Методические рекомендации «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников с задержкой психического развития»
рабочая программа по развитию речи

Татьяна Витальевна Петухова

Использование мнемотехники открывает для воспитателей много возможностей.

 

Цель: данных методических рекомендаций – оказать помощь педагогам практикам ДОУ в построении алгоритма работы с мнемотехникой.

Методы и приёмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №12 «Золотая рыбка»

Представлен:

на педагогической планёрке

09.10.2024г.

              Утверждаю______________

                           Л.В. Владыкина, заведующий МДОУ

       «ЦРР – детский сад № 12 «Золотая рыбка»

          Приказ № от 09.10.2023г.

                                                                                                                                                   

Петухова Татьяна Витальевна, воспитатель ДОУ

Методические рекомендации

«Использование мнемотехники для развития речи дошкольников

с задержкой психического развития»

г. Железногорск-Илимский, 2023год.

Аннотация:

Задержка психического развития – понятие, сложившееся в 60-е гг. XX столетия и понятие психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. ЗПР – обратимое замедление темпа психического развития, оно выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью.

С целью коррекции имеющихся недостатков необходимо прикладывать максимум усилий для развития познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления, навыков анализа и синтеза), так как развитие данных процессов у детей с ЗПР, будут способствовать дальнейшему успешному обучению в школе. Психолого-педагогические исследования указывают на преобладание произвольных форм запоминания над непроизвольными, недостатки продуктивности запоминания, сложности в применении эффективных приемов запоминания, низкий объем запоминания и его последовательность в воспроизведении, а также преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления. Именно поэтому использование мнемотехники как вспомогательного приёма при обучении детей с ЗПР является наиболее эффективной.

 Мнемотехника – система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличением памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Цель: данных методических рекомендаций – оказать помощь педагогам практикам ДОУ в построении алгоритма работы с мнемотехникой.

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

  1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
  2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
  3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
  7. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  8. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
  9. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия: зрительного, слухового, кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата),  обонятельного, вкусового, осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.

Например: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Кто ушёл?», «Кто позвал?», «Развесим и соберём слова», «Парные открытки», «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Здесь будут наиболее эффективны следующие методы: метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей ЗПР можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи:

  1. Закрепление различных методов запоминания.
  2. Развитие фотографической памяти.
  3. Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать.
  4. Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение связную речь, мелкую моторику рук.

Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса, формированию связной речи. (Это является крайне необходимым, когда у детей с задержкой психического развития имеется сочетанное нарушение речи).

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх-четырёх картинок, по которым можно составить предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести стихотворение или даже целый рассказ. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.

Таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Кроме того, мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса по какой-то лексической теме, при разучивании стихотворений, скороговорок, отгадывании загадок, при составлении рассказов и для обучения пересказу.

Детям предлагается мнемотаблица на определенное слово по лексической теме. Этот прием служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти дошкольников, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке.

Этапы работы с мнемотаблицей на слово:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Перекодирование информации.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Мнемодорожки для составления предложений. Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.

В результате использования таких приемов мнемотехники у детей:

расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Использованная литература:

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  2. Омельченко Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников. М.: Учитель, 2015.
  3. Ткаченко Т.А. Наглядно-дидактическое пособие «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.

Приложение

Перспективное планирования с применением технологии Мнемотехника

Месяц

Название интеллект-карт

Задачи

Форма работы

Взаимодействие с родителями

Октябрь

I-II неделя

III-IVнеделя

«Осень»

«Признаки»

«Дары осени»

Расширение представлений о признаках осени, даров осени, изменения в природе.

Знакомство и показ мнемоквадрата, мнемодорожки.е

Работа с детьми на Обогащение активного словаря по теме с усвоением умения словообразования и словоизменения.

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

Ознакомление родителей с планом по мнемотехнике как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. На родительском собрании. Консультации для родителей: как правильно составить мнемосхему.

Ноябрь

I-II неделя

III-IVнеделя

«Моя семья»

«Родственные связи»

Закрепить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе; помочь детям осознать значение семьи в их жизни, дать основы понятия «родственные связи»; Совместное составление мнемодорожке по Расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов.

Словесная игра «Что

умеет делать?» Дидактическая игра «Кому что

нужно?»

Фото рассказ

«Моя семья», по мнмотаблице

Задачи: развивать память, умение

рассказывать по фотографиям,

совершенствовать интонационную и монологическую речь.

Декабрь

I-II неделя

III-IVнеделя

Зима»

«Признаки»

«Новый год

Подвести детей к пониманию того, что в природе с наступлением зимы происходят изменение, образ жизни животных и др. Люди встречают праздник Новый год.

Составление рассказа по подгруппам о признаках Зимы. С использованием мнемотаблицы.

Дидактическая игра «Зима»,

«Уличные игры в разное время года»

Речевая игра «Назови действия и догадайся, зачем он это делает»

Акция «Подари книге жизнь». Задачи:

распространение педагогических знаний,

практическая помощь в

воспитании детей.

Январь

I-II неделя

III-IVнеделя

«Сибири животные»

«Домашние

животные»

Обогащать словарь детей по теме. Закрепить представление о домашних животных и Сибири и их детенышей, где живут, чем питаются; польза

Подбор иллюстраций из журналов. Составление мнемосхем  рассказа об одном животном Сибири.

Речевая игра  «Потерялись»

Дидактическая игра

«Загадочное животное» Речевая игра «Назови действия и догадайся, где обитает»

Вечер чтения детям сказок и рассказов. «Моя любимая книга»

Задачи: привлекать родителей к

совместной работе по развитию речи детей.

Консультация «Если вы решили купить

ребенку книжку» Задачи: оказывать практическую

помощь родителям в воспитании детей.

Месяц

Название интеллект-карты

Задачи

Форма работы

Взаимодействие с родителями

Февраль

I-II неделя

III-IVнеделя

«Признаки зимы»

«Мир профессий»

«23 Февраля»

Формировать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям; развитие взаимодействия со сверстниками; владение новой формой составления рассказов

Подбор иллюстраций из журналов. Составление мнемотаблици « Профессия папы» по подгруппам.

Дидактическая игра «Зима» Словесно - подвижная игра в рамках занятия

«Будут на зиму дрова» Словесно - подвижная игра в рамках занятия

Создание фотоальбома

«Профессия моего папы»

Задачи: привлекать родителей для участия всовместной работе с детьми, развивать связную речь детей путем составления  рассказа по впечатлениям от увиденного.( мнемотаблица)

Март

I-II неделя

III-IVнеделя

«Весна, признаки»

«8 марта» «Перелетные птицы»

Расширение представлений о признаках весны.

Расширить о представления о появления праздника» Расширение знаний детей о перелетных птицах,

их строении, видах, питании и т.д. Развивать активность и самостоятельность в усвоении и передачи информации.

Рассказ-описание « Моя мама» ( мнемотаблица).

Речевая игра «Кто что знает?» Словесная игра  «Моя мамочка какая»

Буклеты для родителей: «Почему взрослым

необходимо следить за своей речью»

Задачи: повышение педагогической культуры родителей.

Апрель

I-II неделя

III-IVнеделя

«Космос»

Определение уровня знаний детей по теме, составление рассказа по ней. Формирование навыка составления рассказа по схеме.  Развивать словесное сопровождение и словесное планирование деятельности.

Речевая игра – фантазия

«Путешествие звёздочки» 

Словесная игра   «Да – нет»

Индивидуальная беседа: «Как

отвечать на детские вопросы»

Задачи: расширение активного словаря родителей, развитие умения правильно формулировать свои мысли, приучение к употреблению слов в соответствии.

Май

I-II неделя

III-IVнеделя

День Победы»

«Первоцветы

Расширение знаний детей о Великой Отечественной войне.

Первоцветах, их строении. Развивать активность и самостоятельность в усвоении и передачи информации.

Рассказывание описательных расказов по мнемотаблицам по изученному грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания.

Словесная игра «Ищу друзей» Дидактическая игра «Сравни » Дидактическая игра «Что с чем связано?»

«Акция поиграй со мною мама!»  на лучшую придуманную сказку родителями и

детьми «Моя сказка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

Речь – одна из важных линий развития ребенка.Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному,...

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действова...

Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

Речь – одна из важных линий развития ребенка.Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит...

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развит...

Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному, так как от группы к группе идет постепенное ...

Методические рекомендации для родителей: "Взаимодействие с детьми, имеющими задержку психического развития"

  Проблема воспитания и развития ребенка с ЗПР чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной, эмоциональной, моральной и психологической дезадаптации всей семьи. Род...

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.

1. Воспитатель, работающий с детеми ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен пом...