Инновационная технология «Синквейн» как средство развития речи старших дошкольников (мастер-класс для педагогов)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Стребкова Ирина Валерьевна

 

Целью мастер-класса является обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_tekst_.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная технология «Синквейн»
как средство развития речи старших дошкольников
(мастер-класс для педагогов)

Подготовила: воспитатель 1кв.категории

Стребкова И.В

Цель: Обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

План проведения:

I Теоретическая часть:

— Что такое «Синквейн».

— Актуальность «Синквейна»;

— Научная концепция и правила составления «Синквейна».

II. Практическая часть:

— Самостоятельная работа педагогов по составлению синквейна.

— Обсуждение полученных результатов.

III. Подведение итогов.

I.Теоретическая часть.

Слайд 1

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Одной из эффективных инновационных технологий в речевом развитии является технология синквейн.

Инновационность данного метода - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.

Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слайд 2

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. 

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике синквейн стал использоваться с конца 1990-х годов.

Слайд 3

Актуальность использования синквейна:

  • используется для проведения

рефлексии, анализа и синтеза

полученной информации;

  • помогает пополнить словарный

запас;

  • учит краткому пересказу;
  • помогает развить речь и мышление.

Слайд 4

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. 

В дидактическом   синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Слайд 5

Синквейн состоит из 5 строк. По форме напоминает ёлочку.

               

Слайд 6

В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи — это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства

и признаки этого предмета или явления. По части речи — это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи — это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним.

Слайд 7

 Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!

Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейнынапример:

Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья. 

Красота!

Слайд 8 

Алгоритм обучения синквейну.

Гораздо легче новый вид изложения мысли воспринимается, если задание изложено в стихотворной форме или в форме загадки.

Например,

Ночью ходит, днем он спит,

Если сердится – ворчит.

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Ну, конечно, это – …Ежик.

Слайд 9 

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап.

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово.

Т. е., на этом этапе дошкольники знакомятся с понятием: «слово-предмет». Детям предъявляется модель-существительное (или местоимение, которое обозначает предмет описания и отвечает на вопрос кто? или что? Обратите внимание на экран.  Наряду со словом-предметом вводится символ или модель, обозначающие предмет. В нашем случае это графическое изображение человечка. Почему именно такой символ? Да потому, что это самый понятный символ для детей именно в перспективе нашего задания.

Итак, возвращаясь к нашей загадке, мы помни, что слово-предмет в данном синквейне – это ЕЖИК.

Слайд 10 

II этап

Вторая строка — два слова.

На этом этапе вводится «слово-признак». В качестве предварительной работы можно использовать следующие словесные игры и упражнения:

«Подбери признаки» – например, к слову «груша».

Какая она? Спелая, сочная, мягкая, вкусная.

«Узнай предмет по признаку» (загадки-описание) – круглый, гладкий, резиновый … (мяч)

Предъявляется модель –слово-признак. Наша модель обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая? НАПРИМЕР,

Ежик какой?

Серый, колючий

Обратите внимание, как изменилось графическое изображение модели. На одежду человечка добавлен рисунок, который позволяет увидеть между ними разницу и задать вопросы: что изменилось? Какая у человечка стала одежда?

Слайд 11

 III этап

Третья строка образована тремя глаголами (или деепричастиями).

В качестве предварительной работы можно использовать следующие словесные игры и упражнения: 

«Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).

«Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

 Т. е., на этом этапе вводится понятие “Слова-действия”, предъявляется модель-действие предмета.

Например,

Ежик что делает?

- Фыркает, спит, бегает.

Обратите внимание на модель. Наш человечек обрел ручки и ножки, соответственно, глядя на него мы понимаем, что человечек двигается.

Слайд 12 

IV этап

Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету. Т. е., здесь ребенку нужно составить предложение по заданной теме. Можно составлять предложение с уже имеющимися словами, можно придумать что-то новое. Главное, чтобы это было в рамках заданной темы. Посмотрите на схему этой строки. Вы видите, как нужно построить предложение. Здесь есть предмет, его признак и его действие.

V этап

Ну и в наконец пятая строка — синоним, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. То есть это личное выражение автора к теме или повторение сути. Выражена пятая строка может быть существительным, наречием, даже глаголом. Главное, чтобы это было ваше отношение к предмету.

Итак, коллеги, мы с вами пришли к модели синквейна, которую вы видите на экране.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Слайд 13

 Пример синквейна

1. Ежик

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, бегает.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

Слайд 14 

Алгоритм составления синквейна для нечитающих детей может быть представлен графически, а также изображен в картинках.

Например, давайте рассмотрим синквейн по данному алгоритму в картинках.

АПЕЛЬСИН

Оранжевый, круглый 

Растет, выжимается, съедается. 

Апельсин висит на ветке. 

Сок

Слайд 15

Синквей-загадка

1.?
2.Надежный, верный
3.Поддержит, выслушает, ободрит
4.Он поможет в сложной ситуации.
5.Человек  

(Друг)

Слайд16

Синквейн «Найди ошибку»

1.Белка
2.Рыжая, косолапая
3.Прыгает, охотится, грызет
4.Мне нравится ловкая белка
5.Дикое животное

Слайд 17

Чтобы правильно составлять синквейн, нужно:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
  • владеть:

          -анализом, обобщением;

          -понятиями: слово-предмет, слово-признак, слово-действие;

  • уметь подбирать синонимы;
  • научиться правильно понимать и задавать вопросы;
  • согласовывать слова в предложении;
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

II.Практическая часть.

Сейчас мы научимся составлять синквейн. Всем понятны правила составления синквейна?

 Педагогам предлагается составить синквейны с помощью дидактического пособия «Волшебная ёлочка». (Коллективное составление)

А сейчас я приглашаю за столы 6 человек, предлагаю вам составить синквены на заданные темы. (Осень. Жизнь. Любовь. Здоровье. Воспитатель. Березка)

А пока наши участники углубились в творчество, я предлагаю всем остальным участникам нашего мастер-класса отгадать загадки -синквейны на экране.

(Слайды 18-22)

Теперь послушаем получившиеся синквейны. (Каждый полученный синквейн зачитывается)

Теперь я предлагаю вашему вниманию синквейны, которые составили дети нашей группы (Слайд 23,24,25)

III. Подведение итогов.

Слайд 26

В чём же  эффективность и значимость синквейна?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

 Слайд 27

Выводы:

  Синквейн помогает пополнить словарный запас.

  Синквейн учит краткому пересказу.

  Синквейн помогает развить речь и мышление.

  Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

  Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации   главную мысль.

  Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

  Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Рефлексия

Коллективное составление синквейна о синквейне.

-Уважаемые коллеги, мое выступление подходит к концу. И чтобы подвести итог всему вышесказанному, я предлагаю вам написать синквейн о нашем мастер-классе. В начале нашего разговора вы получили елочки разного цвета. Пожалуйста, на красных елочках напишите синквейны те, кому НЕ ПОНРАВИЛОСЬ. Может быть вы чего-то не поняли, может быть я не донесла до вас полную информацию, но по каким-то причинам вам не понравилось все то, что здесь происходило.

А на зеленых елочках напишите, пожалуйста, синквейны те, кому все понравилось. Вам все было понятно, интересно и, возможно, вы захотите воспользоваться данной технологией в своей работе.

На одну доску я попрошу вас разместить красные елочки, на другую – зеленые. И мы с вами сразу увидим результат нашей работы.

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.

Я вас благодарю за внимание и надеюсь, что использованные методы в мастер-классе помогут вам в работе. (Раздаю буклеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактич...

Современная технология "Синквейн" как средство развития речи детей

Сиквейн - короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк.Главная цель применения синквейна в дошкольном возрасте — развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников,  ...

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн".

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн"....

Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников

Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершен...

Технология "Синквейн" как средство развития речи дошкольников.

В данной разработке описывается применение технологии "Синквейн" на занятиях в детском саду. Материал будет полезен педагогам и воспитателям, которые работают в системе дошкольного образования. ...

Методическая разработка «Технология Синквейн, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Условия современности таковы, что традиционное обучение в дошкольной образовательной организации не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьм...