Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Пограничники» в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Пограничники» в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.ya_.marshak_pogranichniki.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития воспитанников

Петродворцового района Санкт-Петербурга


 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по развитию речи

«Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Пограничники»

в средней группе

                          Воспитатель                                                                                                                  высшей категории                                                                                              

Е.А. Визгалова

Санкт-Петербург

2023

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ д/с №12.

Возрастные и индивидуальные особенности детей:

Возраст от четырех до пяти лет-период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро пере возбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Большинство детей легко идут на контакт с взрослыми и детьми, эмоционально отзывчивые. Проявляют большой интерес к игрушкам, книгам. Проявляют активность и любознательность. Умеют организовать самостоятельно сюжетно–ролевые, настольные игры. При разрешении конфликта, обращаются к помощи взрослых.

НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Пограничники» в рамках комплексно-тематической недели «Наши папы – защитники России».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приёмы обучения: 

словесные: чтение стихотворения, объяснение;

наглядные: карта мира, иллюстрации с изображением различных родов войск и техники, портрет писателя С.Я. Маршака, мнемотаблица.

Технологии: личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.

Планируемый результат: повышение уровня речевой активности, проявление интереса к воинам Российской армии и уважение к ним.                                                                                        

Рекомендации по использованию данного конспекта:

Воспитателям, работающим по ФГОС.

Цель: познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину и заучить его.

Задачи:

Образовательные:

- стимулировать речевую активность детей на основе ознакомления с военной техникой, родами войск;

- формировать умение детей отвечать на вопросы строчкой из стихотворения;

- формировать навык заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы;

- формировать умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений;

Развивающие: 
- Развивать внимание, память, интонационную выразительность речи;

Воспитательные: 

- Воспитывать чувство гордости за свою армию, интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

Оборудование для педагога: магнитафон, аудиозапись «звук вертолёта», игрушка – вертолёт, карта мира, иллюстрации с изображением различных родов войск и техники, портрет поэта С.Я. Маршака, мнемотаблица и стихотворение «Пограничники» С.Я. Маршака.

Оборудование для воспитанников: костюмы для инсценировки стихотворения.

Предварительная работа с детьми: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и картинок о воинах Российской Армии, родах войск; беседы о празднике «День защитников Отечества», о воинах и родах войск; рассматривание игрушек военной техники; слушание песен и стихов о военных; отгадывание загадок; Д/и «Служу России», «Российская Армия»; пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика; физкультминутка; сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Военные лётчики», «Военные моряки».

Ход НОД

Организационный момент.

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрите на гостей, поздоровайтесь скорей.

Послышался звук вертолета.

Ребята, вы что-нибудь слышите? Появляется игрушечный вертолет.

Посмотрите, что это летит? Ой, он нам что-то доставил. Хотите узнать, что? Воспитатель показывает детям карту. Что это?

Воспитатель: Правильно, ребята. Перед вами карта, на которой изображена наша страна, Россия. Наша страна самая большая. Обведу ее по границе. Границу надо охранять от врагов. Она проходит по суше, по морю и по воздуху. Охраняют границу наши воины Российской армии – пограничники, солдаты и офицеры-командиры. Это наши защитники. В армии много родов войск, где несут службу люди разных военных специальностей. Мы с ними уже познакомились на предыдущих занятиях, и я предлагаю вам поиграть в игру «Кто что делает»!

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением различных родов войск и техники.

Игра «Кто что делает?».

Воспитатель: Что делает военный летчик? (Военный летчик управляет самолетом и охраняет воздушную границу).

Что делают военные моряки? (Моряки охраняют водную границу).

Что делает танкист? (Танкист управляет танком).

Что делает артиллерист? (Артиллерист стреляет из пушки).

Что делают пограничники? (Пограничники охраняют границу на суше).

Воспитатель: Лётчик, моряк, танкист, пограничник. Родя, скажи, одним словом. Кто это?

Воспитатель: Правильно. Военные стоят на страже нашей Родины и днем, и ночью, чтобы защитить нас от врага. Какими должны быть военные? Чтобы быть сильными, солдаты каждый день делают зарядку. Хотите ненадолго превратиться в солдат?

Физкультминутка «Солдатик»

Если ты солдатик бравый

Помаши рукой нам правой

Если ты солдатик смелый

Помаши рукой нам левой

Если ты солдатик стойкий

На одной ноге постой-ка

Если ты солдатик стойкий

На другой ноге постой-ка

А теперь солдатик бравый

Маршируем до заставы.

Дети садятся на свои стульчики.

Воспитатель: Наша армия родная

И отважна, и сильна.

Никому не угрожая,

Охраняет нас она.

Оттого мы любим с детства

Этот праздник в феврале

Слава Армии Российской

Самой мирной на земле.

Воспитатель: Как называется этот праздник, который мы отмечаем в феврале? Правильно. Каждый год 23 февраля мы празднуем праздник «День Защитника Отечества». Дети, что означает слово «Отечество»? (Это наша Родина).

А что такое Родина? (Родина - страна, в которой мы родились и живем).

А как называется страна, в которой мы живем? (Мы живем в России).

Ребята, а кого мы называем Защитниками Отечества? (Солдаты, военные, пограничники).

Воспитатель: Дети, скоро этот праздник будет и у нас в детском саду. Как мы можем к нему подготовиться. Сегодня, я предлагаю вам познакомится со стихотворением и выучить его, которое называется «Пограничники», а кто написал его, вы ответите мне сами, когда посмотрите на портрет автора.

Показывает портрет С.Я. Маршака.

Воспитатель: Правильно, ребята, это С.Я. Маршак, детский писатель и поэт. Слушайте внимательно, я прочитаю вам стихотворение.

Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пограничники» воспитателем наизусть.

На ветвях заснули птицы,

Звезды на небе горят.

Притаился у границы

Пограничников отряд.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа.

Наше море, нашу землю

Наше небо сторожат.

Воспитатель: Интересное стихотворение? Кто его написал? Как оно называется? Выучим его к празднику? А чтобы лучше запомнить стихотворение, мы будем использовать мнемотаблицу, рассказывать по картинкам. Слушайте внимательно.

Читает выразительно еще раз и показывает на нарисованные картинки по тексту стихотворения.  Дети повторяют вместе, а затем воспитатель проводит беседу по содержанию.

Дети, сейчас я буду задавать вопросы, а вы отвечайте на них строками из текста.

Когда пограничники охраняют границу? – Ночью, когда на ветвях заснули птицы и звёзды на небе горят.

Что делают пограничники? – Они притаились у границы, не дремлют у родного рубежа.

Что они охраняют? – Наше море, нашу землю. Наше небо сторожат.  

Хорошо. А теперь ещё раз послушайте стихи, можете шёпотом повторять за мной.

Читает. Спрашивает 2 детей - один начинает, другой заканчивает чтение. Педагог подсказывает тихо.

А теперь, я снова прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте, обратите внимание на то, как я его читаю! Может иногда тише, иногда громче.

Повторное чтение. Спрашивает 2 детей прочитать стихотворение целиком.

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята! О чем мы сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали? Что вам понравилось? А, что не понравилось?

А теперь, давайте устроим спектакль, выберем автора, который будет читать стихотворение и пограничников, которые будут играть свои роли.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, нам принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней. Оказывается, в ней костюмы для нашей игры. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями, рассмотрим костюмы и поиграем.

Драматизацию можно повторить несколько раз с разными детьми.

Игровое упражнение “Один- много”. / Совершенствование грамматического строя

речи (умение правильно согласовывать существительное с прилагательным во

множественном числе родительном падеже) ./ 

Воспитатель называет предмет с его признаком в единственном числе, а дети

называют во множественном числе родительном падеже. 

Воспитатель: У меня в отряде один храбрый моряк.

Дети: А у нас много храбрых моряков. 

Воспитатель: У меня в отряде один отважный пограничник.

Дети: А у нас много отважных пограничников. 

Воспитатель: У меня в отряде один сильный боец.

Дети: А у нас много сильных бойцов. 

Воспитатель: У меня в отряде один смелый летчик.

Дети: А у нас много смелых л

Рефлексия /Оценка работы детей/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи. «Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал, воробей?» в старшей группе с использованием мнемотехники».

Конспект НОД по развитию речи.«Заучивание стихотворенияС. Я. Маршака «Где обедал, воробей?» в старшей группе с использованием мнемотехники»....

Конспект ООД по развитию речи «Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» во 2-й младшей группе

Цель: Помочь детям запомнить стихотворение, учить выразительно читать его.Задачи:• Обучающие: способствовать формированию умения понимать смысл художественного произведения, совершенствовать...

Конспект НОД по развитию речи. «Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал, воробей?» с использованием мнемотехники».

учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его (познавательное развитие). Продолжать формировать у детей навык отвечать на вопросы полными предложениями, используя слова и...

материал к НОД развитие речи - Заучивание стихотворения С.Я.Маршака "Тает месяц молодой"

Информационные коммуникативные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Широкое применение их   в образовательной деятельности не все педагоги считают необходимым. Зачастую детям п...

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения « в младшей группе

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением «Сельская песенка»  А.Плещеев.    Задачи:...