной литературы....