НОД по развитию речи в старшей группе Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
- познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;
- продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать поступки героев, стимулировать сопереживание персонажам;
- продолжать формировать у детей элементарные представления о праздновании Нового года;
- расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умения размышлять и делать выводы;
- совершенствование грамматического строя речи, умения правильно согласовывать слова в предложении;
- активизировать словарь детей по теме «Новый год»;
- развивать слуховое внимание, логическое мышление, память;
- создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».
Задачи:
- познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;
- продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать поступки героев, стимулировать сопереживание персонажам;
- продолжать формировать у детей элементарные представления о праздновании Нового года;
- расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умения размышлять и делать выводы;
- совершенствование грамматического строя речи, умения правильно согласовывать слова в предложении;
- активизировать словарь детей по теме «Новый год»;
- развивать слуховое внимание, логическое мышление, память;
- создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
Ход ООД:
1. Организационный момент.
Игра «Доскажи словечко»
- Ребята посмотрите какие красивые снежинки сегодня к нам прилетели на занятие, и они хотят с вами поиграть игра называется «Подскажи словечко» я буду вам зачитывать стихотворение, а вы должны досказать недостающее словечко. Готовы? Тогда слушайте внимательно.
Посмотрели мы в окошко,
Все в снегу уже дорожки,
Значит, праздник к нам придет,
Он зовется... Новый год.
Что за танец интересный,
Что танцуют дети с песней?
Взявшись за руки все ходят,
Непременно его водят
Возле елки в Новый год.
Он зовется ... хоровод.
Вот Снежинка озорная
И Лисичка деловая,
Очень страшный серый Волк
И загадочный Жучок —
Масок сказочных парад!
Он зовется... маскарад
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная.
На Новый год я главная… елка.
Верхушку елки украшает
И в небесах ночных бывает.
Так ярко светит нам всегда,
А называется... звезда.
Много «дождика» на елке,
Новогодней мишуры,
Но красивей остального
Разноцветные... шары.
Пред Новым годом покупают,
И елку ею украшают,
Вся яркая и в завитушках,
Что это? Новогодняя... игрушка
Встретим праздник мы с задором,
Ты танцуй и веселись,
А теперь давайте хором
Крикнем: Ёлочка... гори.
Он прячется под елкой,
И сразу не найдешь,
Но в день определенный
Его так долго ждешь.
Он так бывает ярок,
Зовется он... подарок.
Должен каждый в мире знать:
Чтоб исполнилось мечтание
В полночь нужно загадать
Самое заветное... желание
Кто приходит в гости к нам
Зимнею порою,
В шубе, теплых сапогах,
С белой бородою?
Он подарки нам принес,
Добрый... Дедушка Мороз.
Есть у дедушки Мороза
Одна главная черта —
Это длинная, густая,
Как из ваты... борода.
Он у Дедушки Мороза
Неизменный атрибут.
Стукнет оземь — сразу елки
Огоньки свои зажгут. (Посох)
Все подарки Дед Мороз
Детям по домам разнес.
А нести ему помог
За спиной большой ... мешок.
Что за девочка такая
Дед Морозу помогает?
Шубка белая на ней,
Нет ее косы длинней… Снегурочка.
За веревку потяни —
Разлетится конфетти.
Новогодняя игрушка
Называется... хлопушка.
В Новый Год его пускают,
Фейерверком называют,
Он красив, великолепен,
Ярок очень, разноцветен.
Он искрится «там» и «тут»,
И зовётся он .... салют.
- Молодцы вы справилась и, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня? (О Новом годе).
- Ребята, за что Вы любите Новый Год? (Дарят детям и взрослым подарки, проходят утренники в детском саду, приходит Дед Мороз, Снегурочка и сказочные герои, можно много гулять на улице, играть в снежки, кататься на санках, можно посмотреть много мультфильмов и новогодних сказок, запускают салюты и фейерверки, можно кушать мандарины и салат Оливье
– Когда наступает Новый год? (31 декабря).
- Камы узнаем, что Новый год наступил? (Когда часы пробьют двенадцать раз)
– А какой год наступает может быть из вас кто ни будь знает? (кролика)
- А без чего не может быть нового года? (Новогоднего праздника не может быть: без елочки, Деда Мороза, Снегурочки, подарков, гирлянд, песен и т.д.)
- Что наряжают на Новый год? (Ёлку).
- Чем можно украсить ёлочку? (Гирляндами, флажками, игрушками, шариками, фонариками, мишурой, дождиком и т. д.)
- Давайте с вами украсим ёлку.
Игра «Елочные украшения»
Мы с ребятами сыграем в интересную игру:
То, чем елку наряжаем, я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно,
Если я скажу вам верно, говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг - неверно, говорите смело "Нет!"
- Разноцветные хлопушки?
- Одеяла и подушки?
- Раскладушки и кроватки?
- Мармеладки, шоколадки?
- Шарики стеклянные?
- Стулья деревянные?
- Плюшевые мишки?
- Буквари и книжки?
- Бусы разноцветные?
- А гирлянды светлые?
- Снег из ваты белой?
- Ранцы и портфели?
- Туфли и сапожки?
- Чашки, вилки, ложки?
- Конфеты блестящие?
- Тигры настоящие?
- Шишки золотистые?
- Звездочки лучистые?
- Молодцы вы были все очень внимательными!
2. Основная часть.
Чтение рассказа.
- А сейчас я вас познакомлю с новым художественным произведением, которое называется «Я спас Деда Мороза». Внимательно послушайте и потом скажите мне что я вам прочитала сказку или рассказ? Договорились?
И так «Я спас Деда Мороза».
Все хранилось в большой тайне. О том, что на утреннике Санька станет Оловянным Солдатиком, знали трое: он сам, воспитательница Людмила Аркадьевна и бабушка.
Санька переоделся в укромном уголке, нацепил деревянную саблю, выглянул в зал и тихо ахнул.
В первый миг он не узнал никого!
В зале кружились сверкающие, почти невесомые Снежинки, чинно расхаживали усатые Мушкетеры, отплясывал барыню Кот в сапогах!
Саньку схватила за руку одна из Снежинок, потянула в круг. Оказалось, это все свои девчонки и мальчишки. Отчего-то не было нигде только Костика, лучшего Санькиного друга.
Потом музыка смолкла и почти совсем погас свет в зале. Но зато яркими огнями вспыхнула елка. Появились Дед Мороз со Снегурочкой… Про Костика Санька почти забыл.
И вот тут вдруг из-за ватного сугроба с жутким ревом и свистом выскочил Змей Горыныч!
Снежинки бросились врассыпную, один из Мушкетеров потерял шляпу, а Кот в сапогах, жалобно мяукая, забился в угол.
– Го-го-го-о-о-о! – гаркнул Змей Горыныч таким голосом, что задрожала земля и тихо-тихо, жалобно зазвенели игрушки на праздничной елке. – Ого-го-го-о-о-о-о! Вот я вам всем зада-а-а-ам!
Змей Горыныч разинул пасть и выпустил такой столб огня и дыму, будто хотел изобразить паровоз.
Один только Оловянный Солдатик не испугался страшного Змея Горыныча. Он выхватил свою деревянную саблю и храбро бросился в бой!
– В атаку! – кричал Санька, размахивая саблей перед мордой Змея. – Вот тебе, получай, противный Змей!
Змей Горыныч не ожидал такого яростного отпора. Трусливо пятясь, он отступал, уворачиваясь от Санькиной сабли, а затем повернулся и вовсе бросился наутек!
Тогда и Мушкетеры вспомнили про свои шпаги, да было уже поздно!
– Спасибо тебе, Солдатик, – просто сказал Дед Мороз.
Дед Мороз и Снегурочка стали раздавать подарки.
Санька огляделся по сторонам. Костика по-прежнему нигде не было.
Вновь зазвучала музыка. Мушкетеры со Снежинками образовали хоровод вокруг елки. Дед Мороз со Снегурочкой тоже встали в круг. Санька подумал и решил попрыгать со всеми вместе.
Было весело и очень хорошо. И вдруг Санька увидел Костика. Костик стоял в углу, без маскарадного костюма, в своих обычных шортиках и белой рубашке. Он как-то странно смотрел на Саньку.
– Костик! – закричал Санька и бросился к другу. – Ну где ты пропал?! Тут такое было! Я спас Деда Мороза! Ты бы видел!..
– Я видел, – тихим голосом отозвался Костик. – Ты ему здорово наподдал, этому Змею Горынычу.
– Да как же ты мог видеть? – удивился Санька. – Как ты мог видеть, когда тебя не было?!
– Я все видел, – Костик низко опустил голову. – Санька, это я был… Змеем Горынычем… Так задумано…
Грянул гром, и мир вокруг исчез. Не осталось ничего: ни музыки, ни елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, ни Кота в сапогах, ни Мушкетеров…
Остались одни только Костик и Санька. Они стояли друг против друга и смотрели теперь прямо в глаза.
«– Ладно тебе», – сказал вдруг Санька и положил Костику руку на плечо. – Пойдем прыгать, ведь Новый год все равно наступил.
С. Георгиев
3. Физминутка.
Давай, дружок, смелей дружок. - идут, но кругу, изображая, что катят перед собой
Кати по снегу свой снежок. снежный ком
Он превратится в снежный ком - рисуют обеими руками большой круг
И станет ком снеговиком. - рисуют снеговика из трех комков
Его улыбка так светла! - широко улыбаются
Два глаза, шляпа, нос, метла — показывают глаза, прикрывают голову ладошкой дотрагиваются дo носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу
Но солнце припечет слегка – медленно приседают
Увы! - и нет снеговика. (В, Егоров)– разводят руками, пожимают течами
4. Беседа по содержанию.
-Дети понравилось ли новое произведение?
- Как вы думаете к какому жанру можно отнести прочитанное произведение? (Это рассказ).
- Почему вы считаете, что это рассказ?
- О чем этот рассказ?
- Кто главный герой произведения?
- Какие еще персонажи были на празднике?
- Почему Саня поначалу не узнал никого из детей, когда вышел в зал?
- Какие сказочные персонажи встретились Сане в зале?
- Почему Саня не увидел лучшего друга Костика?
- С кем сражался Саня на празднике?
- Как Санька спас Деда Мороза?
- Как вы считаете, почему Костик был без костюма?
- Можно назвать Костика и Саньку настоящими друзьями?
- Как вы думаете, чему учит нас этот рассказ? (Рассказ учит быть храбрым и отважным. Санька не испугался Змея Горыныча и смело бросился на него, в то время как другие дети стали в испуге разбегаться).
- Ребята, главная мысль этого рассказа заключается в том, что для истинной дружбы не бывает никаких преград. Санька был сначала поражен, когда узнал, что, нападая на Змея Горыныча, он сражался с лучшим другом. Но потом он понял, что они просто играли роли сказочных персонажей, и эта схватка не могла помешать их дружбе.
- Ребята подскажите мне какая из пословицы больше всего подходят к рассказу Георгиева «Я спас Деда Мороза»?
- Чужой тайны не разглашай, а свою береги
- Чья храбрость — того и победа.
- Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
5. Итог.
- Что мы сегодня делали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Вы сегодня молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Потом музыка смолкла и почти совсем погас свет в зале. Но зато яркими огнями вспыхнула елка. Появились Дед Мороз со Снегурочкой… Про Костика Санька почти забыл. И вот тут вдруг из-за ватного сугроба с жутким ревом и свистом выскочил Змей Горыныч! Снежинки бросились врассыпную, один из Мушкетеров потерял шляпу, а Кот в сапогах, жалобно мяукая, забился в угол. – Го-го-го-о-о-о! – гаркнул Змей Горыныч таким голосом, что задрожала земля и тихо-тихо, жалобно зазвенели игрушки на праздничной елке. – Ого-го-го-о-о-о-о! Вот я вам всем зада-а-а-ам! Змей Горыныч разинул пасть и выпустил такой столб огня и дыму, будто хотел изобразить паровоз. Один только Оловянный Солдатик не испугался страшного Змея Горыныча. Он выхватил свою деревянную саблю и храбро бросился в бой! – В атаку! – кричал Санька, размахивая саблей перед мордой Змея. – Вот тебе, получай, противный Змей! Змей Горыныч не ожидал такого яростного отпора. Трусливо пятясь, он отступал, уворачиваясь от Санькиной сабли, а затем повернулся и вовсе бросился наутек! Тогда и Мушкетеры вспомнили про свои шпаги, да было уже поздно! – Спасибо тебе, Солдатик, – просто сказал Дед Мороз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху, вниз, наискосок»
Цель. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом....
Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».
Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».Задачи: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить ...
Конспект ООД по развитию речи (старшая группа) Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».
Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка.Задачи:1. Формировать умение и желание активно участвовать в ходе ООД, отвечать, прислу...
Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».
Задачи: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать п...
Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».
Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».Задачи: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».
Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка....
Чтение рассказа С. Георгиева "Я спас Деда Мороза"
Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка....