Методические рекомендации «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников с задержкой психического развития»
рабочая программа по развитию речи
Использование мнемотехники открывает для воспитателей много возможностей.
Цель: данных методических рекомендаций – оказать помощь педагогам практикам ДОУ в построении алгоритма работы с мнемотехникой.
Методы и приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_i_plan_raboty_mnemotehniki_zpr.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №12 «Золотая рыбка»
Представлен: на педагогической планёрке 09.10.2024г. | Утверждаю______________ Л.В. Владыкина, заведующий МДОУ «ЦРР – детский сад № 12 «Золотая рыбка» Приказ № от 09.10.2023г. |
Петухова Татьяна Витальевна, воспитатель ДОУ
Методические рекомендации
«Использование мнемотехники для развития речи дошкольников
с задержкой психического развития»
г. Железногорск-Илимский, 2023год.
Аннотация:
Задержка психического развития – понятие, сложившееся в 60-е гг. XX столетия и понятие психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. ЗПР – обратимое замедление темпа психического развития, оно выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью.
С целью коррекции имеющихся недостатков необходимо прикладывать максимум усилий для развития познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления, навыков анализа и синтеза), так как развитие данных процессов у детей с ЗПР, будут способствовать дальнейшему успешному обучению в школе. Психолого-педагогические исследования указывают на преобладание произвольных форм запоминания над непроизвольными, недостатки продуктивности запоминания, сложности в применении эффективных приемов запоминания, низкий объем запоминания и его последовательность в воспроизведении, а также преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления. Именно поэтому использование мнемотехники как вспомогательного приёма при обучении детей с ЗПР является наиболее эффективной.
Мнемотехника – система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличением памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Цель: данных методических рекомендаций – оказать помощь педагогам практикам ДОУ в построении алгоритма работы с мнемотехникой.
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
- Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
- Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
- Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
- Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
- Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
- Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Методы и приёмы мнемотехники
Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия: зрительного, слухового, кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата), обонятельного, вкусового, осязательного.
Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.
Например: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Кто ушёл?», «Кто позвал?», «Развесим и соберём слова», «Парные открытки», «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и другие.
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Здесь будут наиболее эффективны следующие методы: метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей ЗПР можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи:
- Закрепление различных методов запоминания.
- Развитие фотографической памяти.
- Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать.
- Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение связную речь, мелкую моторику рук.
Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса, формированию связной речи. (Это является крайне необходимым, когда у детей с задержкой психического развития имеется сочетанное нарушение речи).
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх-четырёх картинок, по которым можно составить предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести стихотворение или даже целый рассказ. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.
Таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Кроме того, мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса по какой-то лексической теме, при разучивании стихотворений, скороговорок, отгадывании загадок, при составлении рассказов и для обучения пересказу.
Детям предлагается мнемотаблица на определенное слово по лексической теме. Этот прием служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти дошкольников, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке.
Этапы работы с мнемотаблицей на слово:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Перекодирование информации.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Мнемодорожки для составления предложений. Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.
В результате использования таких приемов мнемотехники у детей:
расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Использованная литература:
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
- Омельченко Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников. М.: Учитель, 2015.
- Ткаченко Т.А. Наглядно-дидактическое пособие «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
Приложение
Перспективное планирования с применением технологии Мнемотехника
Месяц | Название интеллект-карт | Задачи | Форма работы | Взаимодействие с родителями |
Октябрь I-II неделя III-IVнеделя | «Осень» «Признаки» «Дары осени» | Расширение представлений о признаках осени, даров осени, изменения в природе. Знакомство и показ мнемоквадрата, мнемодорожки.е Работа с детьми на Обогащение активного словаря по теме с усвоением умения словообразования и словоизменения. | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Ознакомление родителей с планом по мнемотехнике как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. На родительском собрании. Консультации для родителей: как правильно составить мнемосхему. |
Ноябрь I-II неделя III-IVнеделя | «Моя семья» «Родственные связи» | Закрепить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе; помочь детям осознать значение семьи в их жизни, дать основы понятия «родственные связи»; Совместное составление мнемодорожке по Расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов. | Словесная игра «Что умеет делать?» Дидактическая игра «Кому что нужно?» | Фото рассказ «Моя семья», по мнмотаблице Задачи: развивать память, умение рассказывать по фотографиям, совершенствовать интонационную и монологическую речь. |
Декабрь I-II неделя III-IVнеделя | Зима» «Признаки» «Новый год | Подвести детей к пониманию того, что в природе с наступлением зимы происходят изменение, образ жизни животных и др. Люди встречают праздник Новый год. Составление рассказа по подгруппам о признаках Зимы. С использованием мнемотаблицы. | Дидактическая игра «Зима», «Уличные игры в разное время года» Речевая игра «Назови действия и догадайся, зачем он это делает» | Акция «Подари книге жизнь». Задачи: распространение педагогических знаний, практическая помощь в воспитании детей. |
Январь I-II неделя III-IVнеделя | «Сибири животные» «Домашние животные» | Обогащать словарь детей по теме. Закрепить представление о домашних животных и Сибири и их детенышей, где живут, чем питаются; польза Подбор иллюстраций из журналов. Составление мнемосхем рассказа об одном животном Сибири. | Речевая игра «Потерялись» Дидактическая игра «Загадочное животное» Речевая игра «Назови действия и догадайся, где обитает» | Вечер чтения детям сказок и рассказов. «Моя любимая книга» Задачи: привлекать родителей к совместной работе по развитию речи детей. Консультация «Если вы решили купить ребенку книжку» Задачи: оказывать практическую помощь родителям в воспитании детей. |
Месяц | Название интеллект-карты | Задачи | Форма работы | Взаимодействие с родителями |
Февраль I-II неделя III-IVнеделя | «Признаки зимы» «Мир профессий» «23 Февраля» | Формировать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям; развитие взаимодействия со сверстниками; владение новой формой составления рассказов Подбор иллюстраций из журналов. Составление мнемотаблици « Профессия папы» по подгруппам. | Дидактическая игра «Зима» Словесно - подвижная игра в рамках занятия «Будут на зиму дрова» Словесно - подвижная игра в рамках занятия | Создание фотоальбома «Профессия моего папы» Задачи: привлекать родителей для участия всовместной работе с детьми, развивать связную речь детей путем составления рассказа по впечатлениям от увиденного.( мнемотаблица) |
Март I-II неделя III-IVнеделя | «Весна, признаки» «8 марта» «Перелетные птицы» | Расширение представлений о признаках весны. Расширить о представления о появления праздника» Расширение знаний детей о перелетных птицах, их строении, видах, питании и т.д. Развивать активность и самостоятельность в усвоении и передачи информации. Рассказ-описание « Моя мама» ( мнемотаблица). | Речевая игра «Кто что знает?» Словесная игра «Моя мамочка какая» | Буклеты для родителей: «Почему взрослым необходимо следить за своей речью» Задачи: повышение педагогической культуры родителей. |
Апрель I-II неделя III-IVнеделя | «Космос» | Определение уровня знаний детей по теме, составление рассказа по ней. Формирование навыка составления рассказа по схеме. Развивать словесное сопровождение и словесное планирование деятельности. | Речевая игра – фантазия «Путешествие звёздочки» Словесная игра «Да – нет» | Индивидуальная беседа: «Как отвечать на детские вопросы» Задачи: расширение активного словаря родителей, развитие умения правильно формулировать свои мысли, приучение к употреблению слов в соответствии. |
Май I-II неделя III-IVнеделя | День Победы» «Первоцветы | Расширение знаний детей о Великой Отечественной войне. Первоцветах, их строении. Развивать активность и самостоятельность в усвоении и передачи информации. Рассказывание описательных расказов по мнемотаблицам по изученному грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания. | Словесная игра «Ищу друзей» Дидактическая игра «Сравни » Дидактическая игра «Что с чем связано?» | «Акция поиграй со мною мама!» на лучшую придуманную сказку родителями и детьми «Моя сказка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»
Речь – одна из важных линий развития ребенка.Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному,...
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.
С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действова...
Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»
Речь – одна из важных линий развития ребенка.Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит...
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развит...
Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»
Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному, так как от группы к группе идет постепенное ...
Методические рекомендации для родителей: "Взаимодействие с детьми, имеющими задержку психического развития"
Проблема воспитания и развития ребенка с ЗПР чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной, эмоциональной, моральной и психологической дезадаптации всей семьи. Род...
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.
1. Воспитатель, работающий с детеми ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен пом...