Мастер – класс для педагогов «Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи
Мастер – класс для педагогов
«Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности участников мастер – класса по использованию новых технологий нетрадиционных технологий и приёмов для развития мелкой моторики рук дошкольников.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами современной нетрадиционной технологии.
дать возможность участникам мастер-класса заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование: Су – Джок шарики – массажёры, презентация учебного фильма «Чудо-шарики», буклеты для участников мастер-класса «Су – Джок терапия для дошкольников».
Планируемый результат:
Повысить у педагогов интерес к вариативному использованию в работе разнообразных методов и приемов. Привлечь внимание педагогов к использованию в работе нетрадиционных методик развития мелкой моторики. Вызвать желание принять активное участие в мастер – классе.
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Лубяницкая Людмила Викторовна, я работаю воспитателем в МБДОУ ЦРР д/с № 43 «Эрудит». Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этом зале. Тема моего мастер – класса «Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического развития и развития речи ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».
Стараюсь использовать в своей работе новые технологии, нетрадиционные приемы обучения, интересные для детей.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные технологии.
Моторика рук развивается в процессе работы пальцев рук. Сегодня я покажу вам 3 нетрадиционных способа работы. Мне понадобятся 6 человек, для работы в 3 подгруппах.
Первая подгруппа будут заниматься изготовлением волшебных цветов, вторая будет готовить живые игрушки, ну а с третьей подгруппой мы займемся СуДжок терапией.
Занимайте свои места. Первую группу я попрошу раскрасить и вырезать обыкновенные цветы.
У второй немного посложнее задача – сделать поделку из опилок, ниток и обычных женских колготок.
(даю всем материалы, объясняю работу)
Ну а пока мои помощники выполняют работу, мы займемся СуДжок
Что такое Су Джок
«Су-Джок» – последнее достижение Восточной медицины. «Су–джок» терапию можно отнести к методам самопомощи. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.
«Су-джок» с виду – симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Попробуйте покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма.
Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
За речь у человека отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга: зона Вернике (восприятие речи) и зона Брока (произношение).
Для стимуляции речевого развития необходимо воздействовать на точки соответствия головному мозгу.
Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только специально обученным людям, но и педагогам в детском саду и дома самим родителям. (Демонстрирую массажёр Су – Джок)
Этот кругленький дружок
называется Су-Джок
этот шарик разноцветный
покатаем мы в руках
Чтобы легче было думать,
сила чтоб была в руках
Покатаем по ладошкам
он откроется вот так!
Там, волшебное колечко
Ни большое, ни малое,
В гости к пальчикам заходит
Всем оно подходит.
Попробуйте покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма, увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находится одно специальное кольцо, сделанное из металлической проволоки, им можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Колечко нельзя растягивать иначе оно потеряет массажные свойства, так же нельзя оставлять на пальце без движения, оно сдавливает.
Техника массажа проста: кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.
Эту работу можно проводить перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты для того, чтобы снять напряжение и подготовить свои пальчики к работе.
Задачи:
– нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкой моторики;
– активизировать области коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей;
– содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;
– использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности.
– совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
– высокая эффективность
– абсолютная безопасность
– универсальность.
Приемы Су – Джок терапии:
1.Массаж специальным шариком.
2.Массаж эластичным кольцом.
3.Массаж стоп.
4.Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.
Все движения шариком сопровождаются в соответствии с текстом стихов или потешек.
Давайте поиграем.
1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, – (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. – (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть – (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем – (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, – (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
«Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика).
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком – пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки)
Раз, два, три, четыре, пять!
Пружинку будем мы катать!
Вот нашли большой мы пальчик
Он попрыгает, как зайчик!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Указательный поймаем
И пружинку покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Где ты, наш середнячок,
Ты ложись-ка на бочок!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Кольца любит безымянный.
Покажись-ка, наш желанный!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Вот наш пальчик маленький
Самый он удаленький!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Мы пружиночки снимаем
Свои пальчики считаем. 1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5!
А сейчас мы проверяем
На двух ручках посчитаем!
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни!
3.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. (Если ваш ребенок испытывает трудности в произношение некоторых звуков или путает их, то ему можно предложить поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука). Например, на звук Ш
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4.Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Я знаю 5 предметов.» и т. д.
5.Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6.Использование шариков при выполнении гимнастики.
7.Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
8.Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
На столе коробка, по инструкции педагога ребёнок кладёт шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
9.Прокатывание шариком по написанной букве.
10.Есть и другое применение массажным шарикам. Их используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, при обучении счету и т. д.
Можно использовать следующие игры: «Разложи шарики по цвету», «Найди все синие» (красные, желтые, зеленые, «Сделай разноцветные шарики» (сине-красный, зелено-желтый).
13.Кроме того, Вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку о «колобке», о «рукавичке» и т. д.
Вот таким нестандартным и интересным способом мы не только занимаем ребят, но и развиваем речь, так как движения пальцами и развитие речи тесно связаны. Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии. Творческий подход, использование альтернативных методов и приёмов способствуют более интересному разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Планируемый результат:
Заинтересованность педагогов; повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике нетрадиционных технологий.
Мелкая моторика пальцев рук достигается и в процессе работы с бумагой, в процессе лепки. Но это каждодневная работа. Все это вы уже знаете и умеете. И поэтому сегодня я хотела показать, как же можно разнообразить эту работу и заинтересовать наших детей. Я попрошу группу, которая вырезала и раскрашивала цветы сложить лепестки к центру. И затем положить их в воду. Вот так оживают цветы, тем самым у детей появляется интерес к кропотливой работе.
Обращаю внимание на вторую подгруппу. Сделали поделки. Очень красивые. Можно пририсовать глазки раскрасить. И чтобы вызвать интерес детей к этой работе, я добавляю в опилки зерно. Когда поделки готовы, мы с детьми опускаем их в воду и наблюдаем за ними. Поделки начинают прорастать. Настолько быстро, что даже предлагаю детям подстричь шевелюру медведю, черепашке. Интерес детей повышается. Развивается воображение и творческие способности, а также формируется чувство ответственности.
Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и пожелать всем творческих успехов.
Литература:
1.Ивчатова Л. А. Су-джок терапияв коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010. №1. – с. 36-38.
2.Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская – М. АСТ, 2007 С. 94
3.Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак – Су Джок Академия, 2009 – С. 208
4.Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
5.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 19
6.Пак Чже Ву. «Су Джок для всех», Москва, 2009г. – 136с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Цель: повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....
Мастер – класс: «Использование новых технологий для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
мастер-класс для воспитателей по развитию моторики рук у детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.Застегивание пуговиц, завязывание узелков, ...
Мастер-класс для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методик для развития мелкой моторики у дошкольников"
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики пальцев рук...
Мастер класс на тему "Использование Су Джок терапии для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Мастер класс на тему"Использование Су Джок терапии для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"...
Использование различных методов и приемов по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста(опыт работы)
Хочу выразить большое спасибо , уважаемые родители наших воспитанников. Спасибо за таких прекрасных детей, которые покорили наши сердца своей непосредственностью, своими талантами, своей фантазие...
Консультация для родителей на тему: « Использование Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...