Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок» (технология ТРИЗ)
консультация по развитию речи

Татьяна Геннадьевна Иванова

консультация для воспитателей и родителей по развитию связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx227.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок»

(технология ТРИЗ)

        Учитель - логопед

        Иванова Т.Г.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого, умственного развития (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, Л.Рубинштейн и др.) и подготовки детей к школе.

Поэтому формирования связной речи у детей 5-6 лет относится к числу актуальных.

В основе методики «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок» Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. – адаптированные методы ТРИЗ (автор Г.А.Альтшуллер) и общей теории сильного мышления (ОТСМ автор Н.Н.Хомчнеко), цель которых – педагогическое сопровождение освоения детьми обобщенных способов составления логической последовательности событий и связных текстов на этой основе.

Организация работы.

Можно организовать работу с подгруппами детей или индивидуально. Время на игры с серией сюжетных картинок не должно превышать для детей до 4 лет 5-6 мин, до 5 лет 10 мин., до 7 лет 15 мин.

Последовательность обучения составлению рассказов по серии картинок предполагает предварительную подготовку и этапы игровых упражнений  с последующей проверкой качества сформированного навыка.

Подготовительная работа.

Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить их анализировать реальные ситуации из жизни.

В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность и результат  совершенных действий.

Например, в процессе умывания взрослый спрашивает:

Что мы сейчас делаем? – намыливаем руки.

Что вы делали до этого? – открыли кран с водой.

Что мы будем делать после того как намылим руки? – будем смывать мыльную пену под струей воды.

Зачем мы это делаем? – чтобы руки были чистыми.

Цель таких бесед – научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно- следственные связи и видеть результат.

Следующая работа по анализу причинно – следственных связей в литературных произведениях.

После чтения литературного произведения педагог с детьми производит «раскодировку» содержания текста с опорой на иллюстрации.

Последовательность действий обсуждается на основе вопросов детям:

Кто изображен? - здесь изображена мама

Что он делает? – просит дочку отнести гостинцы бабушке.

Для чего он это делает? – мама хочет, чтобы Красная Шапочка навестила бабушку

Добился ли герой своей цели? Красная Шапочка соглашается отнести гостинцы бабушке.

Основные задачи:

- упражнять детей в нахождении причинно - следственных связей,

- формировать умение определять по действию героя его цель.

Этапы работы по серии картинок

Схема 1

Паровозик из картинок

Схема 2        https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJye3cy5r3CPoSMNnWRXdlnqo6K7IyhQXI2n-e_q=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

Назови место, где происходит событие

Схема 3https://static.onlinetrade.ru/img/items/b/chasi_nastennie_tfa_60.3017_1.jpg

Определи время событий

Схема 4

Найди общих героев на всех картинках

Схема 5

    Г-Д-Ц

Назови действия героев и догадайся, зачем он это делает

(герой – действие- цель)

Схема 6

Что за чем?

Схема 7https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04d2/0002fe89-5dd74412/hello_html_m454128d7.gif

Составь рассказ

Методика обучения детей работе с серией картинок позволяет им:

-освоить логические операции воссоздание последовательности событий по отдельным кадрам;

-составить речевой текст как сопровождение к серии картинок;

-осознать последовательность этапов работы.

Этап 1. «Паровозик из картинок»

Игровое действие.

Педагог дает ребенку набор перепутанных картинок и просит разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо.(паровозик из картинок). Далее ему показывают схему.

Этап 2. «Назови место, где происходят события»

Игровое действие.

Педагог предлагает детям, глядя на картинки, найти место, где происходят события, и как можно точнее обозначить его словом, а затем показать схему игры.

Возможный диалог:

В каком месте происходят события? – на улице, недалеко от дома

Покажи схему, обозначающую место, где происходят события.

Этап 3. «Определи место событий»

Игровое действие.

Детям предлагается определить время года и часть суток на каждой картинке, а затем показать схему игры

Этап 4. «Найди общих героев на всех картинках»

Игровое действие

Педагог предлагает детям найти сквозного героя и объекты, которые изображены на всех без исключения картинках

Возможный диалог:

Посмотри на картинки и найди главного героя. – Мальчик.

Придумаем ему имя. – Коля.

Во что он одет? – В шапку, свитер, брюки, ботики.

Что еще нарисовано на картинках?- снег, шары

Покажи схему, обозначающую героев на всех картинках.

Этап 5. «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»

Игровое действие

Педагог предлагает ребенку поочередно брать картинки, называть героя, его действия и обсуждать, с какой целью он действовал именно так. Используется логическая цепочка: «объект-действие- цель - действие»

Возможный диалог:

Какие действия мальчика изображены на этой картинке? – приставляет голову снеговику.

Для чего он это делает?- хочет, чтобы у снеговика была голова, стал похож на человека.

Покажи схему.

Этап 6. «Что за чем».

Игровое действие

Педагог предлагает ребенку взять любую понравившуюся ему картинку и переложить ее ближе к себе. Затем еще раз назвать действия объекта и его цель. Далее – игра «Что было раньше- что будет потом». Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд.

Возможный диалог:

Возьми любую картинку, какая тебе нравится.

Что раньше делал герой?

Возьми следующую картинку, куда ты ее положишь? До или после выбранной картинки?

Какая картинка будет последней?

А теперь разложи картинки «кадры фильма», чтобы было понятно, о чем наш фильм.

Этап 7. «Составь рассказ»

Игровое действие

Ребенку предлагается расшифровать «секретное письмо», т.е. составить рассказ по серии картинок.

Фактически ребенок составляет рассказ, используя нижеприведенную базовую модель.

Вариант рассказа.

Коля пошел на улицу, стоял зимний теплый день. Коля решил слепить снеговика. Он скатал сначала большой ком, потом  поменьше и сделал голову. Мальчик сделал ему лицо и воткнул морковку – это нос. Коля подумал и сделал руки. Потом повязал шарф и надел на голову ведро. Получился красивый снеговик. Хорошо зимой на улице. Я назову свой рассказ «Красивый снеговик».

Базовая модель рассказа в зависимости от возраста и уровня обучения детей может быть использована частично.

Заключительный этап.

Игровое действие.

Игра проходит без сюжетных картинок – используются только схемы этапов. Педагог предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие действия при этом выполнили. Затем дети рассказывают «секрет» каждой схемы.

Проверочные задания

«Играем в учителя» - ребенок учит сверстников раскладывать картинки в логической последовательности.

«Помощники» - детям дают возможность по-своему изобразить каждый этап работы с картинками любыми знаками или буквами на отдельных карточках.

«Загадочные истории в подарок друзьям» - одна группа детей самостоятельно делают «раскадровку» событий из реальной жизни, другая группа детей делает «расшифровку» истории по схеме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Методика обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок"

Обучающий тренинг с педагогами по использованию в образовательном процессе ТРИЗ- технологии...

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке (технология ТРИЗ)

В материале представлены этапы составления творческих рассказов с дошкольниками....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.

Основная дидактическая задача по развитию связной речи по технологии ТРИЗ через обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин  Упражнять детей в нахождении причинно-следс...

Мастер-класс «Составление логических рассказов по серии картинок» (технология ТРИЗ)

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Не требует больших затрат времени. Можно использовать в традиционной системе обучения. Развивает фантазию и воображение у детей....

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие...

Мастер-класс «Составление логического рассказа по серии картинок»

Мастер-класс  «Составление логического рассказа по серии картинок»...