Конспект ООД по развитию речи в старшей группе с использованием графических схем. Тема: "Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сукач Марина Юрьевна

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

2. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.

3. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_po_razvitiyu_rechi.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»

Конспект ООД по развитию речи

«Пересказ рассказа В. Бианки

"Купание медвежат»»

в старшей группе

Составил: воспитатель

Сукач М. Ю.

г. Гагарин

2023 г.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

с использованием графических схем.

Тема: "Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат"

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

2. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.

3. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

Активизация словаря: (медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, испугался).

Оборудование: портрет В. Бианки, коробка, иллюстрации с изображением медведей, графические схемы.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

«Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!  (садятся на стульчики)

2. Сюрпризный момент

-Ребята, посмотрите, какая большая красивая коробочка.

3. Речевая разминка.

- Но прежде, чем её открыть повторите за мной предложения:

Су – су – су – погуляем мы в лесу.

Ать – ать – ать – лес нам надо охранять.

Ол – ол – ол – у березы белый ствол.

Бы – бы – бы – коренастые дубы.

Лёны – лёны – лёны –подрастают клёны.

- Давайте теперь откроем коробочку и посмотрим, что в ней.

коробочка открывается.

-Ребята, здесь картинки. Хотите узнать, кто на них изображен?

-Тогда попробуйте отгадать:

«Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они спят. Зовут их еще сластенами, потому что они очень любят мед»

-Догадались, что за звери? (медведи)

-Давайте, проверим правильно это или нет? (достаю картинки медведицы и медвежат)

-Правильно. Давайте вместе скажем это медведица (показываю), это медвежата (показываю)- слова проговариваются.

- Ребята по размеру медвежата какие, а медведица? А по цвету они разные или одинаковые? Какого цвета медведи? (бурые)

- В каких сказках встречаются медведи? ( «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок»….)

5. Чтение рассказа:

- А         есть рассказы про медведей? Какой рассказ вы недавно слушали? ( Е. Чарушин «Медвежата», «Медвежонок») Какие были медвежата? (озорные, головастые, неуклюжие)

- Сейчас я вам прочитаю рассказ, который написал Виталий Валентинович Бианки (показ портрета), называется он «Купание медвежат».

Как вы думаете, какое время года будет описано в рассказе? Почему?

-Сели все красиво, спинки выпрямили, ноги поставили прямо. Представьте, что вы в лесу и наблюдаете такую картину….

«Из леса вышла большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом -  в воду, как первого. Медвежата остались довольны купаньем: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.»

- Кого вы встретили, когда представили себя в лесу?  

- Для чего медведица привела медвежат к реке?

-  Почему она привела медвежат купаться? Какой был день? (знойный, жаркий)

- Что можно сказать о медведице, какая медведица-мама?

6. Словарная работа:

-Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот? (иллюстрация) (значит взять за воротник)

-Давайте, кто-то из вас будет медведицей, а это ее медвежонок (даю игрушечного медвежонка)

-Покажи, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? (ребенок показывает)

-Ребята, что сделала …… (взяла медвежонка за шиворот)

- Ребята, а почему медведица надавала шлепков медвежонку? (воспитывала)

 (успокоить)

-Как медведица окунала медвежонка? (ребенок показывает)

-Давайте вместе покажем, как она окунала медвежат.

- Ребята, а для чего медведица это делала? Потому что какой был день? (знойный, жаркий)

7. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи с использованием графических схем (дети отвечают полным предложением)

- Давайте ещё раз вспомним историю, которую вы услышали,

представив себя в лесу. И попробуем изобразить услышанный рассказ с помощью схем.

-Кто вышел из леса? (Из леса вышла большая медведица и два веселых медвежонка.)

- Медведицу и медвежат мы покажем в виде таких схемы. (выставляется 1- я схема и т.д.)

- Для чего медведица привела медвежат к реке?

-Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка зубами за шиворот.)

-Что сделала медведица с медвежонком? (Медведица окунула медвежонка в речку.)

-Что сделал другой медвежонок? (Другой медвежонок испугался и убежал в лес.)

-Что сделала мама медведица медвежонку (Мама надавала медвежонку шлепков.) А затем?

-Остались ли, медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)

8. Физкультминутка: 

А теперь все дружно встали

И как мишки зашагали.

Будем делать повороты.

Выполняйте все с охотой.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

10. Повторное чтение рассказа:

- Ребята, а вы хотели бы рассказать эту историю своим знакомым? Тогда я вам прочитаю еще раз рассказ, а вы слушайте и смотрите на схемы, которые вам помогут рассказать эту историю вашим знакомым.

11. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем

(Развитие связной речи, формирование навыка работы по алгоритму).

Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке (слушайте внимательно, чтобы продолжить рассказ), индивидуально.

12.Итог занятия.

- С каким рассказом мы сегодня познакомились? (с рассказом «Купание медвежат»)

- Кто его написал? (Его написал Виталий Бианки)

- Что особенно понравилось в рассказе В. Бианки «Купание медвежат»?

- Вы все такие молодцы, и мне кажется, в нашей коробочке еще что-то лежит (Педагог открывает коробку и достает театр) А в коробочке лежит настольный театр для разыгрывания рассказа «Купание медвежат».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе с применением ЦОР Тема: «Составление рассказа о весне»

Конспект ООД по развитию речив старшей группе с применением ЦОРТема: «Составление рассказа о весне» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весен...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»  ...