Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект содержит все этапы работы по речевому развитию: работа над артикуляцией, скороговорки и чистоговорки, составление рассказа по картине, заучивание стихов по мнемотаблице, театрализованная деятельность по сказке "Двенадцать месяцев".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_rechevomu_razvitiyu_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе
« Книга- самый лучший друг»»
Задачи:
Обучающие:
Лексическая сторона речи:
-расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире, учить осмысливать образные выражения ( на основе знакомства с пословицами и поговорками),
Грамматический строй речи:
-учить грамматически верно оформлять высказывания
-учить согласовывать существительные с прилагательными, глаголами,
-учить составлять сложносочинённые и сложноподчиненные предложения
Звуковая культура речи:
-закреплять навыки звукового анализа (выделение звуков, ударения), характеристику звуков по способу произношения (гласные, согласные: (твердые, мягкие, звонкие, глухие)
Просодическая сторона речи:
-учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, учить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка.
Развивающие :
-Развивать связную речь детей, интерес к театрально-игровой деятельности, развивать импровизацию с использованием доступных средств выразительности, диалогическую и монологическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки. Наглядное и образное мышление, слуховую и зрительную память, произвольное внимание.
Воспитывающие:
Прививать интерес к книгам, желание самому научиться их читать.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
-Ребята, посмотрите, сегодня в наш детский сад пришли гости. Поприветствуем их и подарим хорошее настроение.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу. Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро, дорогие гости!
-
Ребята, а вы умеете отгадывать загадки (да)
Отгадайте, что это?
«Знает все и учит всех, кто с ней знаком — тех ждет успех! Но чтобы с нею подружиться, нужно грамоте учиться» (Книга)
У нас в зале тоже находятся книги. Вы их заметили? Подойдите ребята к книжной выставке.
Воспитатель: Книги - это источник всех знаний человека, которые он накапливал много веков. Читая их мы познаем мир, узнаем много нового, интересного, многому учимся - как правильно себя вести, как отличить хорошее от плохого, как поступить в какой-либо ситуации. Книга помогает нам развивать нашу речь, учит правильно, грамотно говорить и писать. Несмотря на то, что сейчас у нас есть компьютеры и интернет, с помощью которых мы можем найти или узнать что угодно, книга не потеряла своей важности и полезности. Вот представь, что вдруг отключили свет: компьютер без света включить нельзя, телевизор тоже. А книга всегда рядом и с ее помощью мы можем найти ответы на все вопросы. И, кроме того, в компьютер и интернет большинство информации попало именно из книг. А еще, книга наш хороший друг и может замечательно развлечь разными сказками, приключениями и интересными историями. Наверняка у тебя есть любимые герои, живущие в книгах.
-Ребята, а какие книги, находятся на нашей выставке? (ответы детей)
Воспитатель: Книги по своему социальному назначению делятся на учебные, научно-популярные, научные, справочные, художественные; а по читательскому адресу на 2 группы: для взрослых и детей.
Воспитатель: - Ребята, а я заметила на книжной выставке не совсем обычную книгу, мне кажется, с ней произошла какая-то беда!
Воспитатель берет в руки книгу, открывает ее, но ней нет текста и иллюстраций, только на последней страничке нарисована девочка в зимнем лесу. Ребята, что же эта за сказка? Непонятно…и как помочь книге вернуться в первоначальный вид? А вы, сможете помочь книге и девочке? (ответы детей) Тогда нам нужно отправиться в сказки…..
У нас есть волшебный мультимедийный экран, он нам поможет перенестись в сказки.
( на экране появляются фрагменты сказок из мультфильмов. «Морозко», «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать Месяцев»)
(в последнем слайде сказки звучит голос девочки:
Обошла в лесу немало в поисках одной поляны, где из снежной пустоты пробивались бы цветы, мне собрать их очень надо и тогда я буду рада.
Дайте мне совет хороший. Я так долго уж в пути, помогите же, ребята, мне подснежники найти.
Ребята, из какой сказки это девочка? ( Двенадцать месяцев)
Ребята, поможем девочке?
-Экран волшебный засветись, чудо интернет включись, в сказку нас перенеси, только, чур, не обмани!
Вот мы и оказались у новогоднего костра с двенадцатью месяцами.
-Воспитатель: Братья месяцы, нам помогите и подснежники подарите!
( На экране появляется месяц Декабрь: Просто так подарки не дарю, выполните мои задания)
- Какое время года упоминается в этой сказке? (зима)
(на экране появляются зимние пейзажи)
Назовите зимние месяцы по порядку.
(декабрь, январь, февраль)
Работа над звуковой культурой речи:
Ребята, а вы не замёрзли в зимнем лесу? Давайте погреемся.
Артикуляционная гимнастика:
Погреем ладошки (Х-Х-Х) Произносим звук слабо, сильно.
Как мороз трещит? (Щ-Щ-Щ) Произносим звук громко, тихо.
Как ветер свистит? (С-С-С) Произнесём с нарастанием силы голоса.
Вьюга завывает(У-У-У) Произнесем звук громко, тихо.
Задания месяца Декабря:
Чистоговорки: 1 задание: « Проговори и прохлопай» ( дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок теста)
2 задание «Интонационное выделение слова»
Ла-ла-ла. Вот зима пришла.
Ул-ул-ул Ветерок подул.
Ло-ло-ло Зимой от снега всё бело.
-Какие скороговорки о зиме вы знаете?
(работа над темпом произнесения, интонационное выделение определенного слова)
Заморозила зима и заборы и дома.
Запоздалая зима за ночь избы замела.
Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
На зимнем небе в морозы загораются яркие звезды.
Какие стихи о зиме вы знаете?
(работа над выразительностью рассказывания с помощью опорных схем)
Мария Пожарова «Разукрасилась зима»
Разукрасилась зима: на уборе бахрома
Из прозрачных льдинок, звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье, шепчет заклинанье:
-Лягте, мягкие снега, на леса и на луга,
Тропы застелите, ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз, разбросай хрустальных роз
Легкие виденья, хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди, хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым в поле поседелом!
Спи, земля моя, усни, сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета, нового рассвета!
Ирина Гурина. «Снежинки»
Это что за мотылёк? Словно белый лепесток
на морозе он летает, у ежа на лапке тает,
на берёзу он присел: дятел чуть его не съел.
Зайке на ухо прилёг, этот чудо-мотылёк.
К рыжей белке заглянул и на елку упорхнул.
Кружится, смеется, над зимним лесом вьётся.
И вот уже их стайка, попробуй их, поймай-ка!
Весёлые пушинки, да это же снежинки!
Ирина Чернецкая « Пришла зима весёлая»
Пришла зима веселая, с коньками и салазками, с лыжнею запорошенной, с волшебной доброй сказкою. На ёлке разукрашенной фонарики качаются, пусть зимушка хрустальная подольше не кончается!
Месяц Декабрь: Молодцы, справились с моими заданиями, подарю вам подснежник. На экране высвечивается подснежник.
На экране появляется месяц Январь. Теперь мой черед загадывать загадки.
Лексико-грамматические упражнения:
-Расскажите мне, какая бывает зима, да в мой снежок поиграйте.
Игра « Эй, дружочек кати по снегу свой комочек»
( дети, передавая друг другу комочек снега, называют определения к слову зима) Зима бывает…. снежная, морозная, вьюжная, суровая, длинная, долгожданная, русская.
Игра «Строим горку из снежков»
Отгадайте загадку: « Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь; станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь» (снег)
(дети строят горку, передавая снежок и называя определение к слову снег)
(Ответы детей: снег - легкий, пушистый, белый, сверкающий, холодный)
Зимой снег легкий. Зимой выпадает пушистый снег. Когда на улице мороз снег бывает искристый.
Подбери действия: «Что делает?» и «Определи к какой схеме подходит твое предложение»
( Ответы детей: Зимой снег кружится в воздухе. В морозную погоду снег хрустит под ногами. Снег ярко блестит)
(по окончании выполнения всех заданий на экране высвечивается 2 подснежник)
На экранпоявляется месяц Февраль, он дает детям свои задания:
Коврограф: Работа над звуковым анализом слов.
-Выложи из предложенных букв слово зима.
(1 ребенок работает на большом коврографе, он составлет слово, остальные выкладывают звуковую схему на мини-ларчиках)
-Сколько слогов в этом слове? – Дайте характеристику 1 звуку (звонкий мягкий согласный), обозначьте фишкой соответствующего цвета. - Какой 2 звук? (гласный), обозначьте фишкой. - Какой 3 звук? (звонкий согласный) обозначьте фишкой. Какой 4 звук? (гласный)
-Поставьте ударение в этом слове.
Придумай рассказ о зиме ( с использованием мнемотаблиц.)
Ответы детей:
( Наступила зима. Солнце светит, но не греет. Падает белый пушистый снег. Снег лежит на домах, на дорогах, на земле. Бывают сильные морозы. Березки стоят без листьев, но покрыты снегом. Сосны и ели остались зелеными, но тоже надели снеговые шапки. Реки покрылись толстым льдом. Люди надели зимнюю одежду и обувь. Дети катаются на лыжах и коньках. В лесу спит медведь в берлоге .В домах наряжают елки и встречают Новый год.)
По окончании заданий на экране высвечивается 3 подснежник.
–А теперь, зимние месяцы уступают дорогу весенним месяцам, на экране появляется месяц Март.
Март: - Ребята, а хорошо ли вы знаете нашу сказку? Что произошло, когда Падчерица вышла к новогоднему костру?
Воспитатель -Давайте покажем фрагмент сказки «Двенадцать месяцев».
Музыка вьюги.
Падчерица идет, кутается в платок: Ой, как холодно! Мороз! Зима на дворе, а им подснежники подавай. Чудеса!.. Ой! Огонь! Пойду на огонек. Ноги не идут. Совсем замерзли!
Садится на пенек. Из-за ширмы выходит братец Январь.
Месяц: Гори-гори ярче – Лето будет жарче, а зима – теплее, а весна – милее!
Падчерица: Добрый вечер!
Месяц: Добрый
Падчерица: Если я вам не помешаю, позволите у огня погреться?
Месяц: Грейся. У костра места всем хватит. Да познакомься с братьями месяцами.
Перекличка месяцев.
Месяц: Что это у тебя в руках? Корзинка что ли?
Падчерица: Да
Месяц: Ты за шишками пришла?
Падчерица: Нет
Месяц: За еловыми ветками?
Падчерица: Нет…За подснежниками.
Месяц: Что ты?! Подснежники только весной в лесу можно встретить!
Падчерица: Может, и весной, да что поделаешь! Мачеха приказала…Нельзя мне без них домой возвращаться.
Месяц: Братец Апрель! Нельзя человека в беде оставлять, помоги девочке.
Апрель:
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь лужи.
Вылезайте муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник!
Падчерица: Да как же это случилось? Зима весне дорогу уступила?
Апрель: Собирай скорее подснежники в корзинку, а то зима вернется, а корзинка у тебя пустая.
Падчерица (собрала цветы): Спасибо вам, братцы месяцы и вам ребята за помощь! Падчерица делится подснежниками с детьми и гостями.
-Ребята, наше время пребывания в этой сказке истекло, пора возвращаться в детский сад.
-Чудо–интернет включись, экран волшебный засветись, в детский сад перенесись!
Воспитатель: - Вот мы и вернулись в детский сад. Смотрите, а ведь у нас на книжной выставке появилась новая книга, да ведь это же сказка «12 месяцев» -Ребята своим талантом, способностями, старанием мы помогли и девочке и книге вернули свой первоначальный вид. Вы, молодцы! Я надеюсь, что и в будущем книга станет для вас другом, учителем, советчиком!
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (Михалков)
Посвящение библиотеке
Светлана Лизунова Лана Лис
Святое место - книжная страна.
Здесь царствуют покой и тишина.
Здесь знание и мудрость спят,
Пока странички не зашелестят.
Откроешь книгу, словно новый мир,
Здесь жизнь своя - и счастье, и кумир.
Согреть теплом, любовью, добротой
Способны книги, как никто другой.
Найдешь ты на вопрос всегда ответ,
В беде поможет дружеский совет,
Лишь только книгу нужную возьми
И в новый мир с вниманьем загляни...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Человек без друзей, что дерево без корней».
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Культура поведения - это культура речи, общения и внешнего вида. Внешний вид не только одежда человека, но и его поза, жесты, мимика.При общении надо слушать собеседника, смотреть ему глаза. Замечател...
Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе "В поисках сокровища"
quot;В поисках сокровища"...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе На тему: «Предновогоднее волшебство»
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Дружба крепкая».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Дружба крепкая»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Животный мир океанов и морей»
Данное занятие позволит расширить представления детей о разнообразии животного мира океанов и морей....
Конспект непосредственной образовательной деятельности Область «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности Область «Речевое развитие» в подготовительной к школе группеТема: «Зимующие птицы»Цель: способствовать обогащению знаний ...