Мастер-класс «Составление логических рассказов по серии картинок» (технология ТРИЗ)
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Что такое ТРИЗ? ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Не требует больших затрат времени. Можно использовать в традиционной системе обучения. Развивает фантазию и воображение у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 35.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»
Мастер-класс
«Составление логических рассказов
по серии картинок» (технология ТРИЗ)
Казанова Е.Е., воспитатель
2019 год
Слайд 2.
Что такое ТРИЗ? ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Автор теории Генрих Саулович Альтшуллер.
Слайд 3.
В соответствии с ФГОС ДО одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей является построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.
Преимущества ТРИЗ
Не требует больших затрат времени
Можно использовать в традиционной системе обучения
Развивает фантазию, воображение у детей
Вселяет уверенность детей в своих силах
Слайд 4. Развитие связной речи – ТРИЗ - технология
Технология обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок.
Технология обучения дошкольников составлению рифмованных текстов.
Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине.
Слайд 5. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок
Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки. Очень важно, чтобы взрослый мотивировал деятельность детей по составлению рассказа по серии картинок. Для детей 3 лет: «порадоваться» картинкам, сложенным в нужной последовательности, пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст и т.п.
Слайд 6.
К четырем годам предлагаются серии с 4-5 картинками. Сюжеты могут отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.). Для детей 4-5 лет используется мотив помощи к какому-либо герою или мотив получения приза.
Слайд 7.
Детям в возрасте 5 лет в серии можно включать до 6 картинок, отражающих типичные события, знакомые детям этого возраста (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или лес), а также серии картинок на основе сказочных ситуаций (собачка угощает друзей обедом, сова учит лесных зверей в школе и т.д.). Для детей 5-7 лет: мотив соревнования (работа на скорость без ошибок), подготовка к школе, игра в «Сыщиков» или создание из отдельных «кадров» целого фильма.
Слайд 8.
Детям в возрасте 5-7 лет целесообразно предлагать серии из 6-8 картинок, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых событий; сказочные ситуации из литературных произведений, незнакомых детям и т.д.). Желательно, чтобы взрослый самостоятельно создавал серии таких картинок. Детям не должна быть заранее известна последовательность в серии.
Последовательность обучения предполагает предварительную подготовку и этапы игровых упражнений с последующей проверкой качества сформированного навыка.
Слайд 9.
Этап 1.Он называется «Паровозик из картинок».
Давайте поиграем. Выберите себе по одной картинке. А теперь я вам предлагаю объединиться в подгруппы (технология сотрудничества) по цвету картинок и выбрать капитана.
Возьмите картинки и разложите их в правильной последовательности в одну линию слева направо: «Паровозик из картинок». Соблюдайте правила: после раскладывания не перемешивать картинки на столе и постарайтесь до них не дотрагиваться.
Слайд 10.
Этап 2 «Назови место, где происходят события». Предлагаю посовещаться в подгруппах
и договориться, кто будет отвечать.
- В каком месте происходит это событие? (На улице, на горке, во дворе.)
- Покажи схему, обозначающую место, где происходит событие.
Слайд 11
Этап 3. «Определите время событий». А теперь вопрос к капитанам:
- Кто быстрее скажет: в какое время года это происходит? (Зимой, когда холодно. Когда наступает праздник Новый год)
- В какое время суток? (Днём.)
- Найди схему, обозначающую «Время событий».
Слайд 12
Этап 4.«Найдите общих героев на всех картинках»
- Посмотрите на каждый «вагончик» «паровозика» и найдите главного героя (Главный герой - мальчик, потому что он изображён на всех картинках).
- Давай придумаем ему имя. (Его зовут Саша.)
- Скажите, во что одет Саша? (Он одет в куртку, шапку, сапоги, штаны, шарфик. Он ходит в детский сад.). Какого он возраста?
- Что ещё нарисовано на всех картинках? ( У Саши санки. Ещё нарисовано дерево.))
Посмотрите на каждый «вагончик» «паровозика» и найдите главного героя (Главные герои семья: мама, папа и две девочки).
А теперь вы придумайте имена девочкам, маме и папе. (Девочек зовут Оля и Юля.) А во что одеты девочки и какого возраста они?)
Что ещё нарисовано на всех картинках? (Нарисованы елка, папа, мама и девочки. Ещё нарисован Дед Мороз с подарками.)
- Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.
Слайд 13
Этап 5.«Назовите действия героев и догадайтесь, зачем они это делают?»
Выберите любую картинку, например: «Мальчик стоит с санками у горки и смотрит в сторону горки»;.)
- Что делает мальчик? (Смотрит на горку.) Как вы думаете, что мама принесла в корбке? (Елочные игрушки).
- Для чего он это делает? (Он хочет покататься с горки и думает, как лучше на неё забраться.)
-Что делает на этой картинке папа? («Папа принес домой елку, поставил её, а мама принесла коробку»)
- Что делают девочки? (Украшают елку.)
- Найди схему, обозначающую нашу игру.
Слайд 14.
Этап 6.«Что зачем?»
Капитаны, возьмите любую картинку и переложите её ближе к себе. Назовите ещё раз действия объекта. Игра «Что было раньше - что будет потом?».
- Возьми любую картинку, какая тебе больше нравится. (Я хочу взять эту картинку, где Саша едет с горки.)
- А что раньше делал Саша? (Он взял санки, пришёл к горке.)
- Найди эту картинку. Куда ты её поставишь, до или после выбранной тобой картинки? (Сначала Саша оделся, взял санки и пошёл на улицу.)
Какая картинка будет последней? (Саша съехал с горки и въехал в дерево, снег упал на Сашу.)
- Возьми любую картинку, какая тебе больше нравится. (Я хочу взять эту картинку, на которой мама, папа и девочки стоят около елки.)
- А что раньше делали мама, папа и девочки? (Папа принёс ёлку, мама принесла игрушки, а девочки с мамой украсили елку)
Найди эту картинку. Куда ты её поставишь, до или после выбранной тобой картинки?
- Теперь разложите картинки так, чтобы было понятно, о чем наш рассказ.
- Найди схему «Что зачем?».
Слайд 15.
Этап 7.«Составь рассказ»
Игровые действия. А теперь я вам предлагаю составить рассказ по серии ваших картинок.
Слайд 16.
Придумайте название рассказа.
Слайд 17.
(Игра проходит без сюжетных картинок – используются только схемы этапов.) Вспомните, в какие игры мы играли с картинками, и какие действия при этом выполняли. Затем дети рассказывают «секрет» каждой схемы и раскладывают их по порядку.
Слайд 18.
Педагог предлагает последовательно рассказать, что изображено на схемах, т.е. сказать правила игры с серией картинок. О чём нам говорит эта схема? (Эта схема говорит, что надо выложить «паровозик» из картинок). О чем нас спрашивает эта схема? ( В каком месте происходят события) и т.д.
Литература:
- Т.А. Сидорчук, Э.Э. Байрамова. Технология развития связной речи дошкольников. Ульяновск, 2015г.
- Т.А. Сидорчук. «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания. Ульяновск, 2015г.
- Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко» (ТРИЗ)
Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работ...
Мастер-класс "Составление рассказа по сюжетной картине ТРИЗ"
Повышение компетентности педагогов в обучении детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей дошкольного возраста с помощью...
Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие
Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие...
Мастер-класс "Составление рассказа по серии картинок с помощью алгоритма ТРИЗ технологии"
Уважаемые коллеги!Одним из интересных видов совместной деятельности со старшими дошкольниками является составление рассказа по серии картинок, объединённых общим содержанием.Опыт показыва...
Мастер-класс Составление загадок с детьми старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ технологии
Данный мастер-класс поможет педагогам ДОУ и родителям научить дошкольников быстро и интересно составлять свои загадки, опираясь на определенные модели...
Мастер-класс «Составление логического рассказа по серии картинок»
Мастер-класс «Составление логического рассказа по серии картинок»...
Мастер-класс «Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии»
Цель: оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ технологии. Задачи: 1.Показать преимущество применения Триз-технологии при составлении творческих рассказов по сюжетной картин...