Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Загороднева Татьяна Александровна.

Конспект содержит все этапы работы по речевому развитию: работа над артикуляцией, скороговорки и чистоговорки, составление рассказа по картине, заучивание стихов по мнемотаблице, театрализованная деятельность по сказке "Двенадцать месяцев".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_rechevomu_razvitiyu_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе

«  Книга- самый лучший друг»»

Задачи:  

Обучающие:

Лексическая  сторона речи:

 -расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире, учить осмысливать образные выражения ( на основе знакомства с пословицами и поговорками),

 Грамматический  строй речи:

-учить грамматически верно оформлять высказывания

-учить согласовывать существительные с прилагательными, глаголами,

-учить составлять  сложносочинённые и сложноподчиненные предложения

 Звуковая культура речи:

-закреплять  навыки звукового анализа  (выделение звуков, ударения), характеристику звуков по способу произношения (гласные, согласные: (твердые, мягкие, звонкие, глухие)

 Просодическая сторона речи:

-учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, учить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения, развивать способности и  творческий потенциал каждого ребенка.

 Развивающие :

-Развивать связную речь детей, интерес  к театрально-игровой деятельности, развивать импровизацию с использованием доступных средств выразительности, диалогическую и монологическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки. Наглядное и образное мышление, слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

Воспитывающие:

Прививать интерес  к книгам, желание самому научиться их читать.

Ход  непосредственно образовательной деятельности:

-Ребята, посмотрите, сегодня в наш детский сад пришли гости. Поприветствуем их и подарим хорошее настроение.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу. Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Доброе утро, дорогие гости!

-

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки (да)

 Отгадайте, что это?

«Знает все и учит всех, кто с ней знаком — тех ждет успех! Но чтобы с нею подружиться, нужно грамоте учиться» (Книга)

У нас в зале тоже находятся книги. Вы их заметили? Подойдите ребята к книжной выставке.

Воспитатель: Книги - это источник всех знаний человека, которые он накапливал много веков. Читая их мы познаем мир, узнаем много нового, интересного, многому учимся - как правильно себя вести, как отличить хорошее от плохого, как поступить в какой-либо ситуации. Книга помогает нам развивать нашу речь, учит правильно, грамотно говорить и писать.   Несмотря на то, что сейчас у нас есть компьютеры и интернет, с помощью которых мы можем найти или узнать что угодно, книга не потеряла своей важности и полезности. Вот представь, что вдруг  отключили свет: компьютер без света включить нельзя, телевизор тоже. А книга всегда рядом и с ее помощью мы можем найти ответы на все вопросы. И, кроме того, в компьютер и интернет большинство информации попало именно из книг. А еще, книга наш хороший друг и может замечательно развлечь разными сказками, приключениями и интересными историями. Наверняка у тебя есть любимые герои, живущие  в книгах.

-Ребята, а какие книги, находятся на нашей выставке?  (ответы детей)

Воспитатель: Книги по своему социальному назначению делятся на учебные, научно-популярные, научные, справочные, художественные; а по читательскому адресу на 2 группы: для взрослых и детей.

Воспитатель: - Ребята, а я заметила на книжной выставке не совсем обычную книгу, мне кажется, с ней произошла какая-то беда!

Воспитатель берет в руки книгу, открывает ее, но ней нет текста и иллюстраций, только на последней страничке нарисована девочка в зимнем лесу. Ребята, что же эта за сказка? Непонятно…и как помочь книге вернуться в первоначальный вид?  А вы, сможете  помочь книге и девочке? (ответы детей) Тогда нам нужно отправиться в сказки…..

 У нас есть волшебный мультимедийный экран, он нам поможет перенестись в сказки.

( на экране появляются фрагменты сказок из мультфильмов. «Морозко», «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать  Месяцев»)

(в последнем слайде сказки звучит голос девочки:
Обошла в лесу немало в поисках одной поляны, где из снежной пустоты пробивались бы цветы, мне собрать их очень надо и тогда я буду рада.

Дайте мне совет хороший.  Я так долго уж в пути, помогите же, ребята, мне подснежники найти.

Ребята,  из какой сказки это девочка? ( Двенадцать месяцев)

Ребята, поможем девочке?

-Экран волшебный засветись, чудо интернет включись, в сказку нас перенеси, только, чур, не обмани!

 Вот мы и оказались у новогоднего костра с двенадцатью месяцами.

-Воспитатель: Братья месяцы, нам помогите и подснежники подарите!

(  На экране появляется  месяц Декабрь: Просто так подарки не дарю, выполните  мои задания)

- Какое время года упоминается в этой  сказке? (зима)

(на экране появляются зимние пейзажи)

Назовите зимние месяцы по порядку.

(декабрь, январь, февраль)

Работа над звуковой культурой речи:

Ребята, а вы не замёрзли в зимнем лесу? Давайте погреемся.

Артикуляционная гимнастика:

Погреем ладошки  (Х-Х-Х)  Произносим звук слабо, сильно.

 Как мороз трещит? (Щ-Щ-Щ)  Произносим звук громко, тихо.

Как ветер свистит? (С-С-С) Произнесём с нарастанием силы голоса.

Вьюга завывает(У-У-У) Произнесем звук громко, тихо.

Задания месяца Декабря:

Чистоговорки: 1 задание: « Проговори и прохлопай» ( дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок теста)

2 задание «Интонационное выделение слова»

Ла-ла-ла.  Вот зима пришла.

Ул-ул-ул   Ветерок подул.

Ло-ло-ло Зимой от снега всё бело.

-Какие скороговорки о зиме вы знаете?

(работа над темпом произнесения, интонационное выделение  определенного слова)

Заморозила зима и заборы и дома.

Запоздалая зима за ночь избы замела.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

На зимнем небе в морозы загораются яркие звезды.

Какие стихи о зиме вы знаете?

(работа над выразительностью рассказывания с помощью опорных схем)

                                   

 Мария Пожарова  «Разукрасилась зима»

Разукрасилась зима: на уборе бахрома
Из прозрачных льдинок, звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье, шепчет заклинанье:
-Лягте, мягкие снега, на леса и на луга,
Тропы застелите, ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз, разбросай хрустальных роз
Легкие виденья, хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди, хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым в поле поседелом!
Спи, земля моя, усни, сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета, нового рассвета!

 Ирина  Гурина.  «Снежинки»

Это что за мотылёк? Словно белый лепесток
на морозе он летает, у ежа на лапке тает,
на берёзу он присел: дятел чуть его не съел.
Зайке на ухо прилёг, этот чудо-мотылёк.
К рыжей белке заглянул и на елку упорхнул.
Кружится, смеется, над зимним лесом вьётся.
И вот уже их стайка, попробуй их, поймай-ка!
Весёлые пушинки, да это же снежинки!

Ирина Чернецкая « Пришла зима весёлая»

Пришла зима веселая, с коньками и салазками, с лыжнею запорошенной, с волшебной доброй сказкою. На ёлке разукрашенной фонарики качаются, пусть зимушка хрустальная подольше не кончается!

Месяц Декабрь: Молодцы, справились с моими заданиями, подарю вам подснежник. На экране высвечивается подснежник.

На экране появляется месяц Январь. Теперь мой черед загадывать загадки.

Лексико-грамматические упражнения:

-Расскажите мне, какая бывает зима, да в мой снежок поиграйте.

Игра « Эй, дружочек кати по снегу свой комочек»

( дети, передавая друг другу комочек снега, называют определения к слову зима) Зима бывает…. снежная, морозная, вьюжная, суровая, длинная, долгожданная, русская.

Игра «Строим горку из снежков»

 Отгадайте загадку: « Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь; станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь» (снег)

(дети строят горку, передавая снежок и называя  определение к слову снег)

  (Ответы детей: снег - легкий, пушистый, белый, сверкающий, холодный)

Зимой снег легкий.  Зимой выпадает пушистый снег. Когда на улице мороз снег бывает искристый.

Подбери действия: «Что делает?» и «Определи к какой схеме подходит твое предложение»

( Ответы детей: Зимой  снег кружится в воздухе. В морозную погоду снег хрустит под ногами. Снег ярко блестит)

(по окончании выполнения всех заданий на экране высвечивается 2 подснежник)

На экранпоявляется  месяц Февраль, он дает детям свои задания:

Коврограф: Работа над звуковым анализом слов.

-Выложи из предложенных букв слово зима.

(1 ребенок работает на большом коврографе, он составлет слово, остальные выкладывают звуковую схему на мини-ларчиках)

-Сколько слогов в этом слове? – Дайте характеристику 1 звуку (звонкий мягкий согласный), обозначьте фишкой соответствующего цвета. - Какой 2 звук? (гласный), обозначьте фишкой. - Какой 3 звук? (звонкий согласный) обозначьте фишкой.  Какой 4 звук? (гласный)

-Поставьте ударение в этом  слове.

Придумай рассказ  о зиме ( с использованием мнемотаблиц.)

Ответы детей:

( Наступила зима. Солнце светит, но не греет. Падает белый пушистый снег. Снег лежит на домах, на дорогах, на земле. Бывают сильные морозы. Березки стоят без листьев, но покрыты снегом. Сосны и ели остались зелеными, но тоже надели снеговые шапки. Реки покрылись толстым льдом. Люди надели зимнюю одежду и обувь. Дети катаются на лыжах и коньках. В лесу спит медведь в берлоге .В домах наряжают елки и встречают Новый год.)

По окончании заданий на экране высвечивается 3 подснежник.

–А теперь, зимние месяцы уступают дорогу весенним месяцам, на экране появляется месяц Март.

 Март: - Ребята, а хорошо ли вы знаете нашу сказку? Что произошло, когда Падчерица вышла к новогоднему костру?

Воспитатель -Давайте покажем фрагмент сказки «Двенадцать месяцев».

Музыка вьюги.

 

Падчерица  идет, кутается в платок: Ой, как холодно! Мороз! Зима на дворе, а им подснежники подавай. Чудеса!.. Ой! Огонь! Пойду на огонек. Ноги не идут. Совсем замерзли!

 

 Садится на пенек. Из-за ширмы выходит братец Январь.

 

Месяц: Гори-гори ярче – Лето будет жарче, а зима – теплее, а весна – милее!

Падчерица: Добрый вечер!

Месяц: Добрый

Падчерица: Если я вам не помешаю, позволите у огня погреться?

Месяц: Грейся. У костра места всем хватит. Да познакомься с братьями месяцами.

 

Перекличка месяцев.

 

Месяц: Что это у тебя в руках? Корзинка что ли?

Падчерица: Да

Месяц: Ты за шишками пришла?

Падчерица: Нет

Месяц: За еловыми ветками?

Падчерица: Нет…За подснежниками.

Месяц: Что ты?! Подснежники только весной в лесу можно встретить!

Падчерица: Может, и весной, да что поделаешь! Мачеха приказала…Нельзя мне без них домой возвращаться.

Месяц: Братец Апрель! Нельзя человека в беде оставлять, помоги девочке.

Апрель:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь лужи.

Вылезайте муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник!

 

Падчерица: Да как же это случилось? Зима весне дорогу уступила?

Апрель: Собирай скорее подснежники в корзинку, а то зима вернется, а корзинка у тебя пустая.

Падчерица (собрала цветы): Спасибо вам, братцы месяцы и вам ребята за помощь! Падчерица делится подснежниками с детьми и гостями.

-Ребята, наше время пребывания в этой сказке истекло, пора возвращаться в детский сад.

-Чудо–интернет включись, экран волшебный засветись, в детский сад перенесись!

Воспитатель: - Вот мы и вернулись в детский сад. Смотрите, а ведь у нас на книжной выставке появилась новая книга, да ведь это же сказка «12 месяцев»  -Ребята  своим талантом, способностями, старанием мы помогли и девочке и книге вернули свой первоначальный вид. Вы, молодцы! Я надеюсь, что и в будущем  книга станет для вас другом, учителем, советчиком!

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (Михалков)



Посвящение библиотеке 


Светлана Лизунова Лана Лис


Святое место - книжная страна.
Здесь царствуют покой и тишина.
Здесь знание и мудрость спят,
Пока странички не зашелестят.

Откроешь книгу, словно новый мир,
Здесь жизнь своя - и счастье, и кумир.
Согреть теплом, любовью, добротой
Способны книги, как никто другой.

Найдешь ты на вопрос всегда ответ,
В беде поможет дружеский совет,
Лишь только книгу нужную возьми
И в новый мир с вниманьем загляни...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Человек без друзей, что дерево без корней».

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Культура поведения - это культура речи, общения и внешнего вида. Внешний вид не только одежда человека, но и его поза, жесты, мимика.При общении надо слушать собеседника, смотреть ему глаза. Замечател...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе На тему: «Предновогоднее волшебство»

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Дружба крепкая».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Дружба крепкая»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Животный мир океанов и морей»

Данное занятие позволит расширить представления детей о разнообразии животного мира океанов и морей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Область «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности Область «Речевое развитие» в подготовительной к школе группеТема: «Зимующие птицы»Цель: способствовать обогащению знаний ...