Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина "На севере диком".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_po_reproduktsii_kartiny_i.shishkina_na_severe_dikom.docx | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе. Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком».
Педагогическая цель: учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине с опорой на план воспитателя. Совершенствовать умение рассказывать связно, эмоционально; учить согласовывать существительные с прилагательными.
Целевые ориентиры: дети составляют описательный рассказ по пейзажной картине. Рассказывают связно, эмоционально; согласовывают существительные с прилагательными.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Средства реализации: презентация с зимней тематикой, произведениями известных художников. Снежинка. Журнал.
Предварительная работа.
Наблюдения за зимними явлениями. Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Чтение и заучивание стихов и песен. Слушание музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года».
Воспитатель.
- Ребята, сегодня почтальон Печкин принес нам журнал. Давайте рассмотрим его.
А кто принимает участие в составлении журналов, газет?
Какими должны быть журналисты?
Воспитатель.
- Ребята, а хотите сегодня стать журналистами и создать свой журнал?
Темой нашего журнала будет ответ на загадку:
Королева ледяная
Мчится в ледяной карете,
И ее сопровождает
Северный холодный ветер.
А за ней бегут вдогонку
Вьюга, колкая поземка.
И несутся, словно змеи,
Серебристые метели. (Зима)
Воспитатель.
Красоту, волшебство и величие русской природы зимой
воспевали художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой. Вот и мы наш журнал посвятим зиме.
Перед вами первая страница нашего журнала.
- Ребята, как мы его назовем, подумайте?
Можно назвать «Зима», «Зима – волшебница», «Зимнее чудо».
Итак, наш журнал называется «Зимнее чудо».
(На экране слайд – летящие снежинки).
А вот и вторая страница.
Посмотрите, какая она веселая, как забавно сверкают снежинки, будто приглашают поиграть. На этой страничке мы поместим веселые загадки.
(На экране слайды с отгадками: снеговик, снегопад, снежинки).
Воспитатель.
Посмотрите, как играют снежинки, как бы дружат друг с другом.
(на экране картинка с изображением падающих снежинок)
Ой, посмотрите, одна из снежинок прилетела к нам поиграть. Будем передавать ее по кругу и называть какая бывает зима.
(Морозная, снежная, суровая, пушистая, белая, вьюжная).Переходим к следующей странице нашего журнала – художественной.
Посмотрите, как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе.
(дети рассматривают на экране репродукции русских художников о зиме).
Воспитатель.
Чем картины отличаются друг от друга? (Сюжетом)
Но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом? (Пейзажем)
Воспитатель.
Давайте поместим в нашем журнале статью о картине И.И.Шишкина «На севере диком».
(на экране репродукция картины И.И.Шишкина «На севере диком»)
Послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Воспитатель.
- Ребята, нравится вам эта картина?
- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа?
-Что изображено на переднем плане?
- Какими словами можно сказать о сосне? Какая она?
(Красивая, одинокая, старая и т.д.)
- Что изображено на заднем плане?
- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно?
( Хмурое, вечернее, темное и т.д.)
Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричневато-желтый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.
-Как вы думаете, с каким настроением писал эту картину художник?
- Как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это?
- Какие детали говорят о тоске, задумчивости, грусти?
- А что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте?
- А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны?
Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у нее были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь? Как вы думаете, о чем думает сосна? Что она видела в своей жизни? С кем она могла общаться?
Воспитатель. Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами: и о величии сосны, и о снеге, и о небе, и о солнце. Для того, чтобы рассказ получился полным, обозначим основные моменты.
- Что изображено на картине?
- Где стоит сосна?
-Какой ствол у сосны?
-Какие ветки у сосны?
- Какое небо?
- О чем думает сосна?
- Какие чувства ты испытываешь к сосне? Какую же главную мысль нашей словесной картины мы донесли до читателей? (Как прекрасна наша родная русская природа. Природа – красота и богатство, и ее надо охранять и беречь).
Воспитатель.
Ну что же, журнал наш готов. Вы славно потрудились, и я думаю, наш журнал наверняка понравится читателям.
А вам понравилось быть журналистами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по рассматриванию картины "НА севере диком..." И.Шишкина
Один из конспектов из цикла "Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством"...
Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»
Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...
«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»
Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...
Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...
Художественно – эстетическое воспитание дошкольников по средствам ознакомления детей старшего дошкольного возраста с репродукциями И.И. Шишкина
публикация в информационно - методическом журнале Столичное образование -№5-6 2019...
«Рассказывание по картине. Составление рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»»
Образовательные области: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с социально-коммуникативным развитием.Цель занятия: развитие творческого воображения при составлении описательного расс...