Знакомство с репродукцией картины И. Шишкина
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Утро в сосновом бору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с репродукцией картины И. Шишкина

«Утро в сосновом бору»

Цель: развитие у детей творческой продуктивной речевой деятельности под средством приобщения к произведению искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с репродукцией картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору»;
  • воспитывать эстетические чувства при знакомстве с живописью, создавая целостный образ рассматриваемой картины, с помощью описательного рассказа, диалогической речи, оживления образов, достигая эмоционального восприятия пейзажа с помощью интегративной формы работы, развивая детскую фантазию и воображение.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Оборудование: мольберт с репродукцией картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору», освещение картины (фильмоскоп или лампа), материалы для творчества, аудиозапись со звуками леса.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель:

Дети, вы любите сюрпризы?  А все тайное и загадочное? Я тоже очень люблю.  Закройте глаза (включаю аудиозапись со звуками природы)

Что вы представляете? Что вы чувствуете?  (лес, свежий воздух, пахнет лесом, слышно пение птиц, мелодия успокаивает, хочется расслабиться).

Воспитатель заводит детей в затемненную комнату, освещена только репродукция картины, или картина закрыта тканью и воспитатель открывает ее).

Вот и сюрприз!

2. Основная часть

Воспитатель: Перед нами репродукция Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Художник-пейзажист передаёт в своих картинах красоту родной природы: уголок леса, поля, луга. Эту картину тоже нарисовал художник Иван Иванович Шишкин и называется она «Утро в сосновом лесу» Он никогда не рисовал животных, поэтому изобразить мишек ему помог художник Константин Савицкий – его друг. А картину вы видели на скорей всего на конфетах.

Беседа – анализ картины.  

Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Как вы думаете, какое настроение она передает?

Какое время суток изображено на картине? Как удалось художнику показать, что в лесу наступает именно утро? Солнца не видно, но его лучи заливают светом макушки сосен. Они стройны и величавы.

Какие цвета использует художник, чтобы передать картину утра?

Что изображено на заднем плане? Мы можем хорошо разглядеть задний план в «подзорную трубу» (дети скручивают лист бумаги и рассматривают мелкие детали).

Да, на заднем плане изображен лес… Какой это лес? Это сосновый лес.

В глубине леса ещё темно, мрачно. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор. Он кажется таинственным и сказочным. Художник использовал тёмные, холодные тона красок. Макушки сосен более светлые, яркие.

На картине ярких красок мало, но они есть. Назовите, где они использовались художником?

Художник использовал яркие краски для написания тумана в глубине леса, неба, которое просматривается сквозь макушки сосен. А также яркими красками написаны сами макушки сосен.

А представьте, у нас в руках волшебная палочка, с помощью которой мы можем перемещаться. Заходить в картину нужно не там, где вздумается! Надо искать подходящее место. Художник сам подсказывает: либо тропинку какую нарисует, либо веточку положит, либо ещё как-нибудь! И ходить внутри картины можно не там, где хочешь, а только там, где художник разрешает! Надо ходить осторожно. И не нарушать жизнь местных жителей.

Где можно зайти? Это сосновый бор, здесь еще не ступала нога человека. Можно зайти по тропинке в центре картины и аккуратно из-за веточек подглядеть. Закрываем глаза и представляем себя внутри картины.

Представьте себе, что вы идете тихими шагами (музыка, голоса птиц). И вот мы уже идём по лесу! Ваши впечатления? Что вы увидели, услышали, почувствовали? Расскажите, пожалуйста.

Что вы слышите? Что вы чувствуете?

Дети – почувствовали под ногами, хруст старых, сухих веток. Услышали, как дятел долбит дерево. Почувствовали, что в лесу сыро. Услышали, как рычит медведица. Стало страшно в таком большом лесу. В таком лесу всё сказочно.

А что изображено в центре картины? В центре картины трое медвежат и мама медведица. Медвежата играют на старой сосне. Как вы думаете, что случилось с сосной? Рассмотрите ее поближе с помощью лупы.

Верно, ее сломало бурей, ствол расщеплен, корни вывернуты. Покажи с помощью лупы корни старой сосны. Рассмотри их через увеличительное стекло. Давно ли всё это здесь? Давно ли рухнула старая сосна? Как ты ответишь на этот вопрос? Покажите лупой порыжевшие ветки и иголки.

Когда старая сосна упала, она сломала ещё одну сосну, а тебе удалось это обнаружить? Покажи с помощью лупы где видны сразу оба поломанных дерева.

Давайте рассмотрим их поближе. Это лупа! (дети по очереди рассматривают детали картины)

Медвежата шаловливые, маленькие, мохнатые веселятся на дереве. А один из них смотрит куда-то вдаль. Он самый любопытный. Рассмотри также светлые воротнички медвежат.

А мама медведица смотрит, наверное, ревет, ругая их. Возьми увеличительное стекло и проверь, действительно ли у Медведице большие и острые зубы.

Игровой прием «Вхождение в образ».

А как вы думаете, медвежата молчат или о чем-то разговаривают?

Интересно, а что им говорит медведица?

Рассказ воспитателя.

Наступило утро в сосновом бору. Утренний туман заполнил лес. Солнце осветило макушки сосен, предвещая о начале нового дня. Вот в чаще леса показалась медведица с медвежатами. Два медвежонка ловко забрались на половину сломанной сосны, а третий встал на задние лапы и вглядывается вдаль, принюхиваясь к запахам утреннего леса. Мама медведица зорко следит за непослушными медвежатами и грозно рычит. Кругом дремучий лет.  Не пройдёшь через него.

Кто хочет описать картину?

Теперь представьте этот уголок леса ночью. Изобразите его. (Детям предлагаются различные материалы – карандаши, восковые мелки, природный материал)

Вот и опустилось за лес солнце, и по полянам и ветвям деревьев поползли сумерки. (Звучит спокойная мелодия). Молодые медвежата залезли в свою берлогу спать. А сумерки всё ползли, надвигались, пока всё вокруг не стало почти совсем невидимым.

3.Рефлексия

Как называется картина, которую мы с вами рассмотрели? Как бы вы назвали эту картину? А видели вы эту картину где-то еще? А картину вы видели на скорей всего на конфетах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»

Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...

Конспект нод Знакомство с репродукцией картины Ф. В. Сычкова "Астры".

Эта работа способствует знакомству с творчеством мордовского художника Ф. В. Сычкова,  пониманию детьми эстетической ценности натюрморта, видеть красоту сочетания форм и цвета. Развиватьтворческо...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект НОД в старшей, подготовительной группе "Знакомство с репродукцией картины Н.В.Овчинникова "И.Н.Ульянов и И.Я.Яковлев в чувашской школе"

Знакомство дошкольников с репродукцией картины Н.В. Овчинникова: «И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев в чувашской школе» (старшая - выпускная группа)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина "На севере диком".

На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине....

«Рассказывание по картине. Составление рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»»

Образовательные области: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с социально-коммуникативным развитием.Цель занятия: развитие творческого воображения при составлении описательного расс...