«Использование лепбука для развития речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи

Иконникова Елена Владимировна

Актуальность этой технологии в том, что:

«Лэпбук» при детско-взрослом взаимодействии не только эффективно поможет ребёнку овладеть культурой речи, но и будет способствовать более доверительным межличностным отношениям, повысит педагогическую компетентность, даст возможность узнать интересы и потенциал ребёнка и развить их.

Лэпбук для дошкольников – это и красочный конспект, который систематизирует основную информацию по выбранной теме.

Беря папку в руки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе). Все это ведет к развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepbuk_master_klass_lepbuk_konkurs.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Использование лепбука для развития речи в учебной деятельности дошкольников»Здравствуйте уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по теме: «Лэпбук - средство развития речи через игровую деятельность детей

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития речи через игровую деятельность детей на основе использования лэпбука.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с методом лэпбук.

2. Показать возможности данного метода в систематизации, структурировании информации, развитии речи через игровую деятельность детей.

3. Повысить уровень мастерства педагогов.

Актуальность этой технологии в том, что:

«Лэпбук» при детско-взрослом взаимодействии не только эффективно поможет ребёнку овладеть культурой речи, но и будет способствовать более доверительным межличностным отношениям, повысит педагогическую компетентность, даст возможность узнать интересы и потенциал ребёнка и развить их.

Лэпбук для дошкольников – это и красочный конспект, который систематизирует основную информацию по выбранной теме.

Беря папку в руки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе). Все это ведет к развитию связной речи. 

Все мы давно используем в детских садах лэпбуки. Наш детский сад как три года работает с этой технологией. Принимал активное участие в различных конкурсах, занимая призовые места. Кто- то сал использывать эту технологию часто, кто –то редко. Нашему детскому саду это технология очень нравиться. Её использование привело к позитивным изменениям в   речевом развитии детей. Вашему вниманию сегодня подготовлена интересная выстовка лэпбуков по развитию речи и различные игровые технологии, которые могут быть так же использованы в этой работе (игре с лэпбуком)

Что же такое лэпбук?

Лэпбук пришёл к нам из Америки. В дословном переводе с английского « Лэпбук» значит « накаленная книга»

Термин «Лэпбук» был впервые введён мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данный метод для систематизации информации.

Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с дошкольниками в детском саду.

Как он помогает педагогу в работе?

 Лэпбук позволяет собрать в одно пособие самые разнообразные варианты развивающих занятий для дошкольников.

Как же он помогает ребёнку-дошкольнику?

Лэпбук для дошкольников – пособие не только невероятно полезное и интересное, но и универсальное. С такой папкой ребенок может заниматься в одиночестве или вместе с друзьями. Наполнение папки можно просто рассматривать, раскрывая все кармашки и потайные страницы, или же выполнять все задания. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, на обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

В рамках реализации ФГОС ДО мы должны четко знать, соответствует ли применение лэпбука этим стандартам: 1.Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнку.

2. Прочен.Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно – эстетического развития ребёнка.

4. Вариативен.Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких больших текстов описаниями, лишней информацией.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра).

В чем же преимущество обучения с лэпбуком?

Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразите даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь и уточните имеющийся предметный словарь; в-третьих, вы вместе с ребёнком научитесь структурировать сложную информацию; в-четвертых, разовьете свою креативность и творческое мышление; в-пятых, научите своих детей простому способу запоминания. И в итоге вся работа, если воспитатели будут делать её с детьми объединит детей и воспитателя для увлекательного и полезного занятия. Ваш лэпбук будет по-своему уникален!

А я представляю свой кейс-бук, как дидактическое пособие для детей дошкольного возраста. К столу приглашаются те, у кого на стульях жёлтые смайлики.

Тема кейс -бук: «Речевое развитие».

Цель: Изготовление и использование кейс -бук, вызвать интерес к изучаемой теме, повысить любознательность, привлечь детей к индивидуальной деятельности и совместной под руководством взрослого.

Задачи:

Обучающие:

- знакомство с различными игровыми технологиями;

- расширять и закреплять знания детей;

- учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Развивающие:

- развивать общую моторику, координацию, зрительную и слуховую память;

- развивать связную речь, образность речи;

- развивать словесно-логическое мышление детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к совместной игровой деятельности.

  1. Содержание папки: Бизиборд.
  2. Игра Мемори «Парные картинки».
  3. Геоконд
  4. Д/и «Совушка»
  5. Мнемотехника «Сказки», «Стихи».
  6. Д/и «Накорми мишку малиной»
  7. Д/и «Дикие животные и их детёныши»
  8. «Су-джок шарики»
  9.  «Кто где живёт?» (пластинки).

Кстати, совсем необязательно (и даже совсем не желательно) выполнить все задания, заложенные в кейс-бук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований.

Предполагаемый результат при использовании кейс-бука по теме «Речевое развитие»:

Дети будут использовать в речи новые слова, предложения; отгадывать загадки;

Быстрое запоминание информации;

Проявление повышенного интереса к содержанию папки.

А теперь уважаемые гости после увиденного и услышанного мне бы хотелось что б мы с вами попробывали изготовить свой лэпбук.

 С чего же начать?

1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста. Темы лэпбука могут быть абсолютно разными: интересные события, тематические недели, свойства воды, растения, космос и т.д.

2. После того как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо придумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, я использую модель трех вопросов.

Что ты знаешь о…?

Что хотел бы узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

3. Создание проекта. Чтобы сделать проект лэпбука понадобится:

- распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать цветной принтер, цветную бумагу для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная;

- твердая основа для самой папки…;

- ножницы, клей-карандаш, двухсторонний скотч, пленка-самоклейка;

- безграничная фантазия.

Но, а мы с вами используем просто сегодня фломастеры и нарисуем свой лэпбук.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать проект. Здесь нет границ для фантазии. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, вращающихся кругах, конвертах, карточках и т.д.

 Лэпбук готов!!!!

Уважаемые коллеги! Спасибо вам за проделанную работу.

Активно включайтесь сами и привлекайте родителей в творческую деятельность по изготовлению лэпбуков! Ведь лэпбук является самым популярным методом, который используется во всем мире.)

В заключении я предлагаю написать синквейн и выиграть приз! В переводе с французского слово синквейн означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях.

1 строка: Кто? Что? (1существительное) – тема синквейна;

2 строка: Какой? (2 прилагательных) - раскрывает тему;

3строка: Что делает? (3глагола) - описывает действия;

4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов) - целая фраза;

5 строка: Кто? Что? ( Новое звучание темы) (1существительное) – слово – резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, личное отношение.

Попробуем все вместе! По теме нашей встречи.

Предполагаемые ответы

1 строка: существительное

Игра

2 строка: какая?

Интересная, словесная, настольная, интерактивная

3 строка: что делает?

4 строка: что вы думаете о теме?

Актуальное направление работы (используется в детском саду)

5 строка: новые слово

Инновация(развитие)

Спасибо, приз Ваш!  Это волшебное угощение.

Если отведаете эти конфеты, то у вас сразу появится желание применять игровые технологии в работе с детьми. А съев волшебное печенье, вы будете на «отлично» знать методику организации различных игр.

Напиток поможет вам справиться с любыми поставленными задачами и добиться высоких результатов в воспитании и развитии детей. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии речи дошкольников

     Фольклор по - английски означает: народная мудрость, народное знание. это традиционное искусство. фольклорные богатства - песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это бог...

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...

Видео-презентация лепбука по развитию речи дошкольников

Ссылка для просмотра: https://vk.com/video166611391_456239242...

Мастер-класс для педагогов «Использование лепбука для развития речи в дошкольников»

laquo;Лэпбук» при детско-взрослом взаимодействии не только эффективно поможет ребёнку овладеть культурой речи, но и будет способствовать более доверительным межличностным от...

Методические рекомендации «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников с задержкой психического развития»

Использование мнемотехники открывает для воспитателей много возможностей. Цель: данных методических рекомендаций – оказать помощь педагогам практикам ДОУ в построении алгоритма работы с мне...